ART-ZINE REFLECT


REFLECT... КУАДУСЕШЩТ # 42 ::: ОГЛАВЛЕНИЕ


14. Брачные нравы кентавров


Многим, наверное, это покажется самой интересной частью моего рассказа, хотя я вовсе не ставлю себе целью кого-либо развлечь пикантными подробностями. Просто нужно как-то объяснить сложившееся положение вещей, которое может со стороны показаться совершенно неудобоверным и фантастическим.
Так что внести ясность необходимо, хотя не ждите от меня ничего особенно эротического и тем паче скабрёзного.
Вопреки бытующему у двуногих мнению о необузданной чувственности кентавров, семейные обычаи у нас всегда были довольно строгими – в первую очередь из-за сравнительной малочисленности нашего народа, где каждый был на виду и все соседи друг друга знали. Архаическое общество вообще тяготеет к соблюдению издревле установленных норм жизни, и кентаврические представления о свободе не следует путать с распущенностью или вседозволенностью.
Этим мы практически не отличались от людей, разве что власть семьи и рода над отдельной личностью не была столь подавляющей, как у двуногих – наверное, из-за того, что у кентавров отсутствовало понятие о наследственной собственности. Конечно, были вещи, передававшиеся из поколения в поколение – например, удачно сделанная лира, удобный нож, хороший лук, полезный оберег. Но ни угодий, ни дворцов, ни кладов с сокровищами кентавры завещать своим потомкам не могли, и каждый строил свою жизнь, как умел и как считал нужным. А поскольку ни ценного имущества, ни иерархической социальной структуры у кентавров не существовало, то и понятие равного или неравного брака трактовалось совсем иначе, нежели у людей. Неравным мог считаться брак с большой разницей в возрасте или между существами разной природы, – но и он становился законным, если совершался по взаимному влечению и сопровождался определёнными обрядами, носившими отнюдь не формальный характер. Как раз формальности для нас мало что значили; важна была суть.

http://www.found-helenaroerich.ru/programs/talants/rusheva6.jpg
Надя Рушева. Семья кентавров

Взаимоотношения полов также рассматривались, с одной стороны, более просто и откровенно, чем у людей, считающих себя цивилизованными и табуирующими «бесстыдную» сексуальность, – а с другой стороны, более целомудренно, чем у сторонников сексуальной раскованности. Кентавры не были «испорчены» или «распутны»; они были прямодушны.
Это, конечно же, приводило к многочисленным недоразумениям между людьми и кентаврами. Естественное для кентавра честное предложение немедленно отправиться в ближайшую рощу и предаться там любовным утехам воспринималось благовоспитанными человеческими женщинами как наглое оскорбление. Между тем кентаврида бы честно сказала «да» или «нет», причём её согласие не означало бы склонности к разврату, а отказ не носил бы обидного характера. Кентавр же, со своей стороны, был не в состоянии понять, почему женское кокетство (улыбки, хохотки, стреляющие взгляды, ласковые проведения пальчиком по щекам и даже лёгкие объятия) совершенно не означает желания дамы отдаться без промедления. Всевозможные украшения, румяна, изысканные наряды, пританцовывающая походка или эротически привлекательные позы «прочитывались» кентавром как вполне однозначный призыв к соответствующим действиям.
Из интимных взаимоотношений не делалось особой тайны, но совокупляться при свидетелях было всё-таки не принято. Существующие художественные изображения этого увлекательного процесса писаны, конечно же, не с натуры, хотя наиболее выразительные из них оставляют ощущение подсмотренной сценки.

50102570@N00>50102570@N00/3009117600/in/set-72157605908544891/ target=_blank>http://www.flickr.com/photos/50102570@N00>50102570@N00/3009117600/in/set-72157605908544891/
Петер Пауль Рубенс. Любовь кентавров

От девушек не требовали непременного сохранения девственности до замужества, хотя рождение детей вне брака тоже не поощрялось. Причины этого неодобрения заключались не в каком-то религиозном или моральном осуждении «гулящих» кентаврид, а в суровой прозе жизни: мать с малышом становилась почти беззащитна перед хищниками, людьми и стихиями; она вряд ли могла выжить совсем в одиночку, а взваливать заботы о ней только на её родственников казалось делом безответственным и недостойным. Жизнь кентавров на лоне природы, при всей её гармоничной естественности, была совсем не легка и отнюдь не безмятежна – в доисторические времена из-за соседства со страшными хищниками, в том числе и двусущностными, вроде грифонов, -- а с наступлением человеческой эры ещё и из-за людей.
Семьи, имевшие детей, старались селиться поблизости, чтобы при надобности помогать друг другу, а также с надеждой на то, что молодёжи не придётся искать себе пару где-то на стороне. Поскольку на одну невесту приходилось обычно по три-четыре юноши, выбор был за девушкой, которая зачастую не спешила сделать его раз и навсегда. Встречались, конечно, и однолюбы, которые, приглянувшись друг другу едва ли не в детстве, затем вступали в брак и ни на кого другого глядеть не желали.

http://www.christies.com/LotFinder/lot_details.aspx?intobjctID=5136739
Одилон Редон. Кентавр и кентаврида. 1885-90

Среди кентавров были практически невозможны столь типичные для людей конфликты, как запрет на любовь юноши и девушки со стороны властных родителей, – или насильственный брак по расчёту, когда у молодых даже не спрашивают согласия. Если нежное чувство возникало у пары, принадлежавшей к враждующим семействам, то молодые просто уходили от родителей и селились где-то подальше; никто их обычно не преследовал, а иногда сам этот союз давал повод помириться или, если отношения были просто прохладными, найти пути к дружескому сближению.
А столь знакомое людям желание породниться с сильным или влиятельным соплеменником воспринималось нами как палка о двух концах. Ведь соискатель выгодного брака гласно или негласно признал бы себя более слабым или менее влиятельным, чем его предполагаемый родственник – а какой же кентавр на такое пойдёт? Оно совсем не в нашем духе и не в наших правилах. Гордость, чувство собственного достоинства и стремление к независимости у нас в крови, и нет тех земных благ, ради которых мы согласились бы поступиться самоуважением.
Не всё, разумеется, было столь идиллично, как может показаться по моему описанию. Из-за невест и конфликтовали, и дрались, и даже убивали друг друга. Но всё равно кентавриду нельзя было принудить к браку насильно. Если у людей практиковалось (и до сих пор практикуется) похищение невесты, то с кентавридой такое бы просто не вышло. Да и смысла бы в таком диком поступке не было: ни запереть, ни удержать при себе взрослую кентавриду никто бы не смог, если бы она сама того не хотела. А самое главное, такой союз не считался бы браком (почему, объясню чуть позже).
Если девушка затруднялась с выбором, или ей были равно симпатичны несколько претендентов, то самым лучшим выходом из щекотливой ситуации было честное и открытое состязание, после которого невесту получал победитель. Чаще всего состязались в стрельбе из лука, но иногда, ради усложнения задачи, турнир был многосоставным.

http://www.hellenica.de/Griechenland/Mythos/KentaurerEugeneFromentin.html
Эжен Фромантен. Кентавры-лучники

В общем, тяга к насилию, в которой люди часто обвиняют кентавров, на внутрисемейные отношения не распространялась. Кентавры были уверены, что дети ненавистных друг другу супругов либо родятся хилыми и уродливыми, либо отличаются невыносимо вздорным и мрачным характером. Последнее, однако, может быть и не врождённым, а воспитанным качеством, ибо ребёнок, вырастая среди недружественно настроенных взрослых, впитывает дух противоречия и взаимной озлобленности, перенося его на отношения со сверстниками и другими членами племени.
Для того, чтобы семья распалась, нужно, чтобы произошло нечто совсем из ряда вон выходящее. Супружеские измены безусловно осуждались; к ним относились куда менее терпимо, чем к добрачным связям. Если переманить чужую невесту было ещё можно (решала, в конце концов, она), то увод чужой жены считался преступлением, обрекавшим обоих любовников на участь изгоев: род отрекался от них, и даже чужое племя вряд ли дало бы таким беглецам пристанище. Тайные измены, я думаю, иногда случались, но, если о них никто, кроме двоих, не знал, то всё могло и обойтись.
Брак для кентавров имел сакральный смысл, поскольку рассматривался как соединение сущностей – душ и судеб, а не только тел. Самым действенным выражением этого союза считалась музыка, занимавшая в жизни кентавров особое место. Некоторые из нас более одарены музыкально, другие менее, но не было в древности кентавра, который не умел бы петь и плясать, и не владел бы игрой на каком-нибудь инструменте.

http://painter-2004.pochta.ru/pfant_6.htm
Абрек Абзгильдин. Метаморфозы любви. 2002

Поэтому вершиной обряда становился не акт соития, а магическое сочетание двух песен – жениха и невесты. Иногда они сразу же ладно строили вместе, но иногда при первом сближении звучали несколько вразнобой, и старшие кентавры, родители и вождь, отбивая ритм, подпевая и подыгрывая, помогали молодым найти такой способ соединения, при котором обе мелодии сливались бы в одну, не противореча друг другу. И когда это, наконец, происходило, всех участников обряда охватывало непередаваемое ощущение всеобщего счастья, пьянившее не хуже вина.
Понятно, что никаким насилием добиться этой гармонии было невозможно, а без неё не могла идти речь о настоящем браке – только о мимолётном приключении или временном сожительстве, которое тоже имело право на существование, но считалось явлением куда более низкого порядка.
Если кентавры полагали, что действительно вступают в брак с существами иной природы, с нимфами, сатирами или с людьми, то они могли попытаться и тут совершить нечто подобное, – но беда в том, что музыки кентавров и прочих существ не всегда могут сочетаться между собою, а значит, и такой брак, будучи даже законным, выглядел духовно ущербным и обычно недолговечным.
Все прочие брачные обряды, вроде увенчания молодых гирляндами цветов, благодарственного приношения Предкам и Мировластителям, всеобщего пиршества и веселья, лишь дополняли самое главное. В конце концов, магическое соединение душ и тел могло произойти и без публичных церемоний, но сами по себе церемонии без этой сакральной сердцевины не имели никакого смысла.

http://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/CentaursWilhelmTruebner.html
Вильгельм Трюбнер, Кентавры

http://troyphantom.deviantart.com/art/Dance-of-the-Centaurs-17722397
Танец кентавров. Фонтан в торговом центре Уайтлейс, Лондон

Поэтому вершиной обряда становился не акт соития, а магическое сочетание двух песен – жениха и невесты. Иногда они сразу же ладно строили вместе, но иногда при первом сближении звучали несколько вразнобой, и старшие кентавры, родители и вождь, отбивая ритм, подпевая и подыгрывая, помогали молодым найти такой способ соединения, при котором обе мелодии сливались бы в одну, не противореча друг другу. И когда это, наконец, происходило, всех участников обряда охватывало непередаваемое ощущение всеобщего счастья, пьянившее не хуже вина.
Понятно, что никаким насилием добиться этой гармонии было невозможно, а без неё не могла идти речь о настоящем браке – только о мимолётном приключении или временном сожительстве, которое тоже имело право на существование, но считалось явлением куда более низкого порядка.
Если кентавры полагали, что действительно вступают в брак с существами иной природы, с нимфами, сатирами или с людьми, то они могли попытаться и тут совершить нечто подобное, – но беда в том, что музыки кентавров и прочих существ не всегда могут сочетаться между собою, а значит, и такой брак, будучи даже законным, выглядел духовно ущербным и обычно недолговечным.
Все прочие брачные обряды, вроде увенчания молодых гирляндами цветов, благодарственного приношения Предкам и Мировластителям, всеобщего пиршества и веселья, лишь дополняли самое главное. В конце концов, магическое соединение душ и тел могло произойти и без публичных церемоний, но сами по себе церемонии без этой сакральной сердцевины не имели никакого смысла.

http://www.pbase.com/bmcmorrow/image/62109700
Свадьба кентавров. Мозаика 4 века н.э. из Карфагена



следующая 19. О нимфах
оглавление
предыдущая 12. Сказание о Китоврасе






blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney