polutona.ru

Янис Грантс

Он, Она репродуктивного возраста

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ

карлик

карлик кашляет, как Чехов,
карлик ходит, как по Ялте,
по моей шестой палате,
под плафоном, как под солнцем.

слизь отхаркивая с кровью,
слизь отхаркивая в марлю,
наклонившись к изголовью,
убаюкивает карлик:
«спи-поспи…»
уснул. а карлик
рвёт из Чехова страницы,
за корабликом кораблик
выплывает из больницы.

шпиц уплыл. его хозяйка.
опустела лужа порта.
и лежит.
убита.
чайка.
на линолеуме стёртом.

где и когда

где и когда в чёрных потоках реки
рыбы тревожно уснут,
где и когда спящие рыбы в силки
все до одной попадут,
где и когда все, как один, рыбаки
виски в стаканы нальют –
там и тогда дном проплывут башмаки,
в юбке чулки проплывут.
это Вирджиния Вульф.

горбы.*

пылятся книги вверх горбами.
лежу недвижно на диване
глазами кверху – в потолок,
горбом – в подушку. а у ног
пылятся книги вверх горбами.
а дальше книг – в оконной раме –
с бронёй бодается оса,
а дальше – через полчаса –
лежит, бедняжка, вверх ногами.

а дальше – небо с облаками.
а ниже – город под дождём,
я здесь давным-давно рождён
за просто так, не по заслугам.

лежу на лежбище упругом,
как горбовщик своей судьбы.
вокруг – горбы, горбы, горбы.

* «…книги, книги вверх горбом…». Строчка из стихотворения Марианны Гейде «Солнце в облаке круглеет…»

ОН

клянчит-поклянчит.
клянчит-поклянчит.
клянчит-поклянчит.
выклянчить не может.
ну, выклянчил бы.
ну, а дальше.
что бы он с выклянченным делал.
но. нет.
клянчит-поклянчит.
клянчит-поклянчит.
клянчит-поклянчит.
сдвинулось.
выклянчил.
сидит над выклянченным.
выклянченный.
отклянченный.
клячет.

ОНА

я бы и дальше её любил.
но как её любить.
она оставляет волосы на мыле.
(да-да, я подсчитал:
четыре прямых – я так понимаю –
– с головы,
и два – оттуда,
кучерявых).
и ещё –
она давит тюбик зубной пасты с середины.
( с середины. это значит,
что паста делится надвое:
на угодную и на неугодную).
она давит этот тюбик
(с середины)
на мою зубную щётку.
она не в курсе, что существует
личная гигиена.
ещё она носит носки
и забивает мои мозги рассказами
о каком-то Паше.
ненавижу Пашу.
ненавижу её.
я бы её даже убил.
но как её убить, если,
говорят:
свежий труп хочется изнасиловать.
я боюсь за свою психику.
вдруг мне не захочется.
вдруг.

ТЫ

еду в трамвае
с собственным размытым отражением
в стекле.
ты бы ещё сказал:
с елдой наперевес.
с нереализованной блевотиной в желудке.
с комплексом тургеневской девицы.
с несчастливым билетом.
с дурным предчувствием.
с шелухой и чернильными пятнами в кармане.
с алиментами в башке.
с китайской зажигалкой «женьчо».
но тебя же нет рядом.
помалкивай.

Я

моль.
вторая.
третья.
стадо летающих тварей из шкафа.
расплодились
на плантациях моих обносков.
жрите.
я занят.
жрите. жирейте,
пока я не допишу гениальное творение.
на листе:
«кролики кролики
кричат инвинаверитас».
в голове:
«кролики хорошо рифмуется с колики
инвинаверитас плохо рифмуется с нервной системой».
на стене:
моль.
сожрут ведь.
футболка у китайцев – 50 рупий.
джинсы в конфискате – 350 рупий.
я не раджа.
я гений.
у меня не хватает даже на пьяное озарение.
(жидкость для ванн – 16 рупий – магазин
«кристалл»).
а вы мне – о китайцах.
моль.
вторая.
третья.
шкаф пустеет.
твари плодятся.
кролики рифмуются со всеми.
инвинаверитас – ни с чем.

ПЬЮ

я или пью, или не пью

но когда случается компания, то пью

и вот уже компания ушла, а я всё пью

и вот уже другая компания пришла, а я всё пью

и с этой компанией – тоже пью

получается, что моя формула «пью или не пью» - сплошной вымысел, потому что я всегда пью

но иногда так получается, что одна компания уходит, а другая – не приходит, а я пью, но надолго меня не хватает, потому что заканчивается то, что я пью, а на другое, ну, то, что я мог бы выпить, уже нет денег, и – получается – что я не пью

и – стало быть – моя формула «пью или не пью» правдива и исторически применима

с этой мыслью я пошёл открывать дверь, и открыл, и впустил поэта Арешина, с которым мы тут же вылакали две бутылки водки, и сейчас поэт Арешин спит, а я пишу эти стихи и, конечно, пью

РОЗЫСК

объявите в розыск женщину репродуктивного возраста женщину репродуктивного возраста женщинурепродуктивноговозрастаженщинурепродук

стоп что вы как заведённый назовите фамилию имя отчество адрес обстоятельства приметы

фамилию имя отчество адрес обстоятельства не помню а по приметам она женщина репродуктивного возраста женщина репродуктивного возраста женщ

стоп вы в себе вы её родственник

вам бы всё стоп вам бы всё вы в себе вам бы всё вы её родственник а я её мужчина репродуктивного возраста мужчина ре

полёт над гнездом кукушки твою мать сказала проститутка из камеры предварительного заключения

ФРАНЦИЯ-ТОГО

я дрочил потихоньку,
лёжа в постельке,
и наблюдал.
сонные мухи из Франции и Того
еле ковыляли по зелёному газону,
кажется, Дортмунда.
туда-сюда.
еле-еле.
а этот чёрт сидел на тополе
напротив моих окон.
я и не подозревал о чёрте.
убитый вечер.
а ведь мог бы поехать на озеро
в компании трёх чокнутых поэтов
и шести бутылок водки.
не поехал ради феерического футбола
в исполнении Зидана.
Зидан пропускал матч.
игроки маялись дурью.
я держался за свайку.
а этот чёрт сидел с фотоаппаратом в руках
на тополе
напротив моих окон.
брызнув два или три раза,
я уснул в своей постельке,
как французы и тоголезцы
на зелёном газоне долбаного Дортмунда.

утром в почтовом ящике я обнаружил
два окурка,
рекламу М.Видео,
конверт без подписи.

«вы скомпрометированы. Во избежание скандала вам надлежит быть в пиццерии Помидор 25 июня в 16.00. заказать томатный сок. Ждать. К вам подойдут.»

гадство, сказал я,
где я возьму денег на томатный сок.
гадство, сказал я ещё раз,
как они узнали,
что меня воротит от крабовых палочек.
гадство, сказал я опять,
куда подевались мои носки.

пошёл. пришёл. сел.

а где томатный сок,
спросил какой-то чёрт в очках Элвиса Пресли.
у меня нет денег, Элвис, сказал я Элвису.
как и носок, сказал Элвис.
носков, Элвис, поправил я Элвиса.
я не Элвис, сказал Элвис и
заказал томатный сок.
спасибо, Элвис, сказал я Элвису.
я себе, сказал Элвис.
как ты узнал про крабовые палочки, Элвис,
спросил я Элвиса.
вот фотки, сказал Элвис.
ты угрохал на меня целую плёнку, Элвис,
спросил я Элвиса.
две. Это компромат, сказал Элвис.
ух ты, сказал я Элвису.
стыдуха, да, спросил Элвис.
на фотках у меня стоит, как протез в порнофильмах, Элвис,
сказал я Элвису.
сто баксов, сказал Элвис.
такого не случалось с олимпийской победы Светоньки Ишмуратовой,
а ведь это было 11 февраля, Элвис,
сказал я Элвису.
сто долларов, сказал Элвис.
давай, Элвис, сказал я Элвису.
с тебя, чучело, сказал Элвис.
что ты делал на тополе, Элвис,
спросил я Элвиса.
не твоё дрочливое дело, сказал Элвис.
я пошёл, Элвис, сказал я Элвису.
как сыграли, спросил Элвис.
французы брызнули в ворота Того
два или три раза, Элвис, сказал я Элвису.
я подозреваю жену в измене, сказал Элвис.
поздравляю, Элвис, сказал я Элвису.
Родине, добавил Элвис.
и как наблюдение, Элвис, спросил Элвиса.
и как игра, спросил Элвис.
феерическое зрелище, Элвис, сказал я Элвису.
тебя засмеют, сказал Элвис.
разве что три чокнутых поэта,
но они наверняка утонули в Увильдах, Элвис,
сказал я Элвису.
паскудный суходрочник, сказал моей спине Элвис.

через неделю случилось тройное убийство
этажом выше.
что-то на основе ревности при групповухе,
прошептала почтальонша.
мне не грозит, прошептал я.
мне тоже, прошептала почтальонша.
я жду следующего раза, ну, Ишмуратову,
прошептал я.
не очень понятно, прошептала почтальонша.
феерическое зрелище,
сказал я спине почтальонши.

НАСЛЕДИЕ

блуждая в кромешной тьме по малоизученной квартире, я сломал палец У левой ноги:
споткнулся о десятикилограммовое наследие поэта Айги.
так и познакомились я и Твой любимый поэт.
Твой любимый поэт уже некоторое время, как того, а у меня для того и причин-то, кажется, нет.
когда (вследствие боли) перед глазами запрыгали звёзды, кое-что мгновенно открылось мне наперёд:
всё будет так, как в конечном итоге и произойдёт:
порвём театрально, сдымлю полпачки, исчезну впотьмах.
возможно, мы будем здороваться на поэтических вечерах.
палец срастётся криво У моей левой ноги.
и это будет самым ярким воспоминанием о Тебе и самым неизгладимым впечатлением от наследия поэта Айги.

ЯША ГРАНЦ

три дня назад Яша говорил мне мама не носи воды в бочку не нужна она а морковку давай съедим недозрелой всё равно она вкусная вон какая курицу можно зарезать а петуха подарить соседям только не Лившицам

Гранц сказала я Йосе моему мужу и отцу Яшки выпори-ка этого негодяя ему голову напекло несёт ерунду и не знаю что у него на уме а знаю только что что-то у него на уме есть

два дня назад Яшка говорил Йосе папа не ходи нынче за валенками не нужны они тебе зима нескоро пропей эти деньги да и вообще все деньги пропей ну не хочешь пропивать так подари все деньги соседям только не Лившицам они им без толку

Сара сказал мне мой муж и отец Яшки Йося Гранц выпори-ка этого негодяя несёт несусветную чушь перегрелся на солнце задумал что-то сорванец а что задумал не выпытать

а вчера Яшка взялся играть с младшим братом Изей в новую игру заманил Изю в подпол и говорит сиди здесь пока не оголодаешь а как оголодаешь всё равно сиди это игра такая прятки ну Изе два года как крышка подпола за Яшей закрылась он завопил резаным поросёй и вопил ещё полдня и ночью спал плохо

мы с Йосей решили Яшку не пороть поскольку совсем видно парень перегрелся на солнце и от ремня как бы хуже не было

а сегодня мы лежим всей семьёй в двух метрах от земной корки в рижском гетто и Яшка бормочет говорилжеговорилжеговорилже ты был прав Яков Гранц сын Иосифа успокаиваю я его и Лившицы кивают они тут же рядом

ГРАЧ

человек несёт больную
птицу к ветврачу.
он бы продал мать родную,
чтоб помочь грачу.
только кто ж старушку купит,
мёртвую, причём.
человек, как воду в ступе,
боль свою толчёт.
боль-не крошится-водица –
- прибывает всё.
умирающую птицу
человек несёт.
и нашёптывает в клетку
человек-чудак:
без тебя никак мне, детка,
без тебя – никак.
пережить такое горе
мне не по плечу.

так и умер в коридоре.
не донёс к врачу.

ВМФ

поматросил и бросил.
сбежал на эсминец.
носа не показывает.
беременность протекает нормально.
бедная девочка идёт топиться.

по колено девочка в воде:
где же он, мой милый, где же, где?
почему к любимой не спешит?
он пленён?
он ранен?
он убит?

по колено в девочке вода:
ну, иди,
иди, сюда, сюда…

на эсминце – ужин. ели плов.
плыли, плыли трупы вдоль бортов.

ЧУР

чур, моего.
чур, моего.
чурчурчур,
моегомоегомоего.
это кричат женщины.
это кричат матери десятилетних пацанов.

но жрец нуждается только в одном вырванном сердце.
сердце десятилетнего мальчишки.
дар богам.
так заведено у инков.

предложение превышает спрос.
здоровая, так сказать, конкуренция.
жрец колеблется.

РОЗМАРИН

жжёным сахаром тянет с улицы.
держат, что ли, за дурака?
под кондитерский цех гримируется
ЧМК.
трубы в небо упёрлись жерлами.
трубы выстроились в каре.
и над каждой трубой, наверное,
по дыре.
и под каждой трубой – по родине
для потомственных заводчан.
сны бесцветные колобродят там
по ночам.
там расписаны окна сажею.
там без повода горько пьют.
там цветы по горшкам рассажены –
и гниют.
с подоконника чёрно-чёрного,
как последний солдат, один,
там глядится в стекло копчёное
розмарин.
он – циррозник – желтеет листьями,
знать не зная о палаче…

ненавидим ты и единственен,
город Че.

АМСТЕРДАМ

другу, потерянному, найденному и потерянному

мне принесла сорока на хвосте…

а как ты окопался в Амстердаме?
свобода, гейство – доводы не те,
чтоб уезжать. да этими дарами:
свободой – здесь любой по горло сыт;
второй твоей забавой – каждый третий.
здесь тоже Амстердам. (ты без обид).
ну, может, сны тревожней на рассвете,
а так-то Амстердам. здесь не в честИ
в ажурное бельё рядить свой фаллос,
а так-то Амстердам.
прости.
прости.
я – не о том.
а я о том, что сталось:
ни карточки. ни адреса. и ты
успел из абонентов исключиться.

мосты и в Амстердаме – лишь мосты.
а на мостах и здесь самоубийцы
случаются.

ПОХМЕЛЬЕ

утро (династия)
я дочь канатоходки и метателя
ножей в канатоходку и в меня.
ещё есть брат. ровесник. сверхстарательный.
он дрессирует птиц. он невменя-
ем. он не говорит по-человечьи.
чирикает на ихнем языке.
рот вечно в перьях. в белых пятнах плечи.
и голубь на макушке, и в руке.

храни нас бог. особенно – метателя:
раз в руку, в ногу – раз, и то – не в кость.
храни за то, что он необязательный:
два дня в неделю спит со мною врозь.

день (родной)
небо, говорит, было наклонено.
я, говорит, такое видывал только в концептуальном кино.
небо, говорит, сливало себя самого.
на меня, говорит, сливало на самого.
я, говорит, до трусов…
я, говорит, до денег в кармане…
помолчал. и опять:
небо, говорит, было наклонено.
я, говорит, такого не видывал даже в концептуальном кино.
небо, говорит, сливало себя самого.
на меня, говорит, самого.
я, говорит, промок до трусов.
я, говорит, всё ещё не просох.

а зачем, говорю, ты тогда поплёлся под дождь.
ты, говорит, сухарь, поэтому вряд ли поймёшь.
кто ж, говорит, его похоронит, кроме меня.
я ж, говорит, его со щенков до вчерашнего дня.
он, говорит, двенадцать лет, как со мной.
он, говорит, мне родной-родной.
замолчал.
помрачнел.
да какой, говорит, он мне родной…
он, говорит, просто часть меня.
я ж, говорит, его со щенков до вчерашнего дня.
замолчал.
потом собрался было, а не говорит.
заплакал.
болит?
не отпуская, болит.

вечер (корабль)
идёт верблюд по пустыне.
идёт верблюд по Сахаре.
а на лице бедуина –
только полоска лица.
и – раскалённый – стынет;
и – неподвижный – жарит
воздух морской-пустынный
опытного пловца.

корабль. капитан с полоской
лица вместо лица.

ночь (музыкальное образование)
мама отвела меня за ручку к репетиторше (правда);
на виолончель (неправда);
на скрипку (неправда);
репетиторша сделала из меня мужчину (неправда);
я сделал из репетиторши женщину (правда);
как-так! семилетний пацан? (раскусили, неправда);
маму я больше не видел, она сбежала (правда);
с английским лордом (неправда);
со швейцарским сыроваром (неправда);
с цирком-шапито (правда);
бабушка назвала меня за глаза подарочек чтоб он сдох (правда);
меня хватило на три занятия с репетиторшей (неправда);
на два (правда);
жаль, очень-очень-очень талантливый мальчик (неправда);
конечно, что-то из него можно было бы состряпать, но - пальцы, слишком уж грубые пальцы (правда),
а сейчас начинается самое интересное (неправда);
конец (правда).

МАША РОГОВА

Диме Машарыгину

Маша Рогова пишет баллады
о прекрасной любви неземной.
и кончаются эти баллады
то сумой, то хернёй, то тюрьмой.

Маша Рогова шьёт рукавицы:
укрощает несносный брезент.
всё глядит и всё не наглядится
на неё со стены президент.

Маша Рогова верует в бога,
а помадой не пачкает губ.
и её раздражает немного
алюминием сдобренный суп.

после ужина сядет-поплачет:
плач в тюрьме – преполезный досуг.
а поплачет – русалок партачит
на интимных местах у подруг.