EDITOR'S COLUMN - полутона

polutona.ru

Рефлект...куадусешщт #12

EDITOR'S COLUMN



Автор визуальной работы - Pete G, "Living Canvas"

Пролетарии умственного труда, да слейтесь вы уже, наконец, в экстазе!


Лейтмотив данного номера – эротика. Казалось бы, все в принципе знают, что это такое. Но после ряда недоразумений с авторами возникла необходимость объяснить, что это такое с нашей точки зрения.
Когда импрессионисты устроили свою первую выставку, их немедленно обвинили в порнографии – в основном, из-за "Олимпии" и "Завтрака на траве". Сегодня уже не очень-то и понятно, в чём дело – что, во Франции раньше картин с обнажённой натурой не видели?
Магия наготы, однако, может быть разной. И "Олимпия" (пародия на "Данаю" Тициана), и "Завтрак" (вариация
"Сельского концерта" Джорджоне) бросали вызов эстетике, признававшей тело преимущественно у античных богов и героев. С импрессионистами произошло примерно то же, что некогда с автором Пергамского алтаря. Натурщиками для фриза "Гигантомахия" служили рабы и прочие социальные низы; и скульптор, нарушив современную ему традицию, сохранил портретное сходство! Eстественно, у него потом было немало неприятностей по работе – по тем временам это был вызов покруче будущих эпатажей футуризма и дадаизма.
Именно этим – узнаванием – шокировали импрессионисты. Какие там боги с героями – это вы, почтенные зрители! эта наглая девка с "олимпийским" именем – именно то, что вам надо! это ваши спокойные интрижки по твёрдой цене, после приёма пищи с умеренными возлияниями!..
Но интересно, что на фоне скандала едва ли не незамеченной прошла другая картина с той же выставки, "Две сёстры" Ренуара – явная репрезентация нового типа эротизма! Пейзаж в "Двух сёстрах" выглядит как вечный сад весны и желания, без холода, болезней и грусти; но алое пятно (берет старшей сестры) в центре композиции – провокационней, чем голое тело "Олимпии", и бросает вызов спокойствию и разуму посильнее любой наготы! Этот цвет заглядывает в будущие картины Мунка, Шиле, Филонова и многих других, заходя, помимо желания автора, гораздо дальше спокойного оптимизма импрессионистов (благодаря которому они и были довольно быстро усвоены примирившейся буржуазией).
Вот этот гипнотический цвет и есть эротика в нашем понимании – а не описание гениталий и их встреч. Несомненно, они имеются у каждого человека, но, что бы там ни плёл утопист Барков, не сами по себе. Гениталии (и вообще тело) суть средство. Иногда невероятно мощное, но всё-таки не ЦЕЛЬ.
Текст, рисунок, фильм, говорящие о чём угодно (диалог за ужином, хокку, пейзаж с руинами, натюрморт, абстракция, широкоугольная панорама по крышам в дождь etc), могут быть очень эротическими, если в них присутствует смутная, неумолимая и, самое главное, НЕУТОЛИМАЯ энергия, сильнее которой трудно отыскать. Сила её как раз в её неутолимости, и, видимо, этим она коренным образом отличается от сексуальности, вполне и банально утоляемой.
Вышеупомянутая ЦЕЛЬ (соединение половинок платоновского человека в единое андрогинное существо) недостижима, и вот поэтому эротика питает искусство уже столько веков. Да и не только искусство…
Именно об этом очень точно сказал поэт:

"…дальше локтя не пойдёшь или колена…"

И до него - другой поэт:

"…припав к краям,
Бездонной чаши, до смерти будут пить,
Крича от жажды. Утоленья
Не было, нет и век не будет!"