РАБОЧИЙ СТОЛ

СПИСОК АВТОРОВ

Звательный падеж

Марта Бартновская

21-04-2023 : редактор - Юлия Тишковская





Марта Бартновская, 19 лет, учусь на философском факультете МГУ. В 2022 вошла в лонг Лицея.


***

Человек вытаскивается из грёзы
Чьей-то пыльной рукой,
Пыль оседает на нем, вкрадывается в глаза.
Человек, вытащенный из грёзы,
(Ему бы, милому, ещё спать и спать),
Никогда не просивший: "Разбуди меня, если я не проснусь",
(Правда, ему и некогда было, и некого)
Моргает, моргает, моргает,
Не останавливаясь,
Крик младенца, впервые ощутившего воздух.

Если красота, собранная с каждой звёздочки, с каждой травинки,
Говорила вам:
"Я влюблен в другую девушку",
Если вы когда-нибудь были Вероникой
В привокзальном кафе,
Значит, вы лунатики дня,
Значит, вы можете только представить
(и этого достаточно),
Как ему было больно,
Когда рука тянула его за волосы.

Вы скажете: откуда рука и откуда пыль,
Ты все врешь.
Я тихо-тихо выйду из ваших комнат.
А если вы скажете:
Ты все выдумываешь,
Я заплачу с вами, потому что
Не было ещё человека,
Вытащенного из грёзы,

Не было ещё человека.


***

Живу день, словно он — первый. Каждый раз.
Словно я никогда не бывала в своей постели.
Словно не слышала ранней ремонтной трели.
Не задевала кончиком пальца палас.
Не ощущала его жестокости.

Я никогда не завидовала весне.
Всё к ней ластится. Льстит, сластится —
Все забывает себя и является мне.
Все исчезает, когда просыпаюсь я.
Все есть, когда открывает глаза синица.

Я вижу синицу в роще. Недалеко, у школы.
Конечно, не ее саму. Только то, что ею названо.
Она ходит и видит другое солнце.
Ей не кажется, что нивы сжаты и рощи голы.
А сегодня лето. Правильно ей не кажется.

Я так думаю. А нивы может и сжаты. И рощи голы.
Она не понимает, что не видит исчезнувшего.
Все как на чьей-то ладони, которая загибает пальцы.
Только бы она не решила сжаться в кулак.



Сартру

Один человек сказал,
Что я упрек миру,
Что созданный объект от меня ускользает.
Я видела во сне бал
Символов и порфиру,
Надетую на вещи, некогда бывшие самими собой.
Один человек солгал:
В произведениях все слова
Подобны ловушкам.
Открою тайну:
Мир, знаете ли, хрупок и мал,
В нем просто нет места
И рыбам, и мушкам.
Он еще говорил:
Молчание тоже имеет смысл.
Молчите — и ваши мысли будут услышаны.
Насколько беззвучна мысль,
Настолько хватает сил
Записывать новое слово во все словари.
Оно имеет значение,
Оно не понято до конца.
Как древнее
Случайно найденное сукно:
То ли играть на нем в покер,
То ли на половину лица
Натянуть и уснуть.
Не беречь, а использовать.
Чему оно нужно — слезам, эйфории, библии — все равно,
Слово никогда не является и не доносит,
Оно просто есть.
Оно — не моя воля,
Но имя ее.
Оно — любовь между мной и погребом мира.



***

Он звучит в голове: иоанн, иоанн, иоанн.
Ничего не могу написать про расколотый взгляд.
Я расколотый взгляд, я расколотый звуками взгляд.
Он звучит в голове: иоанн, иоанн, иоанн.

Не могу расколоть, я тону в его слабом вине.
Чтобы взгляд расколоть, я анапест должна расколоть,
Я не вижу земли в идеальном витражном окне,
Мне не нужен мираж, мне нужна утонченная плоть.

Как мне выгнать его, если я постоянно в гостях,
Как разрушить его, истребить из моей головы.
Я хочу уронить в человека мерцающий страх —
Как вцепиться в него, если я обращаюсь на "Вы"?

Ничего не могу, мне нужна утонченная плоть,
Чтобы в ней повторять: расколоть, расколоть, расколоть.

Я достучалась до мастера
Оконных рам,
И разрыдалась:
Размеры
не по стихам.



***

Мне кажется, я дома не одна.
Я там живу,
Где горечью вина
Пропитаны паркетные дощечки.
Я там живу,
Где стон и тишина
Влюбляются,
Как совесть и вина.
Я там живу,

Он прямо надо мной.
Но кажется,
Что сумрак неземной
На лестнице закуривает ночью,
А я боюсь
Нечаянно рукой
Его задеть
И слиться со стеной,
И умереть.

Пока я там живу,
Мне снятся сны, но снятся наяву,
А сумрак рад,
Он курит и молчит,
Он помнит всех, не помнящих обид.
Он бережёт,
Пугая темнотой.

Я убегаю, он бежит за мной.

Здесь шум и дым, я в комнате пустой.

Здесь колокол звонит.
Не спрашивай, по ком.
Я не встревожу сумрак ночником.



***

Не осуждайте меня за то, что я не страдаю,
За то, что я влюбляюсь в человека, а не в страдание,
Он был ветром, который носился, сметая все на своем пути,
Он был ветром, который ласкал мои волосы.
И внезапно, когда я шла в университет,
Ветер утих.

Когда я останавливаюсь на перекрестке,
Когда я оказываюсь между Дионисом и Аполлоном —
Мне кажется, что идти некуда,
Что я навечно застряла
Между Дионисом и Аполлоном.

Все останавливается: люди, муравьи, птицы,
Теперь я вижу не кино, а натюрморт,
Все останавливается, кроме моего сердца.

Вдруг я замечаю идею движения,
Как надежду, когда нет ни надежды, ни идеи надежды,
Она растворяется во мне, изнутри обволакивает,
Она вплетается в моё тело
И становится силой шагнуть.

Я делаю первый шаг, и все делает первый шаг: люди, муравьи, птицы.
Я снова то в пьянстве, то в сновидении,
Я снова вижу кино, а не натюрморт.

Все наполняется движением,

Но я чувствую,
Что ветер утих.

 
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney