polutona.ru

Юрий Рыдкин

ПАЛИТРА ЯРКОСТЕЙ

Построение сетевого (и)здания, претендующего на регулярность, долгосрочность и авторитетность, в той или иной степени сопряжено с литературным вкусом его проектировщиков, которые, являясь субъектами идеологических дискурсов разного рода и толка, часто стараются сделать это (и)здание узким и низким согласно плану собственных литпредпочтений, сформированных тем или иным (суб)культурным пространством. Однако любой art-сегмент подразумевает рубежи и их защиту путём установки (анти)идеологических ограждений, что со временем стесняют вкусовую амплитуду внутри отвоёванной территории, стесняют до перечня вопросов, ответы на которые уже всё чаще начинают раздаваться с той стороны баррикад. Снос оград тоже не приводит ни к чему плодотворному, а вот стигмой «поток» грозит. Иными словами, зачинателям любого art-проекта история предлагает по большому счёту всего два несамодостаточных пути: либо двигаться по течению, либо – против него. Но есть и третий вариант – ориентироваться непосредственно на русло, на освоение этой terra incognita.

Именно такой курс был избран в апреле 2014 года редакторами электронного литжурнала «Лиterraтура» и вот уже три года они остаются ему верны. Гравитационное поле сайта настроено на притяжение не мейнстрима, не той или иной тенденции, а таланта как такового, яркости литературных явлений, которые ослепляют читателя в самых разных секторах art-пространства, часто не просто полярных, но и антагонистических. Последнее, к слову, не мешает находиться на одной площадке журнала авторам, чуждым друг другу интонационно, интенционно и даже личностно, поскольку «Лиterraтура» (как и её авторитетность) воздвигнута именно на том, что всех их роднит – на яркостях, пусть и с различными степенями интенсивности.

За эти три года вышло почти сто(!) номеров журнала. И это помимо сопутствующих выпускам art-начинаний: сюжеты, документалистика, видеопоэзия, книжная серия, мероприятия, интернет-сообщества. В номерах так или иначе соблюдается баланс маститости и дебюта, мудрости и молодости, традиции и новации, памяти и насущности. Поэзия, проза, критика, публицистика, обзоры. Каждый из этих участков являет собой непредсказуемость текста. Именно на эту, что ли, непрогнозируемость и сделала ставку творческая команда «Лиterraтуры».

Редколлегия журнала поставила перед собой сверхзадачу – привлечь массового читателя к непознанным землям современной литературы. На самом деле, эта цель могла бы стать утопической в любую другую эпоху, но только не в наше цифровое время, когда грамотная работа с сетевыми технологиями даёт положительный результат по части быстроты и удобства предоставляемого литсайтом контента. «Лиterraтура» в этом смысле ресурс очень высокого технического уровня как по скорости clickа, так и по дизайну: каждый выпуск журнала, начиная с №34, предваряет интересная иллюстрация, а тот или иной автор представлен не только текстом, но и посредством крупной фотографии, что весьма удобно как для курсора, так и для пальца. То есть в случае ручного гаджета литературная палитра предстаёт буквально на ладони… И тут же вспоминается четверостишие Бориса Кутенкова из №4:

ставший горящей точкой планетой алой
сном о последней встрече о после-тебя-тоске
смотришь теперь на мир как большой на малых
землю сжимая в спичечном коробке


Кстати, фотографии всех авторов чёрно-белые, что словно бы символизирует притяжение заявленным журналом не красок, а яркостей.

Жизнеспособность любого начинания определяется невыносимостью его окончания. Без «Лиterraтуры» русскоязычное литполе было бы не просто неполным, а неполноценным, поэтому перспективы у журнала могут и должны быть юбилейными.

PS

Отрадно, что значимость «Лиterraтуры» не требует пространных легитимизующих отзывов, поскольку журнал говорит за себя сам – качеством, количеством и различностью представленных публикаций, многие из которых хочется здесь перечислить в рамках собственного вкуса, однако перечень этот более велик, чем соблазн его написать.
С трёхлетием!