EDITOR’S COLUMN - полутона

polutona.ru

Рефлект...куадусешщт #28

EDITOR’S COLUMN



Автор визуальной работы -

Сергей Эйгес. "Бетховен и Гёте." Oфорт. 1940.

Редактор-составитель номера – писатель Сергей Волченко, первая встреча с которым состоялась несколько лет назад в Москве на вечере в музее М.Цветаевой. Из этого знакомства выросло сотрудничество, и вот результат оного – номер, посвященный дяде Сергея, композитору Олегу Константиновичу Эйгесу (1905-1992) http://kassandrion.narod.ru/eiges/audio.htm, и другим представителям удивительного рода Эйгесов.
К бумажному варианту номера прилагаются диски с записями сочинений О.К. Эйгеса.
Передаём слово редактору-составителю:


ВСТУПЛЕНИЕ
“… всякое произведение искусства внушает нам ничто иное, как состояние чистого сна”, “Аналогия между искусством и нашими некоторыми сновидениями слишком обычна, чтобы её специально подчёркивать”, “Мир сновидений <…> так же пространственен, цветен и плотен, как и реальный мир, по своему характеру и содержанию он не имеет ничего общего с чувствами, ощущениями и мыслями (как мозговыми напряжениями); поскольку он, наравне с реальным миром, есть мир непсихический”. Это строки из произведений Эйгесов – семьи философов, композиторов, математиков, учёных, писателей, художников, вклад которых в искусство и науку ещё не оценён в нужной мере.
Читая их труды, письма, вникая в живопись и музыку их, я понял, что Эйгесы обладали необычным сознанием. Оно как будто схвачено в некую цельность, где мир снов, искусства и реальной жизни одинаково подлинны, выстроены как бы не по вертикали, а по горизонтали. И, быть может, мир искусства и снов был для Эйгесов более осязаем, чем реальная жизнь, что и сказалось на судьбе многих из них. Композитор Олег Эйгес (автор 20-ти симфоний) как будто даже не замечал реальности: он не стремился к званиям, потому что они не улучшат музыку, и не рекламировал её, так как музыка должна говорить сама за себя. Помню, стоило с ним заговорить о чём-то будничном или насущном – он сразу терялся, а потом гневно обрывал своим низким поставленным голосом: “Давайте лучше поговорим о Бетховене!”. Произведения Олега Эйгеса редко исполняют. Подобен и его брат, художник Сергей Эйгес. Одним из основных мотивов, побудивших его во время войны добиваться отправки на передовую (и гибели), был пример князя Андрея из романа Л. Толстого «Война и мир».
И даже не столь важно, как у каждого из Эйгесов тонкий мир снов прорывается в нашу реальность: в философской (осмысленной) форме – Константин, Владимир, Иосиф, или, наоборот, как у Олега, который часто слышал музыку во сне и записывал её. Важно, что именно сам этот разлёт в границах сна от философской осмысленности его до музыки, пришедшей из него вопреки осмыслению (ибо она действует чем-то, что осмыслить уже невозможно), – вот сам этот разрыв создаёт неисчерпаемость, бесконечность, но в границах(!) сновидчества, приближая нас, быть может, к самой тайне искусства. И сборник этот (начиная с философского труда Владимира Эйгеса до музыки Олега Эйгеса на прилагаемом диске) я хотел бы, чтобы был воспринят именно как одно единое произведение семьи Эйгесов.
Сергей Волченко.

Приложение.

ЭЙГЕСЫ.
Композиторы, философы, писатели, врачи, учёные, художники.

Эйгес Роман Михайлович (1840-1926), глава семейства.
Врач. После окончания медицинского факультета Московского Университета (1870) работал врачом в Харьковской губернии. За участие в русско-турецкой войне 1874 года Роман Михайлович получил чин действительного статс¬кого советника и личное дворянство. Работал эвакуационным врачом в Киевском Военном округе. Выезжал в Болгарию, где под руководством Н.И. Пирогова проводил эфирную анестезию при операциях. В 1879-1906г.г. уездный врач в Орловской, Курской и других губерниях. В 1906-1912г.г. и с 1917г. работал в Мценске, в амбулатории и контрольных комиссиях.
Автор пьесы «На распутье», о жизни евреев в России в начале ХХ века. Многие из одиннадцати его детей стали выдающимися деятелями науки и искусства.

Эйгес Софья Иосифовна (1846-1910), урожденная Эльцина, жена Романа Эйгеса. Переводила с немецкого классическую литературу. В её переводе неоднократно издавался роман Гёте «Страдания Юного Вертера» (в издательстве «Асademia» указан инициал не С, а А: мать, помогая старшей дочери-гимназистке Анне переводить роман, для поощрения указала её инициал). Софье Иосифовне также принадлежит перевод с немецкого драмы «Шакун-тала» Калидасы.

Эйгес Константин Романович (1875 1950). Сын Романа Эйгеса. Композитор, педагог, пианист. Окончил мед. фак. МГУ и одновременно Московскую консерваторию (1905).Учился у С.И. Танеева, Ипполитова-Иванова, А.Я. Ярошевского. В 1910-е гг. писал музыкально-критические статьи для разных журналов. После 1917 года выступал в музыкальных лекториях, рабочих клубах. В 1920 году заведовал отделом Спец. муз. образования музыкального отдела Наркомпроса, был заместителем председателя комиссии по реформе муз. образования. Возглавлял сектор философии в Государственном институте музыкальной науки. В 1919-26г.г. – директор музыкального техникума им. Ярошевского (Москва). Преподавал музыкально-теоретические предметы в Московском Центральном заочном педагогическом институте (1939 – 41), в Свердловской консерватории (1941-1943), высшем училище военных дирижеров в Москве (1944), в училище им. Щукина при театре им. Е.Вахтангова (1944 – 46). Как композитор продолжал традиции С.И.Танеева и А.Н. Скрябина. Среди литературных сочинений: «Основные вопросы музыкальной эстетики» (М., 1905), «Статьи по философии музыки» (М., 1912), о Рахманинове и Танееве, публиковался в журнале «Золотое руно».
Автор кантаты «Песнь о вещем Олеге», симфонической поэмы «Метель», камерно-инструментальных ансамблей, в т.ч. детских; двух фортепианных трио, циклов романсов на слова русских и немецких поэтов, в частности на стихи Ницше.
Дети Константина: Олег Эйгес (1905-1992) – композитор, пианист, автор 20-ти симфоний. Сергей Эйгес (1910-1944) – живописец, график, скульптор.

Эйгес Иосиф Романович (1887-1953). Сын Романа Эйгеса. Музыковед, литературовед. Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано (1914). Ученик К.А. Киппа. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. В 1918-19г.г. читал лекции на литературно-музыкальные темы в рабочих клубах. С начала 20-х гг. преподавал игру на фортепиано, писал литературно-критические статьи для журнала «Печать и революция» и др. Сотрудничал в Гос. Академии художественных наук. В 1930 – 50-е гг. опубликовал ряд работ по эстетике. Писал главным образом о роли музыки в жизни и творчестве писателей-классиков.

Эйгес Владимир Романович (1876-1949). Сын Романа Эйгеса. Профессор математики, заведовал кафедрой математики МАДИ (в течение многих лет). Философ. Автор трудов «Критика феноменализма» (Брянск 1905г.), «Философские этюды» и др. произв.
Его дочь Эйгес Тамара Владимировна (1913-1981), художник.
Большое место в её творчестве занимают рисунки, посвященные детям.

Эйгес Вениамин Романович (1888-1956). Сын Романа Эйгеса. Живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были К. Коровин, С. Малютин, К. Юон. Позже В. Эйгес и сам занимался педагогической работой. Впервые работы В. Эйгеса «Улица» и «На реке» экспонировались на выставке художественного объединения «Бубновый валет» в 1910 году. Художник был так же членом общества художников «Бытие» (1921-1930). В 1932-1935 годах он преподавал в московском изотехникуме «Памяти 1905 года», затем, до начала Великой Отечественной войны, работал в текстильном институте. В годы войны В. Эйгес был в ополчении, затем – в эвакуации в Сибири, в эти годы им созданы серии портретов и пейзажей. В. Эйгес был основателем Кемеровской галереи изобразительного искусства. С 1945 по 1949 год – преподавал в Московском полиграфическом институте.

Эйгес Надежда Романовна (1883-1975). Дочь Романа Эйгеса. педагог-педолог. По образованию биолог. Организатор первых яслей в СССР, автор многочисленных работ по дошкольной педагогике.
Её дочь Эйгес Ольга Вячеславовна (1910-1996) известный художник, график, монументалист.

Эйгеc Александр Романович (1880-1944). Сын Романа Эйгеса. Преподавал математику в гимназии, учитель выдающегося математика Павла Сергеевича Александрова, который в последствии был мужем Екатерины Эйгес. Литературовед, исследователь творчества А. Чехова.

Эйгес Екатерина Романовна (1890-1958). Последний ребенок в семье Романа Эйгеса. По образованию математик. Писала стихи, участвовала в различных поэтических дискуссиях. В нее был влюблен С. Есенин. Посвятил ей стихи (не сохранились). Автор воспоминаний о С. Есенине. «Новый мир» 1995 №9. Автор сборника «Тихий шелест стихов». Водолей Publishers 2006.

Олег Константинович Эйгес (1905-1992). Сын композитора Константина Эйгеса (внук Романа Эйгеса).
Крупнейший композитор и пианист. Автор 20-ти симфоний, 5-ти инструментальных концертов, оперы "Воскресение" по роману Л. Толстого, 12-ти фортепианных сонат, камерно-инструментальной и вокальной музыки. С детских лет Олег не отходил от отцовского рояля. Вначале он занимался у отца в музыкальном техникуме им. Ярошевского, затем два года стажировался в Германии у знаменитого пианиста Эгона Петри. В 1928 году в Венском издательстве “Universal Edition” наряду с Прокофьевым, Мясковским публикуются его первые сочинения. В 1936 году Олег Эйгес как исключительный талант, минуя пятигодичный курс обучения был сразу зачислен в аспирантуру при Московской государственной консерватории. Его учителями стали А. Александров, Н. Жиляев, Г. Литинский, В. Шебалин.
Многие годы Олег Константинович преподавал в Московской, Свердловской и Горьковской консерваториях, с 1959 по 1974 годы в институте им. Гнесиных на кафедрах композиции и камерного ансамбля. Среди его учеников – композиторы В. Гевиксман, Н. Пузей, Е. Родыгин, И. Манукян, Г. Чернов, С. Димаев, многие пианисты и педагоги.
Олег Эйгес общался со многими выдающимися людьми. В 50-е – 80-е годы он пишет воспоминания о Н. Метнере, С. Прокофьеве, С. Фейнберге, Р. Тагоре. Н. Рославце, об отце К. Эйгесе, К. Сараджеве, Г. Гинзбурге, Н. Жиляеве и др.
О творчестве Олега Эйгеса исключительно высоко в своих статьях отзывались крупнейшие композиторы и музыковеды.
В 1948-ом году Олег Константинович Эйгес попал под пресс постановления о формализме в музыке, после чего его произведения исчезли из концертных программ на десятилетия.

Сергей Константинович Эйгес (1910-1944). Сын композитора Константина Эйгеса (брат композитора Олега Эйгеса, внук Романа Эйгеса).
Выдающийся художник-романтик, опирающийся на реалистические традиции живописи. Мастер портрета и пейзажа. В ранний период творчества находился под сильным влиянием Рембрандта. Основная тема творчества Сергея Эйгеса определилась в 1930-е годы, когда он начал создавать картины на музыкальные темы. Сергей Эйгес занимался в Москве в студии Д. Кардовского (1924 - 1926), в школе рисования и живописи К. Юона и И. Дудина (1926 -1928). В 1927-1930г.г. учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) у А. Древина, и С. Герасимова. Также считал своим учителем художника Михаила Ксенофонтовича Соколова.
С 1938 года Сергей Эйгес изучал технику офорта в студии
И. Нивинского. В 1930 году художник впервые показывает свои работы на выставке “Социалистическое строительство в советском искусстве”. В начале 1930-х годов он становится членом МОСХа. В конце 1930-х - начале 1940-х годов Сергей Эйгес много работал в технике офорта. Лучшие листы хранятся в Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны, незадолго до отправки на передовую, Сергей Эйгес начал работать над картиной посвященной А.В. Суворову и М.И. Кутузову.
Сергей Константинович Эйгес погиб в бою 27 июня 1944 года.
Работы Сергея Эйгеса неоднократно экспонировались на Всесоюзных и региональных выставках. Последние персональные выставки произведений проводились в Москве, в выставочных залах МОСХа на Беговой улице (1989), в Израильском культурном центре (2003), в Государственном Институте Искусствознания (2004г.), в Брянском художественном музейно-выставочном центре (2008). В своей книге «Записки сурового реалиста» известный художник П.В. Митурич поставил Сергея Эйгеса в один ряд с такими художниками как Шагал, Чекрыгин и др.

Наталья Сергеевна Эйгес. Дочь художника Сергея Эйгеса.
Генетик-селекционер. Создатель новыми методами десяти сортов озимой пшеницы, из которых четыре районированы.
Автор около 200 научных статей и нескольких изобретений. Автор воспоминаний об отце, художнике Сергее Эйгесе.