polutona.ru

рома маклюк

{стхтврния не плчились}



обложка: Илья Дик и немного Сергей Медведев


######

шумно 
просыпаешься
от постыдного
кошмара в
3 часа ночи
с тревожным
ощущением западни
именно это
наверное
почувствовала 
эвридика
когда орфей
оглянулся 
и увидел
вместо нее
чудовище
(то же самое чувство)

тихо 
собираешь все 
свои вещи
(половину выбрасываешь)
садишься в машину 
и уезжаешь (посмотреть 
если 
назад то
чудовищ никаких
нет)
аид
медленно
выталкивает
своего гостя
но не целиком
нет что-то 
оставляет себе
(тут можно было бы
перечислить
что именно
как тот коммерсант
из иван
васильевич меняет 
профессию
только
я не знаю
как останки
эти потери
перевести
в японские магнитофоны
кинокамеры
другую какую аппаратуру)
такое почему-то 
радостное
и тревожное 
чувство

сидишь в темном
зале
на каком-то 
развлекательном
фильме 
или спектакле
и не очень
внимательно следишь
за историей
больше смотришь по сторонам
вдруг чувствуешь
чей-то взгляд
(наверное это смерть)
возникает тревожное
ощущение
что что-то 
вот-вот должно произойти
но не происходит
ничего существенного
(больная тема
последнего времени)

кажется что тебя
вывели на мрачную
шведскую годовую про
гулку (årsgång)
во время которой
нельзя говорить
смеяться и бояться
под угрозой увечий 
и телесных деформаций
а наградой за храбрость будет
знание о будущем
(в том числе 
и о собственной 
смерти)
такое вот ощущение

ночной лес
шорохи
скрипы
рычание
треск
смех черная 
земля белая
земля дрожит
под легкой 
ступней дрожит под 
мятым кроссовком ну
а больше ничего 
не происходит

                     сб-1218


#####

трансферная политика лондонского
футбольного клуба 
“tottenham hotspur”
в 2000х
напоминала человека 
с неврозом
как его 
описывают 
в учебниках 
по психологии
(например
постоянно 
возвращающегося домой
чтобы проверить
выключен ли газ
закрыта ли дверь
и т.п.)
они продавали своих футболистов 
только затем 
чтобы 
через несколько 
лет купить
и потом 
спустя 
какое-то время 
снова продать
(эта дурная бесконечность 
заканчивалась только
с карьерой отдельно
взятого футболиста)

длинные
практически бесконечные
игры на шестнадцатибитной
приставке sega
в которых 
как в жизни
нельзя было
сохранятся
и приходилось или
месяцами 
не выключать приставку
(ставить игру 
на 
паузу
чтобы вдруг 
вырубившись
провалившись в 
неспокойный сон
не проиграть)
или каждый раз
начинать заново 
(мне
если честно
так 
и не удалось
пройти
ни одной
игры)

дурацкие вопросы
из разряда 
если бы
у тебя была
машина времени
и ты мог 
бы вернуться
в прошлое
ЧТО 
ты изменил 
бы в своей жизни
в какой 
ситуации повел
бы себя иначе
(не знаю
наверное 
ничего 
ни в какой)
или вот 
такой вопрос
часто ли я 
думаю о том 
ЧТО
было бы 
если?
нет, нечасто 
и не потому 
что ничего 
изменить нельзя 
(не только поэтому)
а потому что
не знаю 
как у других
людей
а у меня 
базовый набор
эмоциональных состояний
довольно стабилен
можно сказать
что всю 
свою жизнь
(?? лет)
я варюсь в одном 
и том же эмоциональном бульоне
который изменяется
очень медленно
практически не
изменяется
(какой тогда
смысл 
переигрывать
старые матчи
подтасовывать
результаты
мне
кажется никакого)

вот и лингвисты
говорят что-то 
подобное
базовый словарь любого языка 
изменяется 
очень медленно
около 5% 
за тысячу лет
и процесс 
этот неуправляем 
неизбежен неостановим

что не может не радовать
но и не огорчить не может

                     вс-1218


#######

вспомнилась почему-то 
реклама которую
в детстве часто
крутили в эфире
национальных телеканалов
(интер или 1+1)
это была серия
роликов
рекламирующих водку
снятых по такому
примерно шаблону

группа мужчин сидит
поздно вечером
в конференц-зале 
какой-то крупной фирмы
на совещании
очередном медленном
занудном совещании 
которое ничего не решает
после которого не будет
никакого качественного рывка
никакого прорыва в эконо
мической деятельности этой крупной компании
ничего
будто большая мясная
корова 
стоит неподвижно
ночью на ферме
тупо уставившись
в темноту

или группа мужчин застряла в лифте
какого-нибудь бизнес-центра
или обыкновенной многоэтажки
в какой-то праздничный
почему-то вечер
(новогодний или рождественский)
и мужчины застывают 
(насекомые в липкой 
смоле как будто)
на несколько часов
в этом лифте
и ждут помощи
но никто не спешит к ним на помощь
ни лифтер ни соседи
ни коллеги ни мчс
ни христово воинство
никто не приходит 
на помощь
и они уже даже
перестают шутить
иронизировать над
комичностью ситуации 
(ну вот праздничный вечер
все уже пируют и развлекаются вовсю
а мы как бараны в стойле
застряли в этом
дурацком лифте
ха-ха)
а просто как бараны стоят
тупо уставившись
друг на друга

или встреча бывших
одноклассников
на съемной квартире
(без жен и детей)
все уже рассказали
основную информацию о себе
(кто где работает
сколько получает
с кем спит
есть ли дети)
и разговор дальше
не клеится 
непонятно о чем еще 
несколько часов говорить
как сделать этот 
вырванный с боем
у рутины временной промежуток 
более-менее сносным
достойным тех усилий
которые нужно было приложить
чтобы сегодня
всем вместе собраться
(неприятно в общем
обидно и больно)

но наконец-то 
в это трудное
время в этот
нелегкий час
в группе мужчин
находится
тот кто не хочет
отпускать вожжи своей жизни
кто не намерен
быть скучающим наблюдателем
времени своей жизни 
тот кто переламывает
ситуацию переворачивает
ее как спортивный снаряд
он-то и произносит
(как в русских
народных
сказках
помните
избушка избушка
повернись к нам передом
а к лесу задом)
волшебное заклинание
заговор кодовую 
фразу
ТЕРЯЕМ ВРЕМЯ 
и начинается

мужчины отбрасывают свои
черные папочки
вскакивают с черных
кожаных кресел
раздвигают руками двери лифта
выбрасываются из зданий-ловушек
и шумной гогочущей стаей
мчатся
в магазин 
за водкой
водочкой 
этим прекрасным
снадобьем
зубами открывают бутылки 
разливают по пластиковым стаканчикам
по глиняным кружкам
по хрустальным рюмкам
или запросто из горла
пьют 
и все становится
на 200% лучше

такая вот многообещающая реклама
(а разве бывает другая?)
такая вот повседневная жизнь 
(а есть ли вообще другая?)
жизнь которая похожа 
на сцены из 
скучного
европейского кино
вот ты моешь в раковине
посуду 
разогреваешь ужин
смотришь как закипает чайник
чувствуешь легкую меланхолию
ешь черную меланхолию
каждое утро идешь
с обаятельной и привлекательной меланхолией
на работу
садишь ее на колени
слушаешь ее россказни
ложишься с теплой и мягкой меланхолией в постель
а все это 
медленное время
она терпеливо ждет 
следующей сцены
когда какая-то мелкая бытовая неурядица
какая-то маленькая трагедия
приведет к взрыву
жести сумасшествию
яростный ветер подхватит тебя 
и с силой
расплющит 
о ламинат
о тротуарную плитку
о крошащийся асфальт
о безучастную землю
так что ты станешь
чувствительным
и гибким 
(как профессиональный атлет)
ждет когда с тебя слезет 
соскочит спрыгнет трупное
оцепенение и она (меланхолия) сможет
придать тебе 
форму как будто бы
настоящего 
живого 
любимого
существа

                     сб-1218


######

прочитал у данилы давыдова такое 
словосочетание эпицентр жизни
а что это такое не очень понял
про потом-потом
которое то ли шепчешь то ли не 
шепчешь а как бы
даже и кричишь
губами искусанными
находясь в эпицентре жизни
это вроде ясно
но почему потом
от чего стремишься к потому
совсем непонятно
как описать эту ситуацию
когда ты там стоишь
со своим обезболивающим потомом

может эпицентр жизни
это когда ты долго лежишь на кровати
и чувствуешь себя шатким пыльным аквариумом
в котором плавают
печень селезенка почки
легкие и другие неспокойные
органы
но утихомирить это движение
не получается 
можно только сделать вид
что ничего не происходит
но и этого сделать не получается

или когда в шумной
компании
вместо лиц видишь точки
соединенные линиями
некоторые можешь
даже проследить
наметанным глазом куда тянутся
какие точки соединяют
но это конечно бывает нечасто
(а внутренний голос
безэмоционально нашептывает
правы были все те 
умники математики
которые говорили
мне учи теорию графов придурок пригодится
в жизни)

или когда ты едешь в машине
с восемью другими
сквозь ледяную пустыню
под серым небом
и ваш нестройный сердечный хор
поет что-то
про вивисекцию животных
опыты над животными
испытания старую добрую
лапу отгрызаемую в капкане
и вдруг что-то меняется 
сердца замолкают
машина сбрасывает ход
и сквозь серое
просвечивает голубое
и светло кругом
и на десятки километров
никого кроме вас
измученных осчастливленных

или когда вместо того
чтобы говорить
сидишь и слушаешь
час слушаешь два
слушаешь
а когда спрашивают потом
о чем говорили
встаешь и уходишь
ну или даешь по морде ближайшему говорящему и уходишь
ну или просто игнорируешь вопрос
и продолжаешь дальше
сидеть и слушать

или когда видишь какого-то человека
или вспоминаешь какого-то человека
или слово какое-то вдруг услышишь
и кажется будто это специально
для тебя спустился
с неба какой-то тамошний анестезиолог
и иголкой в разные части тела
тычет и спрашивает
а здесь больно
а здесь еще чувствуешь
а вот так нормально

и что такому мудаку ответить
в эпицентре находясь
жизни
в каком-то особым образом
освещенном месте
под тяжелым взглядом остроугольных бытовых вещей
потом потом
все потом
но на этом ничего конечно же
не заканчивается
все это еще 
какое-то время длится
но одинокая гора потома
уже виднеется на горизонте

                     сб-0119


######

эскалаторы в метро и торговых центрах
если по ним не бегать а ждать 
пока они сами доедут то 
заболит сердце 
( от старости )
но если ничего не ждать
то заболят ноги 
то сердце заболит
( от избытка чувств )

таксисты 
с зубами железными
которые поджидают 
тебя ночью возле 
подъезда
( хоть ты их и не вызывал сам 
никогда не 
вызовешь себе 
такого 
водилу )
и звонят тебе и откуда
только номер твой знают ведь
ты их не вызывал
таким нужно сразу
без разговоров ключи
от дома отдать
а не то перекусят
таксисты
зубами железными
тебе что-нибудь важное

а еще сны 
непрошеные
непонятные
неуклюжий сон 
на рабочем месте
нервный изматывающий сон 
в поезде или автобусе 
и вещие сны 
и ночи совсем без сна
и дни когда думаешь
что забыл уже эту девочку
или мальчика
( ага 
как же 
вот так просто 
взял и забыл )

фильмы в которых
герои почему-то меняются
телами и попадают в разные
комичные ситуации
сложные ситуации
а в результате 
даже понимают что-то 
о себе и других
и домой 
в свое тело
возвращаются как после ретрита
или детокс клиники 
какой-нибудь на 
окраине на краешке
знакомой местности

или два существа человечьей породы
у которых 
их нежные внутренности
в какой-то 
момент
перепутываются
меняются местами
( как при
трансплантации
органов
в страшных
больничных палатах )
как-то странно они себя чувствуют 
а выглядят неуклюже
как первые
самолетики
когда не понятно
как эта штука
может летать
но летает же
но летит

я боюсь таких
ситуаций
я буквально 
в ужасе
от такого
положения
кажется 
что ты попал
в западню
( но это не западня
хотя и она тоже )
кажется 
что ты 
родился
под 
счастливой 
звездой
( но это не так
хотя звезда и впрямь 
оказалась счастливой )
есть ощущение
что ты 
в эпицентре
жизни 
на большой перемене
потерял сменку 
дневник 
учебники
паспорт 
вид на жительство 
и ничего 
страшного не произошло 
то есть 
вообще ничего

                     пт-0119


######

любовь
( всей
моей жизни )
сейчас
иллюстрирует 
книгу для
изучения английского 
языка лондонскими
иммигрантами
( london is
the capital 
of great 
britain )

речь в книге
идет о пакистанском
мальчике 10-12 лет
он очень хочет
мобильный телефон 
который 
( на самом деле
ни какой-то конкретно
а вообще любой )
его родители не
могут себе позволить
( kill the poor)

желание настолько велико
что он крадет мобильник
у сестры
( i fought the law )
и конечно же
ломает его
своими неловкими
неумелыми
пакистанскими
пальчиками
( о ужас )

с этого момента
начинается история
духовного перерождения
героя 
( my way )
который из
неутолимой жажды
чувства вины
недовольства
страха
( no future )
вылавливает
идею труда
накопления денежных единиц
и покупок покупок покупок
( and working and working and working )

этот пакистанский
мальчик начинает заниматься 
мелким 
неквалифицированным
трудом
подметает, моет посуду,
колет дрова, выгуливает собак
и много чего еще 
( career opportunities)
он можно сказать
в торжественной
обстановке
( lost in the supermarket )
принимает
своими трогательными ладошками
от белого господина
яркий острый непрозрачный
кристалл протестантской
( и любой другой)
утопии труда
( shine on you crazy diamond )

что там дальше с ним происходит
как он растет и работает
больше и больше
как он покупает какие-то вещи
( brand new cadillac )
как заводит семью
как сам отправляет
детей к белому господину 
( yes sir no sir)
это уже не так
интересно
в этом месте книга
разваливается
( london bridge 
is falling down 
falling
down )

когда я слышу
о необходимости
труда
о трудовой этике
о святости труда
мне почему-то 
вспоминаются
( strawberry fields )
фотографии немецких
агиток времен великой
отечественной войны
виденные в интернете
на ломаном русском
убеждающие
перейти на другую сторону
( break on through to the other side )
запугивающие
кошмарными ужасами
обещающие в случае
перехода
новое небо
и новую землю
( теперь-то
мы знаем что
на самом деле
они обещали )
и мне становится 
как-то не по себе
( i wannabe sedated )

мы будем работать
и станем профессионалами
ОК

у нас будет интересная работа
и мы будем помогать людям
ОК

«мы будем уползать без ног, 
держась за горящие стены»
ОК

«мы добровольно оставим 
некие контролируемые
анклавы боли 
и страданий, 
используя 
их в качестве 
полезного 
инструмента»
ОК ОК ОК

( hallelujah )

                     вс-0119