ART-ZINE REFLECT


REFLECT... КУАДУСЕШЩТ # 28 ::: ОГЛАВЛЕНИЕ


EDITOR’S COLUMN





Сергей Эйгес. "Бетховен и Гёте." Oфорт. 1940.

Редактор-составитель номера – писатель Сергей Волченко, первая встреча с которым состоялась несколько лет назад в Москве на вечере в музее М.Цветаевой. Из этого знакомства выросло сотрудничество, и вот результат оного – номер, посвященный дяде Сергея, композитору Олегу Константиновичу Эйгесу (1905-1992) http://kassandrion.narod.ru/eiges/audio.htm, и другим представителям удивительного рода Эйгесов.
К бумажному варианту номера прилагаются диски с записями сочинений О.К. Эйгеса.
Передаём слово редактору-составителю:


ВСТУПЛЕНИЕ
“… всякое произведение искусства внушает нам ничто иное, как состояние чистого сна”, “Аналогия между искусством и нашими некоторыми сновидениями слишком обычна, чтобы её специально подчёркивать”, “Мир сновидений <…> так же пространственен, цветен и плотен, как и реальный мир, по своему характеру и содержанию он не имеет ничего общего с чувствами, ощущениями и мыслями (как мозговыми напряжениями); поскольку он, наравне с реальным миром, есть мир непсихический”. Это строки из произведений Эйгесов – семьи философов, композиторов, математиков, учёных, писателей, художников, вклад которых в искусство и науку ещё не оценён в нужной мере.
Читая их труды, письма, вникая в живопись и музыку их, я понял, что Эйгесы обладали необычным сознанием. Оно как будто схвачено в некую цельность, где мир снов, искусства и реальной жизни одинаково подлинны, выстроены как бы не по вертикали, а по горизонтали. И, быть может, мир искусства и снов был для Эйгесов более осязаем, чем реальная жизнь, что и сказалось на судьбе многих из них. Композитор Олег Эйгес (автор 20-ти симфоний) как будто даже не замечал реальности: он не стремился к званиям, потому что они не улучшат музыку, и не рекламировал её, так как музыка должна говорить сама за себя. Помню, стоило с ним заговорить о чём-то будничном или насущном – он сразу терялся, а потом гневно обрывал своим низким поставленным голосом: “Давайте лучше поговорим о Бетховене!”. Произведения Олега Эйгеса редко исполняют. Подобен и его брат, художник Сергей Эйгес. Одним из основных мотивов, побудивших его во время войны добиваться отправки на передовую (и гибели), был пример князя Андрея из романа Л. Толстого «Война и мир».
И даже не столь важно, как у каждого из Эйгесов тонкий мир снов прорывается в нашу реальность: в философской (осмысленной) форме – Константин, Владимир, Иосиф, или, наоборот, как у Олега, который часто слышал музыку во сне и записывал её. Важно, что именно сам этот разлёт в границах сна от философской осмысленности его до музыки, пришедшей из него вопреки осмыслению (ибо она действует чем-то, что осмыслить уже невозможно), – вот сам этот разрыв создаёт неисчерпаемость, бесконечность, но в границах(!) сновидчества, приближая нас, быть может, к самой тайне искусства. И сборник этот (начиная с философского труда Владимира Эйгеса до музыки Олега Эйгеса на прилагаемом диске) я хотел бы, чтобы был воспринят именно как одно единое произведение семьи Эйгесов.
Сергей Волченко.

Приложение.

ЭЙГЕСЫ.
Композиторы, философы, писатели, врачи, учёные, художники.

Эйгес Роман Михайлович (1840-1926), глава семейства.
Врач. После окончания медицинского факультета Московского Университета (1870) работал врачом в Харьковской губернии. За участие в русско-турецкой войне 1874 года Роман Михайлович получил чин действительного статс¬кого советника и личное дворянство. Работал эвакуационным врачом в Киевском Военном округе. Выезжал в Болгарию, где под руководством Н.И. Пирогова проводил эфирную анестезию при операциях. В 1879-1906г.г. уездный врач в Орловской, Курской и других губерниях. В 1906-1912г.г. и с 1917г. работал в Мценске, в амбулатории и контрольных комиссиях.
Автор пьесы «На распутье», о жизни евреев в России в начале ХХ века. Многие из одиннадцати его детей стали выдающимися деятелями науки и искусства.

Эйгес Софья Иосифовна (1846-1910), урожденная Эльцина, жена Романа Эйгеса. Переводила с немецкого классическую литературу. В её переводе неоднократно издавался роман Гёте «Страдания Юного Вертера» (в издательстве «Асademia» указан инициал не С, а А: мать, помогая старшей дочери-гимназистке Анне переводить роман, для поощрения указала её инициал). Софье Иосифовне также принадлежит перевод с немецкого драмы «Шакун-тала» Калидасы.

Эйгес Константин Романович (1875 1950). Сын Романа Эйгеса. Композитор, педагог, пианист. Окончил мед. фак. МГУ и одновременно Московскую консерваторию (1905).Учился у С.И. Танеева, Ипполитова-Иванова, А.Я. Ярошевского. В 1910-е гг. писал музыкально-критические статьи для разных журналов. После 1917 года выступал в музыкальных лекториях, рабочих клубах. В 1920 году заведовал отделом Спец. муз. образования музыкального отдела Наркомпроса, был заместителем председателя комиссии по реформе муз. образования. Возглавлял сектор философии в Государственном институте музыкальной науки. В 1919-26г.г. – директор музыкального техникума им. Ярошевского (Москва). Преподавал музыкально-теоретические предметы в Московском Центральном заочном педагогическом институте (1939 – 41), в Свердловской консерватории (1941-1943), высшем училище военных дирижеров в Москве (1944), в училище им. Щукина при театре им. Е.Вахтангова (1944 – 46). Как композитор продолжал традиции С.И.Танеева и А.Н. Скрябина. Среди литературных сочинений: «Основные вопросы музыкальной эстетики» (М., 1905), «Статьи по философии музыки» (М., 1912), о Рахманинове и Танееве, публиковался в журнале «Золотое руно».
Автор кантаты «Песнь о вещем Олеге», симфонической поэмы «Метель», камерно-инструментальных ансамблей, в т.ч. детских; двух фортепианных трио, циклов романсов на слова русских и немецких поэтов, в частности на стихи Ницше.
Дети Константина: Олег Эйгес (1905-1992) – композитор, пианист, автор 20-ти симфоний. Сергей Эйгес (1910-1944) – живописец, график, скульптор.

Эйгес Иосиф Романович (1887-1953). Сын Романа Эйгеса. Музыковед, литературовед. Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано (1914). Ученик К.А. Киппа. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. В 1918-19г.г. читал лекции на литературно-музыкальные темы в рабочих клубах. С начала 20-х гг. преподавал игру на фортепиано, писал литературно-критические статьи для журнала «Печать и революция» и др. Сотрудничал в Гос. Академии художественных наук. В 1930 – 50-е гг. опубликовал ряд работ по эстетике. Писал главным образом о роли музыки в жизни и творчестве писателей-классиков.

Эйгес Владимир Романович (1876-1949). Сын Романа Эйгеса. Профессор математики, заведовал кафедрой математики МАДИ (в течение многих лет). Философ. Автор трудов «Критика феноменализма» (Брянск 1905г.), «Философские этюды» и др. произв.
Его дочь Эйгес Тамара Владимировна (1913-1981), художник.
Большое место в её творчестве занимают рисунки, посвященные детям.

Эйгес Вениамин Романович (1888-1956). Сын Романа Эйгеса. Живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были К. Коровин, С. Малютин, К. Юон. Позже В. Эйгес и сам занимался педагогической работой. Впервые работы В. Эйгеса «Улица» и «На реке» экспонировались на выставке художественного объединения «Бубновый валет» в 1910 году. Художник был так же членом общества художников «Бытие» (1921-1930). В 1932-1935 годах он преподавал в московском изотехникуме «Памяти 1905 года», затем, до начала Великой Отечественной войны, работал в текстильном институте. В годы войны В. Эйгес был в ополчении, затем – в эвакуации в Сибири, в эти годы им созданы серии портретов и пейзажей. В. Эйгес был основателем Кемеровской галереи изобразительного искусства. С 1945 по 1949 год – преподавал в Московском полиграфическом институте.

Эйгес Надежда Романовна (1883-1975). Дочь Романа Эйгеса. педагог-педолог. По образованию биолог. Организатор первых яслей в СССР, автор многочисленных работ по дошкольной педагогике.
Её дочь Эйгес Ольга Вячеславовна (1910-1996) известный художник, график, монументалист.

Эйгеc Александр Романович (1880-1944). Сын Романа Эйгеса. Преподавал математику в гимназии, учитель выдающегося математика Павла Сергеевича Александрова, который в последствии был мужем Екатерины Эйгес. Литературовед, исследователь творчества А. Чехова.

Эйгес Екатерина Романовна (1890-1958). Последний ребенок в семье Романа Эйгеса. По образованию математик. Писала стихи, участвовала в различных поэтических дискуссиях. В нее был влюблен С. Есенин. Посвятил ей стихи (не сохранились). Автор воспоминаний о С. Есенине. «Новый мир» 1995 №9. Автор сборника «Тихий шелест стихов». Водолей Publishers 2006.

Олег Константинович Эйгес (1905-1992). Сын композитора Константина Эйгеса (внук Романа Эйгеса).
Крупнейший композитор и пианист. Автор 20-ти симфоний, 5-ти инструментальных концертов, оперы "Воскресение" по роману Л. Толстого, 12-ти фортепианных сонат, камерно-инструментальной и вокальной музыки. С детских лет Олег не отходил от отцовского рояля. Вначале он занимался у отца в музыкальном техникуме им. Ярошевского, затем два года стажировался в Германии у знаменитого пианиста Эгона Петри. В 1928 году в Венском издательстве “Universal Edition” наряду с Прокофьевым, Мясковским публикуются его первые сочинения. В 1936 году Олег Эйгес как исключительный талант, минуя пятигодичный курс обучения был сразу зачислен в аспирантуру при Московской государственной консерватории. Его учителями стали А. Александров, Н. Жиляев, Г. Литинский, В. Шебалин.
Многие годы Олег Константинович преподавал в Московской, Свердловской и Горьковской консерваториях, с 1959 по 1974 годы в институте им. Гнесиных на кафедрах композиции и камерного ансамбля. Среди его учеников – композиторы В. Гевиксман, Н. Пузей, Е. Родыгин, И. Манукян, Г. Чернов, С. Димаев, многие пианисты и педагоги.
Олег Эйгес общался со многими выдающимися людьми. В 50-е – 80-е годы он пишет воспоминания о Н. Метнере, С. Прокофьеве, С. Фейнберге, Р. Тагоре. Н. Рославце, об отце К. Эйгесе, К. Сараджеве, Г. Гинзбурге, Н. Жиляеве и др.
О творчестве Олега Эйгеса исключительно высоко в своих статьях отзывались крупнейшие композиторы и музыковеды.
В 1948-ом году Олег Константинович Эйгес попал под пресс постановления о формализме в музыке, после чего его произведения исчезли из концертных программ на десятилетия.

Сергей Константинович Эйгес (1910-1944). Сын композитора Константина Эйгеса (брат композитора Олега Эйгеса, внук Романа Эйгеса).
Выдающийся художник-романтик, опирающийся на реалистические традиции живописи. Мастер портрета и пейзажа. В ранний период творчества находился под сильным влиянием Рембрандта. Основная тема творчества Сергея Эйгеса определилась в 1930-е годы, когда он начал создавать картины на музыкальные темы. Сергей Эйгес занимался в Москве в студии Д. Кардовского (1924 - 1926), в школе рисования и живописи К. Юона и И. Дудина (1926 -1928). В 1927-1930г.г. учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) у А. Древина, и С. Герасимова. Также считал своим учителем художника Михаила Ксенофонтовича Соколова.
С 1938 года Сергей Эйгес изучал технику офорта в студии
И. Нивинского. В 1930 году художник впервые показывает свои работы на выставке “Социалистическое строительство в советском искусстве”. В начале 1930-х годов он становится членом МОСХа. В конце 1930-х - начале 1940-х годов Сергей Эйгес много работал в технике офорта. Лучшие листы хранятся в Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны, незадолго до отправки на передовую, Сергей Эйгес начал работать над картиной посвященной А.В. Суворову и М.И. Кутузову.
Сергей Константинович Эйгес погиб в бою 27 июня 1944 года.
Работы Сергея Эйгеса неоднократно экспонировались на Всесоюзных и региональных выставках. Последние персональные выставки произведений проводились в Москве, в выставочных залах МОСХа на Беговой улице (1989), в Израильском культурном центре (2003), в Государственном Институте Искусствознания (2004г.), в Брянском художественном музейно-выставочном центре (2008). В своей книге «Записки сурового реалиста» известный художник П.В. Митурич поставил Сергея Эйгеса в один ряд с такими художниками как Шагал, Чекрыгин и др.

Наталья Сергеевна Эйгес. Дочь художника Сергея Эйгеса.
Генетик-селекционер. Создатель новыми методами десяти сортов озимой пшеницы, из которых четыре районированы.
Автор около 200 научных статей и нескольких изобретений. Автор воспоминаний об отце, художнике Сергее Эйгесе.




















следующая Сергей ВОЛЧЕНКО. В ЧИСТОМ ЗВУЧАНИИ.
оглавление
предыдущая bastard-title of # 28 (35)






blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney