РАБОЧИЙ СТОЛ
СПИСОК АВТОРОВМихаил Бешимов
Один и три текста
27-09-2024 : редактор - Владимир Коркунов
Предполагалось, что три этих текста будут расположены на выставке современного искусства, на стене, друг рядом с другом. В помещении выставки, помимо зрителя и текстов, должен был быть лишь некий гудяще-свистящий звук неизвестного происхождения. Каждый из текстов — экспликация к этому звуку и, в то же время, экспликация к соседнему тексту.
Один и три текста
1.
Оттенки синего и красный*
темно-синий с серым оттенком
провинциальный синий цвет
цвет синей страны
[Как на рассвете ― синий дым,
Тобой навеянные песни]
цвет синей вечности
цвет еловой тени
цвет стрекозы
[В душном воздуха молчанье...]
цвет виртуальных путешествий
цвет пурпурного впечатления
цвет шёпота
[Ряд волшебных изменений
Милого лица]
очаровательно-синий цвет
цвет меланхолического восторга
цвет полуночи
[Мне захотелось не иронии, а пения...]
А поверх всей этой синевы краснеет, медленно расширяется, подрагивая, воля к жизни —
контрастное пятно, багровая метка,
как на картине Шагала.
* Названия оттенков синего взяты из палитры Pantone
2.
Синяя плоскость, пространство, и красное пятно, появляющееся откуда-то извне, поверх них; низкочастотный гул и высокий, пытающийся его перекрыть, свист. Так ли важно, в какой форме являет себя зрителю то, что стоит за этой оппозицией? Ведь форма — лишь закостеневшая сущность творения, если и заслуживающая внимания, то не в первую очередь.
Гул — тяжёлый, герметичный, сам себя оправдывающий — стелется по земле, постепенно заполняет собой всё свободное пространство. Он медленно являет в себе тот или иной оттенок звучания. Тёмно-синий цвет, тяжело переливаясь тонами и перемежаясь цитатами из русской поэзии, — образует культурный фон, каркас личности и художественного творения.
Однако, оправдывая себя изнутри, этот синий гул впадает в самозамкнутость, обессмысливаясь для мира, с которым он не испытывает нужды взаимодействовать. Тут возникает свист.
Свист, инородное пятно, что-угодно, приходящее извне по принципу контраста: низкий-высокий, синий-красный. Его появление спонтанно, но необходимо. С помощью него гул связывается с миром и получает выход в трансцендентное; в со-существовании свиста и гула последний обретает смысл. В момент спонтанного появления свиста рождается новое произведение искусства.
3.
А что же форма?
Сама по себе она даёт зрителю лишь след, слепок с уникального мысле-переживания, которое и является подлинным произведением искусства.
Чтобы схватить это произведение искусства, одной только формы — недостаточно.
Даже если сконструировать идеальные условия, при которых мастер филигранно работает с выбранной формой, а зритель в совершенстве считывает её коды и всячески готов к сотворчеству, нет никакой гарантии, что по слепку будет реконструировано мысле-переживание.
Для этого нужно либо имеющееся в опыте зрителя сродное чувствование, либо сопоставление разных форм, сродных по существу.
Именно по второму пути следует экспонируемое единство звука и текста. Стихотворение «Оттенки синего и красный» было написано до того, как автор услышал звук, заполняющий теперь всё помещение. Однако, когда этот звук был услышан, он был воспринят как сродный через уже имеющееся в опыте и отлитое в форме текста мысле-переживание. Не эксфрасис, а узнавание лежит в основе представленного здесь единства.
Зрителю предлагается в обратном порядке пройти тот путь, который привёл автора к указанному узнаванию: не от мысле-переживания через текст к звуку, а от звука через текст к мысле-переживанию. Именно здесь, на стыке двух некогда автономных форм, появляется возможность согласия между зрителем и автором.
b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h b l a h
πτ
18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона
(ↄ) 1999–2024 Полутона
Поддержать проект:
ЮMoney | Т-Банк
Сообщить об ошибке:
editors@polutona.ru