ПОМОЩЬ САЙТУ

РАБОЧИЙ СТОЛ

СПИСОК АВТОРОВ

Эдуард Лукоянов

Сашины страхи

12-05-2020 : редактор - Андрей Черкасов






1. Страх отражения

Это Саша. Ему пять лет. Родители научили его, что он хочет стать космонавтом. Чтобы исполнить свою мечту, он много упражняется на турниках и шведской стенке, которые отец разместил в его комнате. 

Подражая взрослым, он раздевается по пояс и поворачивается перед зеркалом, но с ужасом обнаруживает, что у его отражения мышцы никак не вырастают. Вместо мускулистого парня, каким он должен быть, Саша видит худого ребенка с неопрятно остриженными волосами и серебряным крестиком на впалой груди.

Саша раздевается догола и продолжает изучать свое отражение. От страха он мочится и наблюдает, как прозрачная струя одновременно льется по его бедрам и по гладкой поверхности зеркала. 

Ничего, Саша, космонавты мочатся прямо в скафандр, и им за это ничего не бывает. На всякий случай он все же объясняет пятно на ковре проказами собаки — массивной и глупой помеси польской овчарки с дворнягой. 

Саша еще не раз помочится на этот ковер уже не из страха, но из любопытства. Однажды собака исчезнет. Вместе с ней исчезнут и пятна на ковре в Сашиной комнате.


2. Страх разбить вазу

Посмотрите на эту вазу. Изящное изделие из матового стекла, она не предназначена для того, чтобы в нее ставили цветы. Для подаренных на день рождения букетов и срезанных в саду пионов в доме есть другие вазы, куда более скромные. 

Например, вот эта — из полупрозрачного зеленого стекла. Или эта — незатейливая коричневая ваза из обожженной и затем покрытой лаком глины. В эти две вазы можно ставить цветы. Никому не будет досадно, если они вдруг разобьются. Разве что хозяйка дома немного попричитает, вытирая тряпкой разлившуюся воду и подбирая с пола мелкие осколки. Скрестим пальцы, чтобы никто не порезался. 

Все хорошо. Осколки простых ваз успешно выброшены в мусор. Теперь вернемся к красивой вазе из белого стекла. Давайте рассмотрим ее подробно. Ее форма — длинный узкий, немного надутый, цилиндр. Она не пропускает свет. В нее, как мы уже выяснили, нельзя ничего поместить. 

Поэтому она просто стоит на полу. Удивительно, но, хоть эта ваза и не пропускает свет, сама она как будто излучает что-то. Вокруг нее образуется невидимое сияние, распространяющееся по всему дому. Это сияние и есть страх того, что ваза упадет и разобьется на множество крупных кусков.

«Саша, ты обещаешь больше не играть дома с мячом?»

Саша кивает головой, выражая согласие. Но как же порой скучно сидеть дома, когда родители еще на работе и никто из соседей не хочет гулять. 


3. Страх врачей

Саша лежит на диване и смотрит фильм «Дантист». Особенно его впечатляет сцена, в которой главный герой вырывает  своей неверной супруге все зубы до единого.

«Саша, зачем ты смотришь эти ужасы?»

Саша не знает ответа, но говорит, что ему совсем не страшно, поэтому просит не переключать канал. Несколько лет спустя он уже самостоятельно будет искать видео, в которых действующими лицами выступают врачи-садисты и их пациенты. Особое внимание Саши будут привлекать разнообразные экстремальные операции с зубами.

Но пока что Саша досматривает фильм, берет баскетбольный мяч и идет на спортплощадку. Посмотрите, как бросает мяч Майкл Джордан. Теперь посмотрите, как бросает мяч Саша Макеев. Теперь посмотрите, как исполняет трехочковый бросок Дирк Новицки. А теперь оценим, как то же самое проделывает Саша. 

Но что-то пошло не так, и вот уже Сашу везет скорая помощь. Его локоть окровавлен, торчит белая кость. Что случилось?

«Не знаю, сейчас мне руку отрежут», — плачет Саша. Ему очень страшно, сейчас врач будет накладывать ему швы и повязку. Когда обезболивающее перестанет действовать, его локоть вновь пронзит обжигающая боль.

В 1982 году бельгийский музыкант Марк Верхеген основал группу Klinik, исполнявшую электроиндастриал. В своих ранних альбомах и живых выступлениях коллектив эксплуатировал антураж медицинских хорроров. Участники Klinik выходили на сцену с забинтованными лицами, а тексты их песен были вдохновлены различными заболеваниями и патологиями. Среди композиций, сочиненных музыкантами в ранний период их творчества, стоит отметить Sick In Your Mind, Braindamage, Plague, Operation. В 1987 году на лейбле Antler Records вышел их сингл Fear.

Ни одну из этих композиций Саша ни разу не слышал и не услышит.


4. Страх пустоты

Саша решает, что он не хочет быть космонавтом, отныне он хочет быть художником. Саша берет большой лист бумаги и гелевую ручку. 

«Что ты хочешь нарисовать?»

Он не знает. Саше просто нравится, как линии заполняют бумагу. Он рисует бесконечные узкие лабиринты, где Тесею не сбежать от Минотавра, как бы ни была хитра его Ариадна. Некогда белая, бумага почти вся становится синей. 

Саша берет красную ручку и заполняет ею коридоры своего лабиринта. Теперь от прежней белизны не осталось и следа. 

То, что сделал Саша, в искусствоведении называется horror vacui, что в переводе с латыни означает «страх пустоты». 

Хоть Саша и не стал художником, но этот страх поселился в нем навсегда. Каждую пустоту, которую он встречал на своем пути, он стремился заполнить чем угодно, но только не собой. 

«Саша, что опять случилось?»

Саша в слезах открывает рот и показывает дыру на месте, где прежде был молочный зуб.


5. Страх экспертного мнения

Саша читает заголовки новостей и его охватывает страх того, что он не знает что-то, что знают другие. Посмотрим вместе с ним на эти заголовки.

«Эксперт: Солнцу осталось „жить“ примерно 20 лет»;
«Эксперты назвали самый вредный продукт»;
«Эксперт предсказал новый экономический кризис»;
«Эксперт дал прогноз на финал чемпионата мира по хоккею».

Само слово «эксперт» вселяет в Сашу страх, чего уж говорить про их разнообразные мнения. Себя Саша чувствует лишь экспертом в страхе. Но, поскольку все люди чего-то боятся, это можно сказать о каждом.

Чтобы отвлечься от экспертов, Саша занимается другим своим своим страхом. Он берет лезвие и осторожно соскабливает размашистую двойку, появившуюся сегодня в дневнике.

Трюк не срабатывает — коварная бумага взъерошилась и протерлась до дырки. Придется доставать скрепки, на которых держатся листы и надеяться, что никто не заметит того, что нумерация страниц сбилась.


6. Страх не найти вход в метро

Саша прекрасно знает, что она его никогда не полюбит. Он рисует ее портрет: ничем не примечательный овал бледного лица, волосы забраны в тугой хвост. Большие выразительные глаза скрашивают общую невзрачность. Она прилежно ходит на занятия, но на экзаменах получает одни тройки. Саше нравится, что она ответственная и бесталанная, но он боится даже попытаться сблизиться с ней.

«Саша, почему ты не заговоришь с ней?»

«Потому что она часто носит одежду темно-лилового цвета».

Саша представляет, как показывает ей, что у него получилось. «По-моему, совсем не похоже», — говорит она в его воображении и рвет портрет на мелкие кусочки.

В действительности она вовсе ничего не говорит. Поэтому он с ней осторожен, как человек, ищущий вход в метро в совершенно незнакомом городе.

Но дворник с номером косится исподлобья,
Пока троллейбусы проходят, как надгробья,
И я бегу в метро, где, у Москвы в плену,
Огромный базилевс залег во всю длину.

Арсений Тарковский

Ничем не примечательный овал бледного лица. Волосы забраны в тугой хвост. 


7. Страх потерять то, что не нужно

Скромное свадебное фото: роспись в загсе. На Саше одолженный у однокурсника пиджак, на его невесте — однотонное летнее платье. 

«Конечно, она меня так и не полюбила. Когда она соглашалась выйти за меня, это делала не она, а ее тело, обученное соглашаться со всем. Сперва она соглашалась ходить в школу, соглашалась заниматься после уроков гимнастикой, потом согласилась зачем-то поступить в институт. Ее лицо всегда было безучастно: за партой, на бревне, под строгим взглядом экзаменатора. Люблю ли я ее? Да, я ее люблю и хочу прожить с ней всю жизнь».

Саша проходит медкомиссию в военкомате. Раздетые по пояс юноши, и он среди них — все такой же худой, с впалой грудью, только крестик куда-то пропал. 

Окулист. «Кэ, и, эн, ка, и».

Стоматолог. Блеск от металлических орудий. Краткое воспоминание о фильме Брайана Юзны и другой видеопродукции.

Психиатр. Просит рассказать о себе. Просит закатать рукава. Саша рассказывает о себе. Саша закатывает рукава.

Терапевт. Стетоскоп, простукивания. 

Саша ограниченно годен к несению военной службы.

«Саша, чего ты боишься прямо сейчас?»

«Я боюсь потерять письмо, которое в детстве не успел отправить умирающему человеку».


8. Страх не попасть на «Поле чудес»

Я с детства смотрю интеллектуальные телешоу и угадываю если не все, то многое. Мне всегда нравились передачи «Угадай мелодию», «Своя игра», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «О, счастливчик», которая позднее стала «Кто хочет стать миллионером?», «Русская рулетка», «Счастливый случай». Но больше всего мне всегда нравилась передача «Поле чудес». Хоть там и не надо много знать, но мне нравится, что в этой программе создается совершенно иная реальность, где самым страшным несчастьем могут стать слова Якубовича «Александр, вы — банкрот» или кочан капусты, спрятанный в черном ящике. Сущие мелочи в сравнении с тем, что можно выиграть автомобиль или спеть песню. И даже если споешь плохо или под фонограмму, никто тебя не осудит, потому что одним лишь своим присутствием в студии ты возвышаешься над теми несчастными, кто оказался по другую сторону экрана. Чтобы попасть на капитал-шоу «Поле чудес», мне надо отправить письмо с сочиненным мной кроссвордом. Говорят, что они получают тысячи писем в день, так что надо как-то выделиться, чтобы внимание обратили именно на мое. Вопросы я уже придумал, мало кто найдет на них ответ, но как же привлечь к нему внимание, спросите вы. Это я тоже уже придумал. Надеюсь, у них в студии есть морозильные камеры, иначе я боюсь не попасть на «Поле чудес». И да, мне не нужен автомобиль. Я хочу стать первым в истории участником программы, который никому не передаст привет. 


9. Страх одного и того же

Каждый день Саша идет на работу по одному и тому же маршруту. Если бы он знал, что так получится, то ни за какие деньги не согласился бы заниматься тем, чем он занимается.

Знакомые не понимают Сашиного недовольства. Сашина работа кажется им работой мечты. 

Ежедневно он видит одни и те же немногочисленные лица сперва по пути на работу, затем на работе, затем по пути домой. Место, где он работает, расположено так, что к нему возможен один-единственный путь. Даже крюк сделать невозможно, двигаться можно только по прямой.

Он научился сверять часы по прохожим. Вот девушка в красной юбке, вчера в это же самое время на ней были голубые джинсы. Вот попрошайка шамкает ртом и бормочет что-то бессвязное. Попрошайку бьет по голове тот же самый прохожий, который в это же самое время ударил его вчера. Сейчас проедет парень на самокате. А сейчас этот ребенок уронит на асфальт мороженое и заплачет. 

В теории contemporary art это называется нонспектакулярным искусством. Саша не знает, что является его частью, и потому с каждым днем испытывает все больший страх перед одним и тем же.


10. Страх того, чего нет

Красное пятно сменяется синим пятном, синее пятно сменяется желтым пятном, желтое пятно сменяется черным пятном, черное пятно сменяется синим пятном, черное пятно сменяется желтым пятном, желтое пятно сменяется белым пятном, белое пятно сменяется синим пятном, синее пятно сменяется черным пятном, черное пятно сменяется красным пятном, красное пятно сменяется зеленым пятном, зеленое пятно сменяется оранжевым пятном, оранжевое пятно сменяется белым пятном, белое пятно сменяется черным пятном, черное пятно сменяется синим пятном, синее пятно сменяется зеленым пятном, зеленое пятно сменяется белым пятном, белое пятно сменяется серым пятном, серое пятно сменяется красным пятном, красное пятно сменяется синим пятном, синее пятно сменяется желтым пятном, желтое пятно сменяется черным пятном, черное пятно сменяется синим пятном, черное пятно сменяется желтым пятном, желтое пятно сменяется белым пятном, белое пятно сменяется синим пятном, синее пятно сменяется черным пятном, черное пятно сменяется красным пятном, красное пятно сменяется зеленым пятном, зеленое пятно сменяется оранжевым пятном, оранжевое пятно сменяется белым пятном, белое пятно сменяется черным пятном, черное пятно сменяется синим пятном, синее пятно сменяется зеленым пятном, зеленое пятно сменяется белым пятном, белое пятно сменяется серым пятном, серое пятно сменяется страхом того, чего нет. Звучит композиция If AM Was FM дуэта AUX 88. 


11. Страх ослепнуть не полностью

Каждый день Саша старается подолгу смотреть на солнце. Его близорукость давно начала прогрессировать, сейчас ему приходится носить очки с очень толстыми линзами, за которыми его и без того небольшие глаза кажутся черными булавочными головками.

Саша боится смерти. Но еще больше он боится умереть, не износив свое тело до конца. Он не только выжигает сетчатку солнечным светом, но еще и очень громко слушает в наушниках белый шум, передаваемый по радио.

Он постоянно хрустит шеей, чтобы межпозвоночный диск тоже пришел в негодность. Сердце свое он изнуряет долгими пробежками и большим количеством кофеина. Для легких у него есть три пачки сигарет в день, а почки и желудок вот-вот лопнут от того, сколько он пьет воды.

От его зубов скоро останутся одни корни, земле, как он надеется, почти не придется ничего разлагать.


12. Страх конца

И все же нашему герою пришлось стать космонавтом. Эксперты ошибались, когда прогнозировали, сколько осталось Земле до того, как Солнце испепелит ее или, наоборот, потухнет. Все произошло быстро и незаметно, и вот уже Саша — командир экипажа космического корабля, следующего к ближайшей звезде.

В экипаж также входят:

Катя Леду (Канада), второй пилот;
Роман Трелковски (США), механик;
Херардо Эскобар (Испания), физик-ядерщик;
Ева Малрэй (Шотландия), биолог;
Муфаса Мими (Франция), психолог.

Херардо Эскобар: «Верю ли я в успех нашей миссии? Ни на секунду не сомневаюсь. К высадке на Луну человечество готовилось восемь лет. К этой миссии человечество готовилось всю свою историю».

Все происходит как в старом фильме Дэнни Бойла, который Саша смотрел в детстве. С одной лишь поправкой. Только он из всей команды знает: перед человечеством не стоит задача выжить или погибнуть. Ученые совершенно точно выяснили, что Солнце испепелит Землю в ближайшие несколько лет. Теперь перед человечеством стоит выбор: умереть в муках или погибнуть почти без боли и страданий. Выбор за человечество сделал коллектив ученых под руководством академика-акселерациониста Бориса Розиуса. 

Об истинной цели миссии — взорвать Солнце, чтобы оно смело Землю огненным штормом — знают лишь несколько экспертов и Саша. Остальные люди пребывают в неведении, страхе конца и тревожном ожидании новостей. К счастью, почти все они умрут мгновенно.

 
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah


πτ 18+
1999–2020 Полутона polutona@polutona.ru
@polutonaruchat