| ПРЕМИЯ - 2004
| ПРЕМИЯ - 2005
| ПРЕМИЯ - 2007
| ПРЕМИЯ - 2008
| Главная страница

| АВТОРЫ

Тимофей Дунченко
Антон Очиров
Елена Круглова
Евгения Риц
Дмитрий Зернов
Мария Глушкова
Василий Бетаки
Григорий Злотин
Ксения Щербино
Марианна Гейде
Янина Вишневская
Вадим Калинин
Полина Филиппова
Денис Осокин [pdf]
О.Фролов
Валерий Нугатов
Светлана Бодрунова
Юлия Шадрина
Олег Панфил
Сергей Чернышев
Александра Зайцева
Федор Сваровский
Резо Схолия
Сергей Михайлов
Номинация от журнала «РЕЦ» № 35, 2006
Выпускающий редактор Егор Кирсанов

Автор: Евгения Риц

Биография:

Родилась в 1977 г. в Горьком (в последствии – Нижний Новгород. Филолог, кандидат философских наук, преподаватель вуза. Стихи публиковались в ряде изданий, в том числе в журналах «Октябрь», «Воздух», альманахе «Вавилон». Автор книги «Возвращаясь к легкости» (М.: ОГИ, 2005). Участник литературно-художественного сообщества «Полутона». Живет в Нижнем Новгороде.



* * *

Я сижу и качаюсь за этим столом,
И тело качается вместе со мной,
И качается маятник на стене,
И май качается за стеной,
Застилает себя пеленой.
Первобытное чувство, не пойманный ритм –
Он качается лучше, чем мы говорим.
Говорим, говорим, говорим.
А когда мы, как робкие рыбы, немы,
То внутри что-то легче и выспренней нас
Раздевает и любит до кончиков глаз,
Только разве и это не мы?
Вот сижу и качаюсь, как пойманный вор,
И что-то кончается вместе со мной,
И сминаются скатерти, как разговор,
Растворяются веки, чтоб было виднее дышать,
И твердеет прозрачный раствор.
Эта мерная качка спины и груди,
Как двумерная мачта туда и сюда.
Погляди, как на внешней моей стороне
Не оставила солнце следа,
И на следующей выходи.
Я сижу и качаюсь на пятку с носка,
Как забытое слово на кончике языка,
А наскальные стены смягчают удар,
Чтоб нам было не больно
Вставать по утрам.



* * *

У Егора нашего две руки,
А у города нашего две реки
И горы невысоки,
И дома поднимаются выше гор.
И Егор
Выходит во двор,
И лопаткой копает снег,
И, конечно, он лучше всех,
И шарф волочится за ним крылом.
И он смотрит на этот огромный дом,
А потом
Трет глаза и потягивается, потому что мал.
А реки тоже потягиваются подо льдом,
Потому что – март.



* * *

Почва дышит мои подошвы,
Небо дышит мои глаза,
Воздух дышит меня сквозь рот,
Выдыхая то, что за
Мной
И вдыхая меня вперед.
Чем же я,
В ком же я –
Кто меня разберет;
Кто накрутит меня, как прядь –
Так что будет напрасно прятать,
Кто раскрутит меня, как нить –
Так, что будет прекрасно быть?



* * *

Девочка дышала справа налево,
В городе большом не хватало мела,
Она грызла ногти, дышала,
Геометрию вычерчивала карандашами.
В это время проходило время,
Трогало пальцы, вкручивалось в суставы,
Просто так дневники листало,
Ушло в коридор, пропахший мастикой.
Она бы хотела позвать, проститься,
Но голоса не хватило и на пол-октавы,
И она не спросила: «Где Вы? Куда Вы?».
Ее тело в коричневой школьной форме
Еще не имело форм и вообще не имело формы.



* * *

Под действием земного притяженья
Мои черты теряют очертанья,
А я учусь теории скольженья,
Как практике немого причитанья.

А прочее окажется по обе,
А прочное завянет в середине,
А я беру еще одну на пробу,
Как виноград с ресницами тугими.

Так всякое дыхание морали
Преображает естество до пяток,
И выступает острыми углами
Из самой кожи вязкий отпечаток.

И от прощенья, равно от прощанья,
Не ускользнуть, как некто ни захочет –
Ведь в детстве человека замечают,
А если старше – то уже не очень.



* * *

Везет осенние цветы
В метро глухонемая пара,
Хотя еще не наступала
На землю осень. А тем паче – под.
Но, тем не менее, везет.
Везет как нам, –
Ведь вот, мы дышим,
А ведь могли бы не дышать,
И землю над собой колышем,
И наш состав другую пядь
Одолевает вслед за пядью,
И рельсы ближутся к распятью,
Как пальцы движутся к запястью,
Не успевая запасать
Тепло меж тонких перепонок
Почти невидимых глазам,
Невнятных нашим голосам.



* * *

                                                                               Дм. Воденникову

Колея облапила колесо,
Где-то В. потерял серебряное кольцо,
Мы взрослеем на сотню лиц,
А стареем все на одно лицо.
Время носит полупрозрачный плащ,
А потом скидает пожатьем плеч,
И, как дворник, всякий бумажный сор
Выметает прочь, –
Чтоб уже не склеивать лист к листу.
Где же Вы посеяли серебряное кольцо?
Там, наверное, вымахал золотой сорняк
И горит – не сгорит никак.



* * *

Толкни, говорят, речь,
Натурально, говорят, толкни,
Чтобы земля танцевала под ней гопак,
И чтобы в ней танцевали в своих гробах
Прежде плывшие по земле.
Как стена сползает с себя на дно
И кто их потом разберет,
Так и они
Говорят: толкни,
Чтобы бывшие прежде одно
Стали наоборот.
Сухая ложь, говорят, дерет,
Замочи ее, говорят, в слюне,
Плавником пусти ее по спине,
Чтобы полный, говорят, вперед.
Так один сказал, и два говорят, и три –
Мол, не трением, так мытьем огонь
Из остывших твоих частиц…
И вообще, что ты так, говорят, частишь –
Взвешенней говори:
То есть взвесь все свои куски,
Прежде чем выложить на столе
И стать как тело –
До гробовой доски
Преданное земле.



* * *

Вот персонаж,
Что сам себе
Не нравится,
Проходит меж,
Фасадами домов
И в лужах отражается,
И слов
Не понимает,
А так живет
Как будто поднимает
Не камень в гору,
Не себя с горы,
А станет впору –
И сгорит.
Но холодно ему,
Хотя бы и внутри.
Он не вменяет сам себе в вину,
Он невменяем сам себе назло,
Так холодно ему,
Что в воздухе вокруг него тепло.
Он – это я.
Но я легка, как плоть,
А он, как плоть, тяжел,
И я умею плыть
Между закрытых створ,
А он несет себя куда-то на простор,
И все же не выносит сам себя.
Кто вынесет его,
И кто поднимет в гору и с горы?
Мы скоро с ним научимся стареть,
Мы, в общем-то, умеем и сейчас,
Но не хотим об этом говорить,
А только так – не смотрим в зеркала
И в лужи через пролитый бензин.
Когда бы я не зеркалом была,
То он бы, верно, глаз не отводил.



* * *

Я стала менее интересна сама себе,
Чем собственное запястье, покрытое мелкими волосками,
И я еще долго могу так сидеть,
Ловить прозрачное колыханье
Пловчихи-занавеси о водную гладь стекла –
Как она ловко, не ведающая испуга,
О, если б я тоже вот так все плыла, плыла
И вся состояла из тюля, комочков каких-то, пуха;
Или встык бы стояла с самой собой,
Подобно стене под обоями и коврами;
Или несла бы тепло батарейной сквозной трубой,
Которую неизвестно когда ковали…
Но нет – я не вещь, не предмет, а так –
Пластилин, случайно обретший форму,
И любой дырявый башмак
Меня обгонит, даже и давши фору;
Любая засуха выпьет меня, как лист,
Но не никто не наколет меня в гербарий.
Я лимонадной пеной из горла стекаю вниз
И выдыхаюсь собственными губами.



* * *

Книга, разогнутая вдоль переплета,
Одевается в пыль уже третий день,
И непонятно, чья же эта работа,
Или, скорее, лень…
Наверное, это время.
Но много его или мало,
Пришло оно или вышло.
И, в соответствии с этим, – выйдет или придет?
То, что выше
Книжных полок и потолочных балок
Сухо крошится на переплет.



* * *

Слова и жесты – олово и жесть,
Консервной банки бабское обличье.
Уткнись мне лучше в левую ключицу,
Не стоящую круглого гроша.
Как хороша была еще вчера,
Когда сама себя не узнавала,
И бормотала полостью провала,
И всей своей поверхностью врала,
И надрывалась, и тянулась врозь,
И в рот тянула, но не проглотила,
А расплескала каплей никотина,
Что оживляет нас наоборот,
И наобум, и как-нибудь иначе
За горло безголовое берет…
Ты знаешь ведь, что мальчики не плачут,
А девочки не знают на перед.