Сергей ШАТАЛОВ (Донецк). НЕ КАРТИНА - полутона

polutona.ru

Рефлект...куадусешщт #12

Сергей ШАТАЛОВ (Донецк). НЕ КАРТИНА



Автор визуальной работы - Pete Guither, "Living canvas"

(Печаталось в журнале "СТЕТОСКОП", № 31, 2002)


На больших дорогах нередко встречаешь одинокую волну, не принадлежащую ни одному океану.

Aнри Мишо.



Не поднять руки – отупела. От тяжести, что ли, или от неумения держать карандаш? Сколько лет рисую, а так и не сросся: так и не знаю, куда деваться между тем, что пишу, и тем, чем пишу. В голове все копошится, трепещет, – сразу и не разглядеть: то ли фрагмент какой-то азбуки, нервной, взволнованной до икоты, то ли рука утопленника, как перископ подводной лодки, будто и не утопленник вовсе, а так, долго плывущий под водой, а то и совсем как во время ускоренной съемки: люди, люди, дома, фрагменты поездов, фрагменты одежды, а потом опять люди, люди, улицы, рыбы в зеркале, Луна (но это все не точно, а "как бы").
Когда-то ко мне часто подходил незнакомец (странно, но один и тот же) и просил продать картину, но я… я отвечал, что не художник, что никогда и ничего…
Я долго боялся рисовать – а вдруг получится? И уж тогда не отвертеться, даже если жить под водой. Дно – идеальный холст – рисуешь и тут же прощаешься. А выйдешь на берег – все одинаково и красиво, как если бы это все: деревья, песок, камни-из меня, точь-в-точь как там, когда я каждый день, не подозревая, что...
Песок под ногами плавится – одно стекло. Стеклодувы выдувают всяческие ухищрения, чтобы сиюминутно добыть чистейший спирт. От стука стекло звенит, переливается, но ноги не держат. Инсценировать солнечный удар в момент каких-то повторений в воде, в зрачках, и никогда больше не жить в тех местах, что рисуешь, в тех местах, где не любил...
" Я так н е с ч а с т н а ", – летело параллельно берегу.
Отвернувшиеся от голоса люди стояли у самой воды. Их загар лежал перед ногами и не поднимался, будто после бессонной ночи, будто истоптанный армейскими сапогами, будто и не загар, а чужая одежда. Чье-то присутствие над головами волновало меня как охотника. Настоящего охотника, без всего и даже без ружья. И я придвинулся к морю всем телом, всем дыханием и всеми глазами. И надо же! Я стоял, как обманутый музыкант, которому вместо нот подсунули голую женщину. Она неохотно очищала тело от водорослей и говорила кому-то: "Это было давно. Корабль утонул, а я нет. Боже, сколько времени я в этой воде! Все тело пропиталось солью и планктоном. Мне срочно нужна ванна. Мне срочно нужно много теплой пресной воды".
Уже в доме моей четырнадцатилетней знакомой она позволила мыть себя. Несмотря на смертельную усталость, голая женщина представлялась, как моя давняя возлюбленная, и постоянно говорила, говорила:
"Ты неправильно затачиваешь карандаши, и вообще тебе вредно рисовать на бумаге, и вредно рисовать голых женщин. Вот я, например. Зачем я тебе? Я даже не могу рожать, а ты меня моешь, и я этому рада. Рада так, что тебе не остановиться только на мне. Ты и дальше пойдешь мыть, покуда не перемоешь в округе всех голых женщин. Но голая женщина – это редкость. И поэтому я рада. Остальных придется раздевать. На такое ты не согласен. А я первая и единственная голая женщина в твоей жизни".
"Ну, скажешь!"
"Конечно, скажу! Если тебе кажется, что ночью и под одеялом…"
"Сука ты, а не художник, – произнесла юная хозяйка и наполнила ванную комнату табачным дымом, – я тебя уже десять лет люблю, еще с того времени, когда ты совсем не умел рисовать. Я люблю тебя, люблю, а ты приводишь в мой дом всяких голых. Хоть бы дал ей во что-нибудь завернуться перед тем, как переступить порог, – она плакала и говорила, говорила и плакала, – хоть бы во что-нибудь! А то я и сама разденусь, и будет у тебя целых две голых, – она сделала паузу и уточнила, – целых две голых женщины, – и снова через паузу, – и запомни, к коллективному сексу это не имеет никакого отношения. Я чиста и наивна. Знай это".
Девчонка сняла одежду, утерла слезы и повелительным жестом пригласила всех в большую комнату:
"Давайте пить чай, но сладости будете искать сами. Я только укажу, где они могут находиться. По ходу и рассмотрим друг друга".
"Девушка, вы не подумайте, что я из принципа не ношу одежду. Просто одежда не носит меня. Она на мне сдыхает. Да-да, так страшно, и сны всякие. Поверьте, очень страшно. Море мне совсем о другом: и не о вас, и не о нем, а так как-то..."
"Мне бы хотелось вам верить, но я не умею. И в школе плохо учусь. Все мои сверстники на уроках, и давно на уроках, мне же остается быть только с вами".
Голая женщина раскрыла сервант и, среди кукол и предметов чайного сервиза, обнаружила залежи пирожных.
Голая девчонка как-то виновато и чувственно приблизилась к голой женщине и почти молебно:
"Он пусть не раздевается. Незачем ему раздеваться. Он же художник. Ему нужны впечатления. Мы их будем делать. И давайте обнимемся. Только после того, как вы прожуете, и не глотайте так быстро, мне это действует на психику. Я подойду, когда вы все съедите и вымоете руки разной водой. Они у вас такие жирные. Я боюсь ваших рук, как и своего тела. Я и в ванной никогда не смотрюсь в зеркало. Всегда его полотенцем закрываю. Я вроде как не профессионал в таком деле. Вроде как любитель. Мои подруги – все профессионалки. О каждой своей родинке могут рассказывать и рассказывать, даже о тех, что в промежности и до которых трудно дотянуться глазами. А мне и рассказывать нечего, будто я без родинок".
"У тебя еще есть еда? – спросила голая женщина, – я же в море много времени... Одна сырая рыба и я... тоже сырая. Ели мы так ДРУГ друга. Если и не подавились, то...".
Девчонка как-то неожиданно застонала и, задрав голову к потолку, вышла на балкон.
"Я не дам вам больше еды. Не хочу. Не хочу, чтобы вы объедали меня и мою маму. С едой теперь такие трудности... А вот если художник нас сейчас нарисует и нас таким образом продаст, мы тогда кое-что сможем купить. И, может, даже наедимся на всю оставшуюся жизнь, – девчонка расхохоталась и подошла к комнатному дереву, украшая его своими прикосновениями, – придумай мне что-нибудь особенное и рядом нарисуй меня, – после паузы, – и ее. Но сначала меня. Мне нужно убедиться, что я получилась. Хотите, – обратилась она к голой женщине, – хотите, я больше никогда не буду смотреть на ваше тело, будто у вас его нет. Живое тело, мертвое тело – оно все равно живое и все равно ничье. Какая разница, где оно сейчас, у вас или у меня? – У нее носом пошла кровь. – Конечно, мы продолжим наши разговоры, но без тела. Голос будет возникать как бы и исчезать как бы..."
"Зачем же так?"
"Вы не согласны на такое общение? Вам трудно будет поднимать те слова, что на полу? Тогда молчите. Говорить буду я. И не говорить буду я. А вы молчите и водите его рукой, чтобы все вышло как следует, по-настоящему! Чтобы нас продали как можно быстрее и по-настоящему! По-настоящему: с очередями, аукционами и любовью! А мы тем временем спрячемся, и нас никто не найдет".
"Никто и никогда", – поставила жирную точку голая женщина, примеряя на себя разные мужские костюмы. Она стала походить на кадры из кинопроб или на статистов в крещенские морозы. Она явно не хотела, чтобы ее рисовали или чтоб рисовал он, или чтобы все вместе... Она явно чего-то не хотела.
Ангел с цирком на спине заглянул в окно. Голая девчонка подбежала к стеклу: "Покажи мне фокус, ну, не жлобься, покажи".
Ангел подлетел к другому окну, затем еще к другому, но вернулся: "Я не люблю север и не люблю юг, а у вас столько всего", – на этих словах он захлопнул за собой стену соседнего дома. Бац! И не было никакого Ангела.
По комнате проплыли: глаза с ногами и руками, губы с руками и ногами и длинные, длинные волосы, и не было картины. Не было!


Прим.ред.: вопреки своей нелюбви к комментариям, прокомментируем этот текст. Странные ("не как в жизни!") ситуация и поведение персонажей становятся яснее, если взглянуть с мифологической точки зрения. Перед нами архаический вариант "Одиссеи". Здесь путешествует Пенелопа (см. стихотворение Ники Скандиаки), без корабля, который ей не нужен, в море, которое не что иное, как кровь Матери-Земли (одной из ипостасей которой Пенелопа, как каждая женщина, является – т.е. это ещё и путешествие внутри самой себя), и всё это осложнено девушкой-Навсикаей, т.е. той же Пенелопой в прошлом , т.е. это ещё и путешествие во времени (собственно, любое путешествие в пространстве eсть одновременно и путешествие во времени). Одиссей ждёт её, не зная об этом, а картина (не-картина) – это попытка выйти за пределы мифа (хотя выйти можно только во внешний миф)…