RSS / ВСЕ

|  Новый автор - Елена Зейферт
|  Новый автор - Евгений Матвеев
|  Новый автор - Андрей Дмитриев
|  Новый автор - Михаил Бордуновский
|  Новый автор - Юлия Горбунова
|  Новый автор - Кира Пешкова
|  Новый автор - Егор Давыдов
|  Новый автор - Саша Круглов
|  Новый автор - Сергей Мельников
|  Новый автор - Лотта Заславская
РАБОЧИЙ СТОЛ
СПИСОК АВТОРОВ

Пётр Ликин

Воспоминание

13-08-2018 : редактор - Евгений Прощин





  
         1

 Многие  значительные внутренние и внешние мотивы побуждают меня говорить о Георгии Недгаре. Собственно, эта статья не первая моя попытка разговора о нём. В декабре 2014 года я делал  доклад об этом поэте на семинаре  “точка.доступа”.  Последовавшее тогда обсуждение серьёзно на меня повлияло. Особенно ценными были замечания Юрия Орлицкого, присутствовавшего на семинаре.

 Я много думаю о Недгаре и часто обращаюсь к его стихам. Субъективно для меня Недгар - самый  важный автор неподцензурной поэзии. Я чувствую огромное духовное родство с Недгаром; есть знаки, связующие нас. Есть идеи и положения о Недгаре, которые я считаю необходимым высказать.

         2

 Коротко очерчу жизненный и поэтический путь Недгара. Георгий Недгар (наст. имя Юрий Виленский) родился в 25 мая 1944  в Москве. Писать стихи начал в 15 лет, тетради с юношескими стихами были позднее уничтожены автором. Недгар рано получил признание со стороны мэтров модернизма: его стихи были высоко оценены Ахматовой и прочитаны Георгием Ивановым на эмигрантском вечере поэзии. К началу шестидесятых относятся первые литературные знакомства (С. Красовицкий,  В. Хромов) и публикации в самиздате и за границей.

  Поэтическое развитие Недгара проходило в изоляции, он был ярко выраженным поэтом-одиночкой. Важную роль в  творческой судьбе Недгара сыграл известный деятель подпольной культуры Слава Лён. Лён высоко его ценил, включал в свои антологии, в 90-е организовывал посмертное издание книг.

  После двенадцатилетнего молчания (72-84)  поэт создаёт своё вершинное произведение - тетралогию “Марцефаль”, где нашли своё выражение эзотерические поиски и наркотический опыт Недгара. 4 мая 1989 года Недгар погиб после попытки суицида.

       3

 Теперь о стихах, точнее о том, чем эти стихи дороги и важны для меня. Во-первых, это эстетизм, то есть присутствовавшая и реализованная установка на утончённость. Недгар великолепно выдерживает стиль:

“Чужую розу не сорву
И птиц кармических не трону,
Не выпаду в чужую зону
И не забудусь в мрачном рву.
И пусть свистящая Лилит
Мне руку плоскую протянет –
Я вижу: ночь блестит и вянет,
И сердце тонкое лежит
На дне конического ада…
И вот уж – утро и прохлада,
И солнце новое бежит
Присесть на край ночного сада”

Ни одного провала, и подобных безупречных вещей у Недгара много.

Во-вторых,  иррациональность поэзии Недгара - смещение конвенциональной логики речи. В сочетании с классичностью формы этот фактор даёт поразительные эффекты:

“Твой гроб стоит на старте у крючка,
В приливе и отливе воскресенья.
Ни радуги, ни свертка, ни сверчка –
Ни даже человеческого пенья”.

 Картина мира деформирована творческим воображением.

 Недгар - поэт модернистский и одновременно в хорошем смысле классичный . Излюбленная форма Недгара - четырёхстопный ямб; большое значение имеет любимый им Пушкин.

 Недгар являет собой редкий в неподцензурной  поэзии пример последовательного развития поэтики символизма. И символистское модернистское понятие жизнетворчества остаётся для него актуальным,  это видно по стихам.

 Стихи  Недгара содержат различные аллюзии: и библейские, и из классической литературы (Гоголь, Достоевский, Набоков).  Я  не филолог и не критик, и у меня нет задачи проводить стиховедческий и культурологический анализ поэзии Недгара, но я очень хочу, чтобы эту работу выполнили другие, потому что поэт такого масштаба должен быть изучен. Пока же о  Недгаре написано прискорбно мало, из известных мне работ могу выделить рецензию Заны Плавинской  “Дно конического ада”

       4

 И в заключение хочу ещё раз сказать – отсутствие Недгара в контексте современного поэтического процесса представляется мне крайне несправедливым. Был рассказ о Недгаре в радиопрограмме Светланы Буниной “Частная коллекция”; была публикация прозы поэта в одном из номеров “Волги’, подготовленная   Владимиром Орловым, но всего этого катастрофически недостаточно. Недгар должен быть введён в ряд классиков неподцензурной поэзии, качественно издан и исследован. Художественные достижения всегда должны получать адекватное признание.

                                                                                                                2018



 
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah