РАБОЧИЙ СТОЛ

СПИСОК АВТОРОВ

Михаил Бешимов

Один и три текста

27-09-2024 : редактор - Владимир Коркунов





Предполагалось, что три этих текста будут расположены на выставке современного искусства, на стене, друг рядом с другом. В помещении выставки, помимо зрителя и текстов, должен был быть лишь некий гудяще-свистящий звук неизвестного происхождения. Каждый из текстов — экспликация к этому звуку и, в то же время, экспликация к соседнему тексту.


Один и три текста

1.

Оттенки синего и красный*

темно-синий с серым оттенком
провинциальный синий цвет
цвет синей страны
           [Как на рассвете ― синий дым,
           Тобой навеянные песни]
цвет синей вечности
цвет еловой тени
цвет стрекозы
           [В душном воздуха молчанье...]
цвет виртуальных путешествий
цвет пурпурного впечатления
цвет шёпота
           [Ряд волшебных изменений
           Милого лица]
очаровательно-синий цвет
цвет меланхолического восторга
цвет полуночи
           [Мне захотелось не иронии, а пения...]

А поверх всей этой синевы краснеет, медленно расширяется, подрагивая, воля к жизни —
контрастное пятно, багровая метка,
как на картине Шагала.

* Названия оттенков синего взяты из палитры Pantone

2.

Синяя плоскость, пространство, и красное пятно, появляющееся откуда-то извне, поверх них; низкочастотный гул и высокий, пытающийся его перекрыть, свист. Так ли важно, в какой форме являет себя зрителю то, что стоит за этой оппозицией? Ведь форма — лишь закостеневшая сущность творения, если и заслуживающая внимания, то не в первую очередь.

Гул — тяжёлый, герметичный, сам себя оправдывающий — стелется по земле, постепенно заполняет собой всё свободное пространство. Он медленно являет в себе тот или иной оттенок звучания. Тёмно-синий цвет, тяжело переливаясь тонами и перемежаясь цитатами из русской поэзии, — образует культурный фон, каркас личности и художественного творения.

Однако, оправдывая себя изнутри, этот синий гул впадает в самозамкнутость, обессмысливаясь для мира, с которым он не испытывает нужды взаимодействовать. Тут возникает свист.

Свист, инородное пятно, что-угодно, приходящее извне по принципу контраста: низкий-высокий, синий-красный. Его появление спонтанно, но необходимо. С помощью него гул связывается с миром и получает выход в трансцендентное; в со-существовании свиста и гула последний обретает смысл. В момент спонтанного появления свиста рождается новое произведение искусства.

3.

А что же форма?

Сама по себе она даёт зрителю лишь след, слепок с уникального мысле-переживания, которое и является подлинным произведением искусства.

Чтобы схватить это произведение искусства, одной только формы — недостаточно.

Даже если сконструировать идеальные условия, при которых мастер филигранно работает с выбранной формой, а зритель в совершенстве считывает её коды и всячески готов к сотворчеству, нет никакой гарантии, что по слепку будет реконструировано мысле-переживание.

Для этого нужно либо имеющееся в опыте зрителя сродное чувствование, либо сопоставление разных форм, сродных по существу.

Именно по второму пути следует экспонируемое единство звука и текста. Стихотворение «Оттенки синего и красный» было написано до того, как автор услышал звук, заполняющий теперь всё помещение. Однако, когда этот звук был услышан, он был воспринят как сродный через уже имеющееся в опыте и отлитое в форме текста мысле-переживание. Не эксфрасис, а узнавание лежит в основе представленного здесь единства.

Зрителю предлагается в обратном порядке пройти тот путь, который привёл автора к указанному узнаванию: не от мысле-переживания через текст к звуку, а от звука через текст к мысле-переживанию. Именно здесь, на стыке двух некогда автономных форм, появляется возможность согласия между зрителем и автором. 
b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект:
ЮMoney | Т-Банк

Сообщить об ошибке:
editors@polutona.ru