СООБЩЕСТВО

СПИСОК АВТОРОВ

Борис Херсонский

ХВАЛА И ХУЛА

02-10-2014





(История боготворчества и богоборчества в масштабах
отдельно взятой страны)



...
Эта статья –с одной стороны запоздавшее на десятилетия школьное
сочинение на тему "Образ Ленина в советской поэзии".
С другой – небольшой психологический анализ фольклора семидесятых-
восьмидесятых годов – анекдотов о великом вожде мирового пролетариата.
Первая тема воистину неисчерпаемая! Профессиональные литераторы страны победившего социализма упражнялись в прославлении великого вождя на протяжении почти семидесяти лет. Исписаны тонны бумаги. А уж тиражи... Это были стихи и поэмы различного профессионального уровня. Некоторые авторы проникновенных строк об Ильиче ныне - во главе антикоммунистического, демократического и националистического движений. Но моя задача - не испортить этим людям настроение, напомнив им о "темном коммунистическом
прошлом". Эта статья носит скорее "околобогословский" и
психологический характер, мне хочется проследить как литераторы
стремились приписать человеку в кепке, с бородкой клинышком основные
атрибуты Божества... Еще Бердяев говорил о марксизме, как о религиозном учении, разновидности идолопоклонства, со своими пророками, мучениками, святыми мощами и ритуалами. Феномен коммунистической поэзии может быть понят исключительно в контексте религиозного сознания: это гимнарий некоего вселенского антихрама, одновременно величественного и
вульгарного...

Вторая часть этой статьи – история богоборчества, история осквернения и профанации «святого имени» Ильича, совершенных во время величайшего официального прославления его имени – в год столетия со дня рождения Володи Ульянова.

Стихи о которых мы пишем, как правило, ужасны. Анекдоты, которые вспоминаем –
не слишком смешны. История рождения и гибели нового божества тоже не смешна и внушает мне ужас.

И еще одно – ни хвала, ни хула не имела особого отношения к самому человеку –
разбитому параличом, разочарованному в своем деле и своих соратниках, лишенного
дара речи, которым он так жестоко злоупотреблял во время своей жизни. Это феномен общественного сознания – больного или просто – несчастного.

СОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Концепция человеческого совершенства во Христе нашла уродливое перевоплощение в строках о "самом человечном человеке". "Мы хороним самого земного изо всех прошедших по земле людей"
(В.Маяковский). Но природа "земного" в Ленине по Маяковскому
не та, что у простых смертных. Поэт, довольно хорошо знакомый с традиционным православным богословием, (в ранние поэмы он включал не только тексты, но и ноты (!) православных песнопений), быть может, бессознательно привносил в свою поэму сложнейшние богословские доктрины, о которых спорили сотни епископов на Вселенских Соборах. "Землю всю охватывая разом,
видел то, что временем сокрыто". Ленинскому познанию воистину
нет предела - "он в черепе сотней губерний ворочал, людей
носил до миллиардов полутора, он взвешивал мир в течение
ночи". Даже его смерть "безгранична" (Владимир Маяковский). Его смерть – это возрождение для новой, вечной жизни – именно после смерти он и стал «живее всех живых». На эти строки можно посмотреть и иначе – остальные живые были мертвее мертвого.

Ленин всеведущ. "На все вопросы отвечает Ленин" (Андрей Вознесенский). "Если
всю мудрость мудрейших соединить, и на число звезд это
умножить, то все же не получится мудрости великого Ленина"
(Павел Васильев).

Анекдоты семидесятых подчеркивали «человечность» Ильича в самом что ни на есть раблезианском духе. Испражнения и секс – вот основная тема этого типа анекдотов о великом вожде. Старый большевик вспоминает о том, как он мочился рядом с Ильичем. «Но даже это он делал по особому. Гениально! Просто! Человечно!»
Или – выходит Ленин из сортира и спрашивает: «Кто здесь был до меня?» Ему отвечают – «Лев Толстой». «Какая глыбища! Какой матерый человечище!» – говорит Ильич. Это и впрямь цитата из Ленина о Толстом. Вот только «глыбища» превращается в непристойную брань. Психологи называют подобные анекдоты «анальными». Или еще один пример – Горький предлагает Ильичу поехать по Волге,
по проституткам. «Именно, батенька, именно! А политическую проститутку Троцкого с собой не возьмем»


ВЕЧЕН И БЕССМЕРТЕН

Блестящую вереницу цитат, несомненно должно открыть знаменитое
"Ленин и теперь живее всех живых" (Владимир Маяковский). Все
прочие писали поплоше: "Великий сын всего народа вовеки Ленин
не умрет" (Барон Боциев); "Но встать с твоим рожденьем рядом
смерть не посмеет никогда" (Хута Берулава); "Что вечность?
Жить ей было б нечем, не будь бессмертия его" (Владимир
Туркин).

И на этот тезис отвечает быть может один из самых удачных анекдотов «Ленинского»
цикла. Идет Рабинович с женой по Петрограду, читает плакат «Ленин умер, но дело
его живет». «Ах какая жалость! - говорит Рабинович, - какой хороший человек! Лучше бы он жил, а его дело умерло!»

И еще один анекдот о посмертной жизни Ленина. Одесская мебельная фабрика выпустила трехспальную кровать – «Ленин с нами».


БЛАГОДАТЬ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ

Кто слышал Ленина - обретает безграничное знание. Не
обязательно ПОНЯТЬ СМЫСЛ РЕЧИ, для обретения благодати
достаточно феномена ПРИСУТСТВИЯ: " Я знал рабочего. Он был
безграмотный. Не разжевал даже азбуки соль. Но он слышал, как
говорил Ленин , и он знал - все". Вот оно - массовое
приобщение к благодати через прикосновение: "Бился о Ленина
темный класс, тек от него в просветленье" (Владимир
Маяковский). "Он слышал Ленина, он видел Ленина" и теперь
"идет по свету с головою поднятой, весь озарен улыбкой Ильича"
(Рыгор Барадулин).

И тут эхом прозвучали анекдоты. Их смысл был таков – не всякий, слышавший Ленина был преображен и восхищен. На встречу с пионерами пригласили человека, который своими глазами видел Ильича. Он рассказывает: «Стоим мы с есаулом, значица, вижу – идет. Бородка сбрита, кепка на лоб надвинута, воротник поднят, а я его сразу признал. Ваше благородие, говорю, так это ж Ленин! Хватайте его! Та куда там! Как заяц убежал, только его на броневике и видели…»


И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ

Отождествление высокочтимого объекта со светом - один из
излюбленных поэтических приемов ленинославцев. Александр
Коваленков называет свое ленинское стихотворение "Вечный
свет". "Светом животворного луча в наших душах он всегда"
(Изим Искандеров); Ленин - "дыханье обновленной жизни и дня
немеркнущего свет!" (Барон Боциев); "Пришел он, горы
раздвигая, подобный солнечным лучам... Но солнце только днем
сияет, а Ленин вечно светит нам" (Фазил Абдужалипов);
"Жизненным светом наполнен до края... Ленин и свет воедино
слились...Ленин родной над морской волною в образе света
встает предо мной" (Григол Абашидзе)

Впрочем, ленинский свет часто выступает в виде обычной электрической «лампочки Ильича». И выражение «Мне все до лампочки Ильича» выражает отношение остряков семидесятников к немеркнущему свету ленинских идей… А вот и более грубая загадка по теме: « Что делать, если Ильичу поставить фонарь под глазом?» «Ничего. Дорога к коммунизму станет светлее»


ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ....


"Тот знает то имя, тот помнит то имя, тот верит в то имя,
простое и вечное имя ЛЕНИН" ( Лев Квитко); "Но имя огненное
ЛЕНИН как солнце будет вечно жить" (Михаил Герасимов); "И, как
солнце над землею нашей, вечно имя Ленина горит" (Емилиан
Буков); "Земля! зеленая планета! Твое величье - имя это"
(Валерий Брюсов); "Я имя близкое для всех разноязычных уст...
произношу всегда с волненьем чувств, и мой восторг пред чудом
неизменен: "Вла-ди-мир Ле-нин" (Йоханнес Барбарус)

Огромное количество анекдотов, слышанных мною, преследуют одну «великую цель» – осквернение имени Ленина. Самое главное это «упоминание Ленина всуе». Вот пример. Объявление в метро: «Станция имени Ленина. Переход на станцию имени Ленина и имени Ленина. Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – имени Ленина». Или еще – анекдоты о «юбилейной продукции» – пиво «Ленин в Разливе», торт «на здоровье Ильичу» – шоколадный бюст Ленина в натуральную величину,
Ходики «Время работает на Коммунизм» – каждый час выскакивает Ленин и говорит «ку-ку». И, поалуй, самый лучший образец – «В связи с пятидесятилетием со дня учреждения ордена Ленина наградить орден Ленина орденом Ленина»




СЛАВА ТЕБЕ, СОТВОРИВШЕМУ ВСЯ!


Метафора, превращающая Ильича в творца природы, демиурга,
пожалуй, покажется слишком смелой. И тем не менее муза с
партбилетом (взносы уплачены на вечность вперед) склоняется
над плечом вдохновенного пиита, диктуя: "Ты ведь знаешь, что
наша весна этой мудрой рукою чудесной для Отчизны твоей
создана" (рука - Ленина, стихи - Карло Каладзе); "И был
торжественно-печален Луны почетный караул" (Вера Имбер);
"Казалось, он принес сюда с собою большую связку солнечных
лучей" (Сергей Васильев); "Мне отец недаром в детстве говорил:
лето юкагирам Ленин подарил" (Упуро Адо); "Сколько светлых
дорог вокруг. Все пути, что тебе даны - это дело ленинских
рук!" (Токтогуп)


Скажи, папа, а правда, что мы все – дети Ленина? Правда, сынок!
И ты – сын Ленина? - Да, сынок. - А ты ведь говорил, что меня в капусте нашли!
- Так Ленин и нашел! – Но ведь дети все время рождаются! – А это потому что он, бедный все ходит и ищет, ходит и ищет…»

ТЕОФАНИЯ (ЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВА).

Явление Ильича народам всей земли - излюбленная тема поэтов
национальных окраин бывшей советской империи. Здесь простор
для цитирования особо широк. попытаюсь привести что-нибудь
позабавнее. К примеру - Леонид Лапцуй пишет:

За ним вторая движется упряжка -

в ней сам Ильич в одежде белоснежной,

он весь покрыт искристою порошей,

что на него летит с копыт оленьих...


Соболий капюшон назад откинут,

и пар столбом клубится от дыханья,

Ильич огромен, как скала седая,

весь небосклон собою заслонил он,

к нам сказочным явившись великаном.


И в солнечной Грузии, где Ильич сроду не бывал, народ его все
же видел, хотя и не в столь дивном обличье. "Я то видел его!
Очевидец я! Здесь мы голос ленинский слушали! Разве не был он
в каждой хижине.." (Георгий Леонидзе). "Он с нами! Он тебе
помог, счастливый молдаванин! Уж если хочешь знать, сынок, он
- наш односельчанин" (Петру Заднипру). "Значит Ленин
бессмертен в ауле моем, мы его аульчанином первым зовем
(Киримизе Жане). "И было детство розовым, как утро, и все ему
казалось нипочем, глазами он напоминал якута, а по отцу был
мальчик Ильичем" (Семен Данилов)

Мысль этих стихов – Ленин принадлежит всем национальностям. В менее торжественной форме, анекдот рассказывает о том, как «очевидец» штурма Зимнего рассказывает пионерам, как он лез по отвесной скале к Смольному, где только орлы летают, а Ильич сидит, поджав ноги в черкеске с серебряными газырями. Я говорю ему «Зимний взят!». А он мне – «вах-вах-вах, и што ты мне говоришь!»


ОТ СВЯТЫЯ ИКОНЫ ТВОЕЯ

Почитание портрета вождя и его отождествление с личностью,
преображение официального портрета в образ, икону впечатляюще
изобразил Владимир Маяковский, вступивший в диалог с
"фотографией на белой стене". Собственно, слова Маяковского не
молитва, а рапорт. Но сама идея молитвенного общения с
Первообразом через Образ восходит к Седьмому Вселенскому
Собору, утвердившему иконопочитание в противовес
иконоборчеству. Кстати, свои иконоборцы были и среди советских
поэтов - "Уберите Ленина с денег, так цена его велика!". Но
подобные призывы успеха не имели. Десятки поэтов продолжают
упорно общаться с изображением. "Я на портрет его смотрю,
подняв глаза, и говорю: - Наверно, хлопотен твой труд... Он
отвечает... (Лев Квитко). "Вновь гляжу на ленинский портрет,
словно вижу Ильича живого, взгляд его, лучей горячий свет,
наши души освещает снова" (Изим Искандеров); "Наверно нет в
России дома, где б не висел его портрет. Нам всем лицо его
знакомо еще с далеких ранних лет" (Константин Ваншенкин). "Он,
пока я кончаю стих, на портрете встав, на стене, продолжая
меня вести, усмехается молодо мне. И никак не уйти от глаз..."
(Николай Асеев)

Чудесные свойства оригинала сохраняют не только плоскостные,
но и трехмерные, скульптурные изображения: "Стоит Ильич над
Волгою широкой и видит, как сады вокруг цветут" (Александр
Апга).

А вот и анекдот «иконоборцев». Посадили еврея на десять лет. Потом спросили – а за что тебя так? А, мелочи! На седьмое ноября мне на балкон повесили портреты Ленина и Сталина. Я вышел в моих семейных трусах посмотреть на парад. Снизу кричат – уберите идиота с балкона. А я спрашиваю «Этого или этого?»


ПАЛОМНИЧЕСТВО


Все места, где ступала нога самого человечного человека,
заранее - святы. Это места паломничества, особого присутствия
божественной коммунистической энергии, где можно сподобиться
получить особую благодать. "Я навек поняла отныне, стало в
Шушенском ясно мне, людям надобно со святыней оставаться
наедине" (Юлия Друнина). "На окраине Лейпцига дом, все
бессмертно и дорого в нем" (Максим Геттуев) Но особо
существенно - посещение Мавзолея, места хранения "святых
мощей" - "Однажда, став зрелей, из спешной повседневности, мы
входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский, вне сплетен и
легенд, без шапок, без прикрас, и Ленин, как рентген,
просвечивает нас" (Андрей Вознесенский). Сюда безостановочно
"Идут поляки, идут болгары, идут арабы, идут бразильцы, идут
народы земного шара, свет вдохновенья лежит на лицах" (Иван
Бауков); "И принес я в мавзолей всю любовь народа от родных, и
тех полей, где я не был сроду" (Яков Ухсай); "И подходя к
порогу мавзолея, в душе надежду давнюю лелею: стать в караул у
этих плит священных, стать часовым без отдыха, без смены,
Дзержинским стать... Стать елью средь елей... травой зеленой
прорастать" - и т.д. (Мирзо Турсун-Заде).

Анекдотов о Мавзолее относительно мало. Вероятно, естественное уважение людей к смерти служило здесь сдерживающим началом. Тот, который приходит мне на ум, имеет отношение скорее к выносу из мавзолея Сталина. «Папа, а войти в Мавзолей можно? –Можно. - А постоять рядом с Лениным можно? – Можно. –А полежать можно? –Нет сынок. Вынесут и закопают…». Или вот другой образец. «Папа, а часовые у Мавзолея охраняют Ленина от нас или нас от него?»

АКАФИСТ

Так называются особые богослужебные тексты, прославляющие того
или иного святого. Их особенность - это нескончаемая череда
эпитетов и сравнений. В католическом богослужении используются
также литании, например, в честь Богоматери: "Роза
мистическая, башня Давидова, башня из слоновой кости".
Кощунственные перепевы акафистов в честь Ильича не редкость в
отечественной поэзии. "Ленин - крыльев взлет, Ленин - песни
звон, Ленин - даль высот, Ленин - гул времен, Ленин - солнца
свет.... Ленин - зов вперед, Ленин - честь бойцов, Ленин -
бури лет с четырех концов" (Михаил Голодный). Не каждый, все
же, понимает, как нужно обращаться с кумиром. Вот индийский
мальчик это понял точно! "А Сами стоял на коленях, маленький,
тихий и строгий, и молился далекому Ленни (это - Ильич!)...
чтоб услышал его малые просьбы...Так далеко был этот Ленни, а
услышал тотчас же Сами. И мальчик стоял на коленях с мокрыми
большими глазами" (Николай Тихонов).




ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ ДА ХВАЛИТ....

Похвала Ленину - дело не только человеческое. Удивляет, как
наши литераторы не вложили хвалу в уста бессловесной колхозной
скотины, но вот природа прямо вовлечена в прославление своего
преобразователя и творца. В псалме Давидовом - "Воспойте
Господу вся земля", а вот иное: "Звенят в ночи песни земли о
Ленине" (Иван Бауков). Даже зимняя вьюга умудряется
разговаривать с Лениным и петь о нем: "Я для тебя стара,
товарищ, тысячелетняя карга, когда по заревам пожарищ лечу,
трубя во все рога... И я твое, товарищ, имя бойцам как лозунг
пропою" (Павел Антокольский). Ленин – это вся природа и каждый ее элемент.

А вот ерничание юбилейного года. Показывает учитель ученикам лягушку и спрашивает – что это такое? – Никто не знает. – Но ведь я гворил вам об этом целый год! И тут Вовочка поднимает руку – Неужели это – Ленин?




Каждый из микроразделов этой статьи-цитатника может быть почти
бесконечно расширен: материала хватает. Можно было бы добавить
и новые главки , чего стоит тема "Ленин-Партия", развиваемая в
чисто ортодоксальном богословском духе по типу
"Христос-Церковь". Разве только не нашлось среди
многонациональной поэтической когорты нового Соломона,
уподобившего отношения Ленина и партии взаимной любви
новобрачных. Зато это сделали (несколько грубовато) авторы
политических анекдотов и эпиграмм...

НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА - гласит заповедь Господня. Мне
кажется, что нелепость, духовное и литературное убожество
поэтических текстов служит одновременно практическим
руководством КАК СОЗДАТЬ КУМИР и разъяснением, ПОЧЕМУ этого
делать нельзя... И «анекдотическое эхо» официоза не более чем ерничанье людей, по-своему вовлеченных в духовную атмосферу тех лет. Говорят, что только верующий способен на подлинное богохульство. Лишь человек, воспитанный в традициях ленинизма мог получить удовольствие от строк –

«Ленин Троцкому сказал –
к Пасхе я муки достал,
мне- кулич, тебе – маца,
ламца-дрица гоп-ца-ца»

И гимны и анекдоты, и хвала и хула – элементы тоталитарной культуры. Которую наше общество начинает забывать. А заодно, боюсь и культуру как таковую…
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney