ART-ZINE REFLECT


REFLECT... КУАДУСЕШЩТ # 13 ::: ОГЛАВЛЕНИЕ


CHRONICLES. ОБЫКНОВЕННЫЙ КОШМАР


29 декабря прошлого года из Киева пришло электронное письмо от А.К.:
"26-го умер Л.Вышеславский. 89-летний старичок в 21-05 вышел из Украинского дома, он же музей Ленина, был при деньгах, как для нас, крупных (гривенЬ 500). И до дома на Ленина не добрался. В Новобеличах на остановке ночью его подобрала скорая, раздетого и избитого (при -15 по Цельсию). Несмотря на наличие пенсионного удостоверения, свезли в больничку как бомжа и там кинули где-то в коридоре. (Кстати, в ту же, где мой малой чуть не сгинул.) Всё, из комы потом так и не вышел. Не новогодняя история, правда?"

2 января с.г. пришло другое на ту же тему от Ю.Зморовича:
"Банальная киевская хроника.
Убит 88-летний поэт Леонид Вышеславский.
Классик советской поэзии, обладатель титула «Председателя земного шара», переданного ему Григорием Петниковым, получившим этот титул от Велимира Хлебникова, поэт, воспевавший космос и бывший толерантным как к режимам прошлого, так и ныне существующим, был найден окровавленным, ограбленным и раздетым в пригороде Киева – Ново-Беличах через сутки после того, как он вышел из Украинского Дома (бывшего музея Ленина) и сел в маршрутку, чтобы доехать до своей квартиры, расположенной на расстоянии четырех остановок.
На похоронах поэта , организованных в Союзе Писателей Украины, присутствовавшие друзья и соратники поэта не посмели и рта раскрыть о причине смерти коллеги, убеждая современников в безвременной кончине поэта, «счастливо и полноценно» прошедшего свой земной путь. Не говоря о номенклатурных чиновниках, такую версию подтвердили и известные «правдолюбцы» Украины – Иван Драч и Юрий Каплан, «украинская» и «еврейская» совести нынешнего союза писателей. Несколько месяцев тому назад на таких же тормозах была спущена насильственная гибель светлого таланта новой украинской поэзии Юрка Гудзя, чей обезображенный труп был найден под Житомиром. Союз писателей отказал друзьям и ценителям этого выдающегося поэта в проведении панихиды и вечера его памяти."


Оба текста, при всём сходстве, имеют и определённые различия, даже возраст указан неодинаковый. Существеннее, однако, что согласно второму тексту это похоже на заказное убийство, о чём вроде бы все боятся или не хотят говорить вслух, тогда как согласно первому – банальное ограбление, приведшее к смерти потерпевшего лишь в результате идиотизма (сволочизма, непрофессионализма – нужное подчеркнуть) медработников.
Если "друзья поэта не посмели рта раскрыть о причине смерти", то, следовательно, они весьма запуганы кем-то, кому мешал поэт; но кому он, "толерантный к режимам", мог мешать, да ещё в таком далеко не бойцовском возрасте? Можно ли считать подходящей аналогию с гибелью Юрка Гудзя?
Фраза "мой малой чуть не сгинул", конечно, непонятна в данном контексте. Это отсыл к одному из прошлых писем, о младшем брате автора, над которым (как и над другими пациентами) в этой же больнице проводились преступные опыты с загадочными целями.
Всё это вместе напоминает ужастик, но это реальность. Обыкновенный кошмар.
Рискну предположить, что оба корреспондента знают о происшедшем всё-таки из вторых рук, и информация могла дойти искажённой как к одному из них, так и к обоим.
Но так ли это в данном случае существенно?

Прежде чем ответить на этот вопрос, несколько слов о жертве.
Я прочитал "Звёздные сонеты" Вышеславского лет сорок тому назад, будучи ещё школьником (а он, стало быть, только недавно вышел из статуса "молодого поэта" – напоминаю, что в советской империи литератор считался молодым до 45 лет!), даже не предполагая, что когда-нибудь буду жить с автором в одном городе и на одной улице. Некоторые строчки помнятся до сих пор:

Пустыня. Тьма. Что здешь отыщешь ты?
Жизнь во вселенной есть? В неё напрасно верим.
Но звёзды мне твердят: мы жизнью налиты!
Мы из семян огня растём и в безднах зреем!

Бегут кометы, распушив хвосты.
Туманность спит, свернувшись рыжим зверем.
Огонь живёт средь вечной темноты,
И мы в жильё его прокладываем двери…

С годами и Вышеславский, и вообще космизм во всех его вариантах отступили куда-то на периферию моего сознания, но сам живой классик, с его необычно долгой для поэта жизнью, оставался частицей живой истории города и мира. И вот эта нелепая гибель…

Разумеется, нелепа любая гибель, и не только поэта. Если бы это был в самом деле бомж, и его бросили вот так подыхать в коридоре, разве это не было бы преступлением? Преступлением не только и не столько "убийц в белых халатах", сколько властей, не способных и не желающих обеспечить в своей державе нормальное медицинское обслуживание (которое всё же в "империи зла" таким не было… или, скажем так, было, но не вполне).
А гибель Лермонтова, оставленного умирать на месте дуэли, не нелепа? А мучительная агония Хлебникова, первого Председателя Земшара? И так далее.
Империя уничтожает своих поэтов (как, впрочем, и остальных граждан) всегда, и тот факт, что в куске, отколовшемся от империи и ставшем варварским королевством, продолжается то же самое, говорит, в частности, и о том, что формально независимый кусок этот продолжает – по духу своему – быть частью того, от чего откололся, сколько б ни вопил о своий независимости.
Мне трудно судить об отношении к Вышеславскому Ю.Каплана, но ждать вообще каких-то человеческих действий от Драча, этой одиозной фигуры?! Можно подумать, что он, в конце концов, на сегодняшний день не такой же номенклатурный чиновник. Тем более по отношению к русскоязычному литератору.

Если в Киеве есть порядочные люди, то трагическое происшествие будет расследовано и получит своё объяснение. Но чем бы это в действительности ни было, умышленным убийством или ограблением со смертельным исходом (как и в случае с Гудзем), ждать чего бы то ни было хорошего от Союза Писателей – что воду решетом носить. Как верно заметил Галич, "даже киевские письмэнники на поминки к нему поспели".
Дальше, правда, не по тексту.





следующая 4th page of cover
оглавление
предыдущая CHRONICLES. Andrei VOROBEI. Splicing Cells for Frankenstein Art






blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney