Дмитрий Александрович ПРИГОВ (1940–2007). ВОЛОШИН-ПРОЕКТ И СИД-ПРОЕКТ - полутона

polutona.ru

Рефлект...куадусешщт #25

Дмитрий Александрович ПРИГОВ (1940–2007). ВОЛОШИН-ПРОЕКТ И СИД-ПРОЕКТ



Автор визуальной работы - с сайта http://prs.ru.; последняя прижизненная фотография.

   Несложно обнаружить сходство обоих героев данного моего (и, как я понимаю, не только моего) текста. Оно лежит на поверхности. Оба импозантны. Да, импозантны. Понятно, что о Волошине можно судить только по фотоизображениям, в то время, как Сида мы знаем лично. Оба тесно связаны с Крымом и его реальной, или ими самими сотворенной, мифологией. Оба поэты. Оба – медиаторы между древней средиземноморской культурой и столичной культурной элитой. Волошин, ясно дело, с прежней петербургской и Сид с нынешней московской. И, понятно, амбиции Сида соответственно тенденции стремительно глобализирующегося мира, распространяются за российские пределы на другие страны и континенты.
   Ну, такого рода культуртрегерская деятельность работников искусства известна издавна, прибавляя им авторитета в глазах общества, правда, немного прибавляя в артистическом имидже. Разве что доставляя удовольствие и сознание исполненного гражданского долга. Ну, естественно, реализуя социокультурный темперамент и амбиции лидерства в пределах названной деятельности, которая ныне может быть названа емким термином – проект.
   И вот, прицепившись к последнему определению – «проект» – несколько отвлекшись от заданной темы, отметим, что в нынешней культуре (вернее, по преимуществу в пределах изобразительного искусства) такая активность приобрела несколько иное значение и наполнение. Нет, я, конечно, не имею в виду, что исчезла социальная и общекультурная необходимость в подобного рода деятельности и деятелях, которые, помимо всего выше обозначенного, служат еще и консолидации самого артистического сообщества.
   Просто, как поминалось, в пределах нынешнего визуального искусства подобный род проективной активности с почти прямым ее социальным и культурным наполнением давно уже стал способом артистического поведения и самореализации, где названные социальная и культурная сторона деятельности являются все-таки не больше, но и не меньше, чем составляющими именно артистического жеста. Примеров в изобразительном искусстве несть числа. Ну, хотя бы, чтобы не ходить далеко и в чуждые пределы, приведем в пример проект московского художника Дмитрия Гутова по созданию сообщества почитателей и изучателей советского философа Лифшица или сотрудничество с крестьянами художника Полисского.
   Но, должно заметить, что оба наши избранные персонажи являются литераторами. Литература же до сих пор, в отличие от помянутого визуального искусства, остается по-прежнему текстоцентричной, оставляя подобную проектную деятельность в зоне не культурно-эстетических, но социокультурных жестов.
   Собственно, немало литераторов и музыкантов в силу именно указанных причин переместилось в пределы визуального искусства, где оказалось достаточно площадок, кураторов и денег для реализации различнейших проектов, где уже сформированы и способы документации и музеефикации подобных как бы нематериальных «нетекстовых» проявлений.
   Соответственно, не зная личных планов и амбиций Сида, можно предположить с его стороны определенные попытки с целью превращения своего культурного проекта в художественный, что требует небольшой смены оптики, артикуляции и тематизации. Это, собственно, вряд ли принципиально скажется на той самой существенной социокультурной составляющей его деятельности. Имидж же Волошина (особенно в нынешние времена ослабления статуса поэзии и превалировании помянутых жеста, проекта и стратегии над традиционным текстом, как вербальным, так и визуальным) при желании и понимании наиболее актуальных точек нынешней культуры некоторыми, заинтересованными в присутствии обновленного образа Волошина в актуальной современной культуре, может быть вполне переформатирован в подобном же направлении, что придаст ему большую актуальность и возможность быть включенным в ряд нынешних художественных стратегий, при том, что, надо честно признаться, сами литературные и художественные его достижения вряд ли могут встать в ряд наиболее оригинальных в российской поэзии и, тем более, в изобразительном искусстве*.

........................
*Мнение редакции решительно не совпадает с мнением автора; на наш взгляд, достижения Волошина в поэзии и в изобразительном искусстве являются все еще недооцененными, как это, собственно, происходит почти со всеми художниками такого уровня. (Прим.ред.)