RSS / ВСЕ

|  Новая книга - Андрей Дмитриев. «СТЕРХ ЗВУКОВОЙ»
|  Фестиваль "Поэзия со знаком плюс"
|  Новый автор - Елена Зейферт
|  Новый автор - Евгений Матвеев
|  Новый автор - Андрей Дмитриев
|  Новый автор - Михаил Бордуновский
|  Новый автор - Юлия Горбунова
|  Новый автор - Кира Пешкова
|  Новый автор - Егор Давыдов
|  Новый автор - Саша Круглов
СООБЩЕСТВО ПОЛУТОНА
СПИСОК АВТОРОВ

Борис Херсонский

ЕCТЕСТВОСЛОВ

24-12-2009







Естествослов

памяти Сергея Князева

***

Ящерка о трех головах и шести лапах с отставленными локотками,
покрытая изумрудной зрячею чешуею, слабеет, стареет,
и тогда в полдень она вползает на плоский камень,
ждет, когда солнце ее согреет.

Но солнце не греет - испепеляет, вскоре
ветер сдувает с камня легкий прах белесоватый.
Скалы. Обрыв. Вибрирующее море.
Мраморный город, состоящий из обломков колонн и статуй.

Башни и стены, которые никаким врагам не
сокрушить, поскольку нет никаких врагов в обозримом
пространстве, лишенном растительности - камень на камне,
время непроницаемо, как лицо под посмертным гримом.

Но на третий день солнечный луч коснется
места, где лежала ящерка, и она, молода и упруга,
возрождаясь, радуется, и Всеблагой смеется,
они узнали друг друга.

Вдумайтесь братья, если даже такое созданье
испепеляет солнце, а затем возвращает к жизни,
коим паче нас возрождает страданье
и Солнце Правды - Христос возносит к небесной Отчизне.

Таковы писания Естествослова.
В смерти таится жизнь. Приобретенье - в потере.
И эти слова берегут нас от помысла злого,
наставляют в добре и укрепляют в вере.

***

Известно - образ силы являют рога.
Говорит Псалмопевец: с Тобой избодаю рогом врага.

Антилопа двурога. Живет у края материка,
с трех сторон омывает его океан-река,
в толще воды непрерывно движутся чудесные существа,
на дне израстают деревья, на них - золотая листва,
купола медуз - прообраз строения Божьих церквей.
Рыба - ихтиос есть - Христос. Слушай и разумей.

Каждое утро антилопа из океана пьет.
Взрыхляет рогами землю. Копытами в камень бьет.

И еще там растет дерево - имя ему Танис.
Ветви его до земли опускаются вниз.

В них запутается антилопа, если зайдет туда.
И тогда охотник одолевает ее без труда.

Учит Естествослов: Тьма не объемлет свет.
Два рога твои, человек, суть - Ветхий и Новый Завет.
Океан есть - житейское море, его же тебе не испить.
Охотник - диавол, что рыщет, желая тебя поглотить.

Ветви дерева - вожделения. В них запутаешься - и пропал.
Блажен муж, который на путь грешников не ступал.


***

Сказал Псалмопевец: филину на руинах Ты уподобил меня.
Естествослов добавляет: филин любит ночь более дня,
остатки света в огромных желтых глазах храня.

У него перья рябые и кисточки на ушах.
Он летает во мраке, видя каждый твой шаг.

Так и Господь сходит к нам, безумцам, идущим во тьме,
а не к мудрым мира сего, ясным днем и в ясном уме.

Но боишься ли ты Его, как мышь, почуяв над головой
огромной птицы неслышный полет круговой?

Филин - нечистая птица. Так говорит Закон.
Как же такую тварь для вразумения нашего выбрал Он?

Это многим кажется странным, хоть
и нельзя нечистым считать то, что очистил Господь.

Как огонь меж ладоней, так сохраняешь ты
свой дух между створок чистоты и нечистоты.

Естествослов хорошо сказал: если тьму развеять бессилен,
достойно живи во тьме. Этому учит филин.

***

Еж шаровиден, а обликом он - как свинья.
Во все стороны - серые иглы, белые острия.

Войдя в виноградник, на лозу взбирается, и
накалывает гроздья на иголки свои,

и уносит все ягоды до одной -
всем игольчатым телом, всей колючей спиной,
и пирует с детьми-колючками и такой же женой.

А ты, о подвижник, стерегущий свой виноград,
чтоб невредимым вселиться в Господень град,
попускаешь в свой виноградник диавола, как ежа, а он и рад!

Унесет он все ягоды благочестия в злую свою страну.
Будешь тщетно молить, чтоб оставил тебе хоть одну.

Кайся, плачь, не поможет - поздно уже.

Раньше бы слушал, что написал Естествослов о еже.

***

Слон обитает в горах. Тяжел и огромен он.
Прежде чем им сойтись, слониха и слон
едят траву мандрагоры и, похоть свою распаля, .
наскакивают друг на дружку так, что дрожит земля.
Девять лет слониха вынашивает плод,
потом заходит по вымя в реку и рожает в потоке вод.

Слон спит, прислонившись к дереву, и тягостен этот сон.
И если слон упадет, подняться не может он.
Лежит на боку, испуская горестный стон.

И приходит слон еще больший, и упавшего хочет поднять.
Но и он бессилен. А почему - не понять.

И он зовет двенадцать, сильнейших, на помощь, но все они
не сдвинут беднягу, в какую сторону ни тяни.

И приходит малый слоненок, и упавшему он
протягивает свой хобот, и поднимается слон.

Вот речения Естествослова: слон есть ветхий Адам,
слониха - ветхая Ева, трава мандрагоры - страсть к запретным плодам,
прообраз святого Крещения - роды в потоке вод.
Упал не слон - пал весь Адамов род.

Первый гигантский помощник - это пророк Моисей,
но и он не помог силой и правдою всей.

Другие двенадцать - Апостолы.Тут отгадка проста.
Нет силы в учениках без Самого Христа!

Малый слоненок - это младенец Христос.
Усилием жертвы его поднят павший колосс!

Естествослов говорит: Погляди на слона!
Судьба Адамова рода в повадках его видна.

***

Соломон говорил: "А ну, поймайте нам лисенят и лис,
разоряющих виноградник! И откуда только взялись?!"

Горько роптал Спаситель: "Лисица живет в норе,
а Сын Человеческий не имеет места ни в доме, ни во дворе!"

Нечестивого Ирода, детоубийцу-царя,
сравнивают с лисой. Безусловно, не зря.

Естествослов говорит: если лиса голодна,
то ложится на спину в грязи, будто мертва она.

Лапки раскинет, брюхо раздует. Глуп
ворон, который примет живую лису за труп.

Лучше б ему голодным молча лететь к небесам.
Только слетит за добычей - станет добычей сам.

Так же диавол нам предлагает сласть,
а сам лежит неподвижно, разинув пасть.
Сласть диавола - это блудная страсть,
соблазнение жен, растление дев,
сребролюбие, зависть, тщеславие, гнев.
Хотящий вкусить попадает в его разинутый зев.

Было бы хорошо, если б уразумели все,
что имел в виду Естествослов, рассказывая о лисе.

***
Пастырь Добрый, возносясь к небесам,
оставляет овец на попечение псам.

Псы защищают стадо от лисиц и волков,
хоть внешний вид у собак таков,
как у хищников: лапы, хвосты, клыки,
острые уши, но, природе своей вопреки,
хищник с хищником вступает в борьбу на стороне добра,
и горло вырвет, и сердце выест, и выпустит из нутра
кровь и желчь, и флегму, и подняв кровавую пасть,
взвоет: радуйся, Отче, мы овцам не дали пропасть.

Но если волкам и лисицам придет конец,
мы сами будем давить ягнят и овец.

Пошли нам новых волков, небесный Отец!

Так написал Естествослов о природе собак,
рычащих, лающих, воющих так,
что мороз по коже, и в этом - знак
Высшей мудрости. Такова и природа людей:
бойся защитника, если погибнет злодей.

***

В книге Иова о диком осле говорится: кто дал свободу ему?
Естествослов добавляет: дикий осел глава в стаде своем и в своем дому.

И если ослица рождает мужеский пол, тогда
дикий осел отсекает осленку член, жизни не причиняя вреда,
да исчезнет семя его, да пропадет без следа!

Праотцы искали семя телесное, чтобы продлился род.
Апостолы, чада духовные - наоборот
искали семя духовное, чтобы душу спасти,
на небе, не на земле наследие обрести.

Написано: "Неплодная, веселись! Не рожавшая, возгласи! Ибо, вот,
больше потомство у девственной, чем у той, что с мужем живет!"

Лучше жить воздержанно в благе, чем потомство плодить во зле.

И это все, что сказал Естествослов о диком осле.


***

Существует птица Харадрий - ржанка. О птице сей
во Второзаконии поминает Моисей.

Бела ее голова, белы ее хвост и крыла,
иными словами, вся птица - совершенно бела.

И столько в ней света, что даже ее помет,
если смазать глаза слепому, зренье ему вернет.

Она обитает в чертогах царских - и ни в каких иных
жилищах. С помощью ржанки испытуют больных.

Приносят к болящему ржанку, и если она
взор от него отвратит, участь его решена.

Но если не отвратит - то больной не умрет.
Ржанка свой клюв осторожно введет ему в рот,
глубоко вдохнет и хворь его заберет.

А после к Солнцу летит и там болезнь опалит,
и этим себя и больного до конца исцелит.

Естествослов сказал: телу от ржанки немалый прок.
Но и для духа она преподносит хороший урок.

Прообраз лика Спасителя в этой птице увидим мы:
ибо Бог есть Свет, и нет в нем никакой тьмы.

Он - солнце Правды, он наши грехи опалил,
омыл нас и паче снега нас убелил,
как от востока - запад, беззаконья от нас отдалил.

Хорошо сказал Естествослов о ржанке, кругом идет голова,
когда смотришь на ржанку и вспоминаешь эти слова.

***
Вот что известно о пеликане - пишет Естествослов.
Пеликан умирает, оставив голодных птенцов,
птенцы кричат, но затихают в конце концов.

На третий день пеликан пробуждается, но, увы,
сам-то он жив, но дети его мертвы.
Пеликан горюет сильней, чем горевали бы вы,

глядя на маленькие, спеленутые тела,
вокруг которых сгущается вечная мгла,
и нет молитвы, которая бы помогла.

И тогда пеликан расклевывает собственную грудь,
чтобы кровью своей мертвых птенцов к Вечной жизни вернуть,

взрастить в благочестии, наставить на истинный путь.
Жизнь заполняет мир, пишет Естествослов, как свет наполняет тьму.
Смерти нет, пишет Естествослов, Богу она ни к чему.
Смерти нет - пишет Естествослов, и кому же знать, как не ему!

***

Пантера пятниста, но не запятнана, ибо она
ежедневно тело свое омывает, и не ее вина,
что она нечистой кажется, всему виной
посторонний греховный взгляд иной,
души, отравленной сатаной.

Так и церковь запятнанной кажется, но она
совершенно чиста и благодати полна.
Пятна своих грехов каждый видит на ней,
думает, со стороны видней,
и так до скончания дней.

Родив детенышей, пантера засыпает и спит века,
над ней проплывают эпохи, как облака,
детеныши разбредаются, она остается одна,
проснется и видит - настали последние времена,
такова природа пантеры, но не ее вина.

И она кричит, и детенышей призывает: скорей,
не опоздайте к открытию вечных дверей,
ибо я пробудилась и живу среди вас,
и все, что во сне я видела, наяву вижу сейчас,
нет кроме меня никого, кто бы детенышей спас.

Так и церковь порой погружается в сон,
не пробудят ее ни песнопения, ни колокольный звон,
ни измена со всех сторон, ни нищего стон.

И, пробудившись, зовет, и не находит детей,
разбежавшихся в разные стороны в предверье последних дней,
но нет у детенышей никого родней.

Так говорит Естествослов о пантере: внимай!
При жизни узнаешь суть, а после смерти - рай.

***

В Писании сказано: кто похулит отца или мать -
смертию да умрет!
А ведь найдется такой, кто может мать под себя подмять,
и отца за горло берет.

Пусть пестрая птичка-удод будет примером для тех,
кто взвалил на душу этот ужасный грех!

Ибо возросшие в заботе птенцы,
когда старятся их матери и отцы,
очищают им перья, промывают глаза, и взор
старых птиц проясняется с этих пор,
а птенцы ведут с родителями такой разговор:

Вы утром взрастили нас, мы стали взрослыми днем,
и вам на закате юность вашу вернем!

Не правда ли, хорошо Естествослов сказал об удоде
и о других птицах в этом же роде!

***

Вот что сказано у Естествослова о льве,
о бугристой, гривастой, складчатой голове,
тяжелых лапах, гибком хребте, о рыке, сулящем беду
добыче: я прежде был Агнец, теперь, яко Лев гряду!

Сказано, лев сметает свои следы кисточкой на конце хвоста.
И даже в этом видится прообраз Христа.

Ибо Господь сокрыл природу Свою от тех,
смертных, кого ослепил первородный грех.

Средь ангелов -- Ангел Молчания, с херувимами - херувим,
меж людей - человек, во всем подобный другим
грешникам, кроме греха. Среди мертвецов - мертвец.
В устах Предвечного - Дух, на престоле Отца - Отец.

И еще говорят, при рождении львенок мертв, и вот
мертвым лежит три дня подле матери,
уткнувшись носом в живот.
Но придет Отец, дохнет, и Детеныш вмиг оживет!

Не правда ли - хороши, поучительны эти слова
сказанные Естествословом в отношении льва!

***

Олень враждебен змее. Он думает поутру:
пойду к водопою, полный рот воды наберу,
отыщу змеиное логово и вылью воду в нору.

Он думает - выползет гадина, я голову ей сокрушу,
а змея - вот выползу, и в ногу его укушу,
лей свою воду, рогатый, я никуда не спешу.

Захлебнувшись, змея выползает, неслышно скользит по траве,
и олень ее убивает - копытом по голове,
но на место убитой змеи на свет рождается две.

Когда дряхлеет олень, он глотает змею и идет к роднику,
он пьет так много, как никогда еще на своем веку,
потом ложится и словно мертвый, лежит на боку.

Два дня он лежит бездыханен, но в третий день
обновляется, молодеет, воскресает олень.

Естествослов говорит: Олень это тот же Христос.
Он змию-диаволу в устах погибель принес.
Вода Крещения изгонит прочь Сатану:
выплывает душа,а диавол идет ко дну.

Жаль, прибавил Естествослов, что похотью гнусной своей
мы плодим ежечасно все новых и новых змей.

***
Подобно орлу обновится юность твоя - воспевает Давид
псалмопевец. Старый орел жалок на вид:
глаза под бельмами, потрепаны перья крыл,
сточены когти и клюв. Но Господь открыл
птице путь к возрождению - воспаряет она,
к солнцу а после падает в чистый родник, обожжена,
и оттуда выходит, преображена.

Так и нашу древнюю суть Бог попаляет огнем
страданий и омывает водой Крещения. Ветхий Адам
становится Новым. Так поступает орел. Так говорит о нем
Естествослов. Дай Бог и нам
подражать орлу, ходить в небесах по его незримым следам.
Да вразумит нас Господь уставам Своим и судам.
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah