ART-ZINE REFLECT


REFLECT... КУАДУСЕШЩТ # 12 ::: ОГЛАВЛЕНИЕ


EDITOR'S COLUMN



aвтор визуальной работы - Pete G, "Living Canvas"



Пролетарии умственного труда, да слейтесь вы уже, наконец, в экстазе!


Лейтмотив данного номера – эротика. Казалось бы, все в принципе знают, что это такое. Но после ряда недоразумений с авторами возникла необходимость объяснить, что это такое с нашей точки зрения.
Когда импрессионисты устроили свою первую выставку, их немедленно обвинили в порнографии – в основном, из-за "Олимпии" и "Завтрака на траве". Сегодня уже не очень-то и понятно, в чём дело – что, во Франции раньше картин с обнажённой натурой не видели?
Магия наготы, однако, может быть разной. И "Олимпия" (пародия на "Данаю" Тициана), и "Завтрак" (вариация
"Сельского концерта" Джорджоне) бросали вызов эстетике, признававшей тело преимущественно у античных богов и героев. С импрессионистами произошло примерно то же, что некогда с автором Пергамского алтаря. Натурщиками для фриза "Гигантомахия" служили рабы и прочие социальные низы; и скульптор, нарушив современную ему традицию, сохранил портретное сходство! Eстественно, у него потом было немало неприятностей по работе – по тем временам это был вызов покруче будущих эпатажей футуризма и дадаизма.
Именно этим – узнаванием – шокировали импрессионисты. Какие там боги с героями – это вы, почтенные зрители! эта наглая девка с "олимпийским" именем – именно то, что вам надо! это ваши спокойные интрижки по твёрдой цене, после приёма пищи с умеренными возлияниями!..
Но интересно, что на фоне скандала едва ли не незамеченной прошла другая картина с той же выставки, "Две сёстры" Ренуара – явная репрезентация нового типа эротизма! Пейзаж в "Двух сёстрах" выглядит как вечный сад весны и желания, без холода, болезней и грусти; но алое пятно (берет старшей сестры) в центре композиции – провокационней, чем голое тело "Олимпии", и бросает вызов спокойствию и разуму посильнее любой наготы! Этот цвет заглядывает в будущие картины Мунка, Шиле, Филонова и многих других, заходя, помимо желания автора, гораздо дальше спокойного оптимизма импрессионистов (благодаря которому они и были довольно быстро усвоены примирившейся буржуазией).
Вот этот гипнотический цвет и есть эротика в нашем понимании – а не описание гениталий и их встреч. Несомненно, они имеются у каждого человека, но, что бы там ни плёл утопист Барков, не сами по себе. Гениталии (и вообще тело) суть средство. Иногда невероятно мощное, но всё-таки не ЦЕЛЬ.
Текст, рисунок, фильм, говорящие о чём угодно (диалог за ужином, хокку, пейзаж с руинами, натюрморт, абстракция, широкоугольная панорама по крышам в дождь etc), могут быть очень эротическими, если в них присутствует смутная, неумолимая и, самое главное, НЕУТОЛИМАЯ энергия, сильнее которой трудно отыскать. Сила её как раз в её неутолимости, и, видимо, этим она коренным образом отличается от сексуальности, вполне и банально утоляемой.
Вышеупомянутая ЦЕЛЬ (соединение половинок платоновского человека в единое андрогинное существо) недостижима, и вот поэтому эротика питает искусство уже столько веков. Да и не только искусство…
Именно об этом очень точно сказал поэт:

"…дальше локтя не пойдёшь или колена…"

И до него - другой поэт:

"…припав к краям,
Бездонной чаши, до смерти будут пить,
Крича от жажды. Утоленья
Не было, нет и век не будет!"




следующая Юрий ПРОСКУРЯКОВ (Москва). СВАДЕБНЫЙ ЗАЧИН etc.
оглавление
предыдущая bastard-title of #12 (19)






blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney