Сбор средств:
Яндекс Paypal

РАБОЧИЙ СТОЛ

СПИСОК АВТОРОВ

Настя Запоева

РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ

03-06-2020 : редактор - Женя Риц





(Рецензия на книгу "Эльд", Борис Белокуров (Усов))

 Стихи Бори Усова (Белокурова) - это уход от реальности, часто "замифованной", как он сам говорит, - к непосредственности, подлинности, к простому правдивому голосу - чего так часто не хватает людям за письменными столами. Возможно поэтому он изначально писал их для панк-группы "Соломенные еноты" - группы с грязным наивным звучанием, который по-моему был всего лишь фоном для его выкрикивания-проговаривания в публику своих совеpшенно гениальных текстов. Но эти стихи, как мы видим, органичны и на бумаге без Бориного голоса в музыкальном сопровождении. Год назад Бориса не стало и его первая книга "Эльд" стала одновременно итоговой - здесь собраны все основные тексты, за что хотелось бы сказать огромное спасибо издательству "Выргород" и всем причастным.
 Очень важное ощущение от стихов Бориса - это для меня - чувство мира со сбитой осью. Здесь - ощущение декораций от всего, что не пропущено через собственную боль и отчаяние, мир "ужимается" до наболевшего, до точек отрыва и выстраивается каждый раз заново - от этого то чувство подлинности, которое невозможно ни с чем спутать - перед нами стихи одомашненной отчаянной достоевщины: бесконечное раскачивание от неприятия этого мира до невозможности принять и его разрушение. Этот мир - мир вселенской мерзлоты ( "А пока довольствуйтесь вселенской мерзлотой..."), мир без солнца и света - нельзя разрушить или уничтожить - и Борис показывает это как никто лучше - иначе сам становишься - от этого мира - всем тем, чем только что был недоволен, занимаешь место в порочной цепи зла, что от него не уходит не замеченным:

- Смотри, вот населенный пункт,
Всё фермы да амбары.
Там есть хозяин. Он манкурт.
Его друзья амбалы.
Они способны выживать
Вне замкнутого круга.
Нам надо будет всё взорвать,
Чтоб целовать друг друга

("Мы были коалами")

Но все его призывы к разрушению - это всего лишь первый порыв неприятия, мир взрывается или попросту разрушается только изнутри:

Мы растворяемся в себе
Пакетом чая "Lipton".
А люди серые во мгле
Плывут по лабиринтам...

Из чего же строит свои миры сам поэт, отшатывающийся от вида за окном как от проекции на порочную цепь подмен, на игрушку, забаву Дьявола? А Дьявол здесь иногда вполне реален:

Сатана принесёт пару книг о любви в чемодане
Мы прочтём аннотации и побежим за 0,5
А мансарду в предместье построят для нас марсиане,
Чтоб в последнюю ночь показать, что придётся терять.

("Bondiana" ( Better tomorrow))

Но чаще всего сами люди вокруг выстраивают декорации вселенной, кажется, буквально замкнутой на насилии и лжи - то есть Дьявол в этих текстах чаще всего и не конкретен - конкретно ощущение зла и его соприродности окружающим людям да и миру в целом. Автор, а его лирического героя от него порой не отличить, как мне кажется, пытается возвращаться к детской беззащитности и способности любить и удивляться, нисколько не обольщаясь по поводу своего детства:

Масла бутыль ты купи мне, Аннушка
Там, где трамвай... Мы когда-то бегали...
Солнечный край, лучше б тебя не было!

Его стихи буквально населены мультяшными, дарелловскими зверятами, мотыльками-птеродактилями и просто подобранными кошками. Он уходит, по его собственным словам, "к морским котикам - переждать холода". Из "снежного одиночества", из города, который всего лишь "дешёвый прикол Сатаны", из "ледниковой зоны, где не слышно звёздной подсказки" - в беззащитное и потому такое гибельное - детское. Он по-детски эгоистичен, и рано ощутив, что здесь так болезненна грань между своим и чужим, уходит в свои миры - ибо здесь - всё чужое, и он рано почувствовал, что здесь ему не место. Внешний мир, как мы уже говорили, это прежде всего мир со сбитой осью, по крайней мере - в этих стихах. Эту сбитую ось невозможно вправить ни насилием, ни сменой точек отсчёта - слишком фундаментален надлом, вывих. Поэтому всё дорогое, детское, любимое - укрывается в новых, столь тщательно выстроенных мирах - текстах. А когда тексты становятся мирами - это уже выход, прорыв даже - к подлинности. А всё прочее, как уже было сказано другим поэтом, - литература.

 
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah


πτ 18+
1999–2020 Полутона
計画通り