polutona.ru

Павел Финогенов

другими словами

* * *

мы проходили мимо
стекла универсама
печально и сурово
я вовсе не был пьяным
в кармане мелочь звякала
на пачку сигарет
прозорливая Машенька
в сердцах сказала мне

"...эх ты энтеллихенция
пойдём чё покажу!.."

(так с моего молчаливого согласия
случилась жуткая вещь)

вошли в торговый зал а нам навстречу
нёсся холодильник с колбасной продукцией
Маша схватила батон стародворской
положила в корзину
после отправилась в хлебный отдел
взяла две булки с сыром по червонцу
нагнувшись будто б взять буханку
прошептала

"...прикрой меня здесь "мёртвая зона"..."

охранник косился намётанным глазом
она переложила колбасу в сумочку
и мы двинулись к кассам
где Маша ссылаясь на длинную очередь
оставила мелочь за булочки – скрылась
а я остался вытирать холодный пот

"...ведь завтра туса на Болотной
там будут Коля и Витёк но не пойду
упал я ниже плинтуса
уже не гражданин..."

я мог бы приукрасить рассказав к примеру
как меня свинтила охрана
долго и страстно пытала
в подсобке – но нет ничего
подобного не случилось
Машенька ждала за стеклом...

а дальше шёл снег и вечер каких поискать
она утверждала – пора становится серьёзней
а я дурак пустился вспоминать
друзьяшек мёртвых чьими голосами говорил
со мной ворованный колбасный жир
глинтвейн на кухне
фуга на фалангах батареи
и Маша пела под отсутствие гитары

"...в минуту жизни трудную
когда не знаешь кто такой
вставай на все четыре
и что есть мочи – вой!
по-волчьи словно человек..."



* * *

чем занималась Алла в отсутствии мужа –
хлестала шампанское и вспомнила лето
теребя салфетки я слушал
про старого козла (её соседа)

"...его квартира прямо под нами
говорит я сплю с кем попало
прямо в лицо моему бедному Ване
в общем не сосед а упырь
и ты со своими визитами
подводишь под монастырь..."

бедный Ваня обернулся славным малым
принёс корицы рассуждал о Кортасаре
пока жена варганила вареники
нет правда он мне нравился – особенно когда
ложился пригубив бокальчик баиньки

"...он так устаёт в офисе..." поясняла Алла

я поведением напористым звериным
способствовал тому к чему казалось шло
её в истоме тающее тело
из косметички снежный порошок
в ноздрях оказался толчённым анальгином
однако вида не подал я – даже в том
что мечтал повторить наш осенний марафон
да и не мог с неё сорвать при спящем муже
завесу тайны – боевой халат
один диван – хрущёвская однушка
что тут поделаешь

ночь беспонтовых диалогов о платонической любви
нежданно всё же увенчалась поцелуем
в открытый алый рот я еле удержался плюнуть
(раньше это нас так заводило!)
но Алла "стала холодна"
(как бы сказал паршивый декадент)

"...я уже полгода ничего не чувствую
только не уходи нет-нет
происходят жуткие вещи когда остаюсь одна
знаешь Ваня он совсем как ребёнок
как бы не в счёт
а вот сосед..."

когда я откинулся в кресле
категорически отказавшись воспринимать происходящее
Алла позвонила иному

"...я так соскучилась
но вообще-то это не главное
просто очень хочется секса..."

и тут я начал неуклонно исчезать
сперва пальто прихожей и подъездом
потом троллейбусным депо и полусном
где гасли звёзды выключались фонари
и доносилась заводная перекличка
да – это значило что завтра новый год
а я ещё не навестил жену и дочку
и не прибил соседа Аллы с Ваней
Аллу с Ваней
Аллу с...
и не было греха
и снег чадил с небес
и я давился горько-сладким смехом



* * *

как-то друзья затащили меня в кафе "У Ксюши"
и познакомили с молодым поэтом Сашей Буйным
зазывавшим орать стихи на площадь Свободы
в пику маленькой богемистой тусовке снобов
где кстати говоря были интересные мальчики и девочки
но Саша уделял маниакальное внимание манере

"...интеллигентские сопли какие. так нельзя..."

отзывался Саша об одном филологе
что декламировал акцентные стихи Бродского

"...а этот – от души. слушаешь – и веришь..."

нахваливал Саша никому неизвестного паренька
откровенно подражавшего Маяковскому
и чёрт меня дёрнул спросить по гнилой своей натуре
знает ли он хоть каких-нибудь современных поэтов
чуть не испортил вечер а теперь уверен –
толпе позарез нужен праздник и Саша старался
во всём походить на Есенина крепко держась
за бутылку улыбку и жесты "предшественника"
предвкушая бессмысленный маскарад
где кому-то плевать а кто-то рад
Полозкову или Воденникова
из пустого в порожнее – так что были не причём
Сашины игры когда стояли мы плечом
к плечу чтобы заныть-зарыть а я ещё
топтался внутри себя –
ну и зачем нужны вирши
подобные остаточному свечению экрана?

"...С гордостью ты вспомни
Всю былую Русь.
К свету колокольни
Песнями вернусь.
Будет рядом с Богом
Солнышко в груди!
Гибель до порога
Ты сопроводи..."


или вот

"...И я забуду все свои стихи,
Да чтобы вспомнить тот, что вечно дан,
И попрошу с обрыва у реки
Не течь так быстро в белый океан.
Пусть не дотла в кострах сгорает жизнь,
Сентябрь туманом вспоминает май.
Другой Источник, Свет, мне укажи,
Да гибель скорую не предрекай..."


закрыли кафе "У Ксюши"
никто не знает поэта Буйного
кроме двух десятков приятелей
и что бы значили его слова
слепые неуклюжие котята
когда бы он не вздумал из окна
восьмого этажа



* * *

он умел оригинально
складывать оригами
из любых подручных листов бумаги
газеты и глянцевые журналы
как-то даже сложил "литературный череп"
из текстов одного нижегородского поэта

корифеи бумажного дела
снисходительно улыбались глядя
на нелепые фигурки
улыбались и кивали
а ещё у корифеев были тени мечтающие
стать плотными – говорить словами хозяев

но однажды на вечере в кафе "Lесорубоff"
он сказал:

«…никаких чистых листов уже нет!
все кажущиеся таковыми
несут на себе печать убитых деревьев!..»

«новые оригамисы» (так они сами себя называли)
между тем проводили выставки с привлечением
большого количества журналистов и алкоголя
они находили занятными человечков сложенных
из календариков с иконкой президента
украденных на избирательном участке
но тайно посмеивались ведь они просто
комкали или рвали в клочья
полиграфическую продукцию
фиксируя действа на фото -видео
и представляли инсталляции на вездесущих фестивалях

однако были в его жизни
конкурс премия и смокинг
что-то вроде гастролей по промышленному и
как оказалось отнюдь не утончённому востоку
он давал интервью на фоне портрета Акиры Ёсидзавы
и внезапные друзья расспрашивали
много ли он заработал на змеях
отвечал:

«…это же просто оригами.
хватило поправить дела
но я так и не переехал из коммуналки…»

друзья быстро остывали
распадались на три стадии существования бумаги:
кто крутился туалетным рулоном
кто уходил писать и читать
кто продолжал считать купюры
цифры всегда так быстро тают

последняя выставка
павильон оказался пустым
и только девушка в странном кимоно
купила самолёт из советской политической карты

и он исчез.

никаких детективных историй и криминальной хроники
не оказался однажды и всё
кто-то говорит видел как он покидал москву
верхом на чёрте
кто-то говорит
бумага всё стерпит
но являлась ли к нему девушка в сарафане –
доподлинно неизвестно
да и мы похоже увлеклись совсем
не тем

он умел оригинально
складывать оригами
всего-навсего оригами