РАБОЧИЙ СТОЛ

СПИСОК АВТОРОВ

Николай Архангельский

Одиннадцать верлибров и один non libre двадцатого года

30-09-2021 : редактор - Юлия Тишковская





БИОГРАФИЯ ОДНОЙ ЖИЗНИ 
 
в молодые годы адам не работал 
гулял по лесистой местности и думал о смысле жизни 
но ничего в ней не смыслил до тех пор пока не нашёл 
другую половину себя 
своё другое я 
 
оно было другим 
он понял что всегда о нём думал не зная его 
 
теперь они 
двое 
думали о смысле жизни 
и птицы видели их всегда вместе 
 
 
и пришло время 
 
и пришёл некто говоривший странные слова 
и было похоже что он бывал в этих местах 
 
он был мудр но общителен 
им казалось 
будто они присутствовали на сеансе психоаналитика 
который им наконец объясняет смысл жизни 
 
и они поняли 
 
они поняли 
 
 
позже им предложили поменять место жительства 
район 
страну 
гражданство 
 
они согласились и стали называться супругами 
 
тем более что уже всё равно было нечего делать 
на старом месте которое конечно годилось для отдыха 
но не годилось 
для полноценной гражданской жизни двух уважающих себя 
взрослых людей 
 
они поняли 
 
им мешал инфантилизм 
стали одеваться по моде и думать прогрессивно 
 
 
в общем 
все последующие адам тоже не работал 
потому что в своё время не получил квалификации 
приходилось полагаться на материальную помощь близких 
 
все последующие годы адам писал мемуары 
редактировал автобиографию 
однако всё утерялось или стало непонятным из-за 
некоторых языковых реформ 
 
все последующие годы адам искал в себе обещанную когда-то 
мудрость 
и не находил 
хотя жизнь на новом пмж позволяла её ожидать 
 
 
сидя у окна он вспоминал ту 
другую жизнь 
морщины лица разглаживались в шёлке светлой улыбки 
и в окне опять было небо 
много неба 
 
а реальность возвращалась 
и адам уговаривал себя что всё равно это не могло 
продолжаться вечно 
не могло 
 
к тому же супруга 
 
а что супруга 
 
женщина каких много 
какие встречаются на улице на каждом шагу 
 
но для него она была единственной 
и она никогда ни с кем ему не изменяла 
не давала повода 
 
что бы там о ней не говорили 


*** 

у царя мидаса золотые руки 
 
он наполнил внутреннее море золотыми рыбками чтобы 
утешилась зарёванная статуя царицы нефертити 
чей краткий день неуловим 
чтобы она 
изумилась златопенному пению воды 
чтобы её 
развеселил его фригийский колпак 
 
у царя мидаса золотые руки 
 
он хотел вызолотить тёмную материю ночи 
под ближней небесной сферой 
 
но в лике статуи было так много известняка 
что росток улыбки не мог пробиться через кристалл 
кальциевой соли 
а звёзды старого неба хотели растворяться только 
в позолотах ранних утр 
 
и если по-прежнему была темна вода во облацех воздушных 
значит 
это кому-то было нужно 


*** 

природа полная гармонии ничего не знает 
о цвете 
о фальшивой ноте 
 
звук может себя слышать 
цвет видит себя 
слеза плачет себя в зрачке 
речь заговаривает себя 
заговаривает с собой 
 
кони с парохода ‘глория’ умели плавать 
но нехорошо владели основами гидростатики 
кони могут летать 
но лишь немногие сказочные 
владеют теорией полёта 
 
чтобы летать надо владеть теорией 
полёта 
как птицы владеют теорией 
полёта 
 
гиганты сыновья геи 
не владели наукой умирания 
не могли умирать от руки богов 
 
для этого боги звали геракла 
 
и с этих пор никто не видел добрых улыбок 
на ликах античных статуй 
 
 
сегодня с той стороны оконного стекла 
тихое исчезновение дня 
на подоконнике стопка книг 
грёза институтских времён 
 
в промежутке букетик гвоздик 
 
бумажка с размокшими 
 
стихами 


***

Нет ничего прекраснее человеческого тела 
нет ничего спокойнее его дыхания 
ничего надёжнее пульса в его сосудах 
ничего быстрее его ног 
искуснее его рук 
тайна низкого неразлучна с тайной высокого 
песнь песней слышится в сказках тысячи 
и одной ночи 
вечности 
и ещё двух минут 
 
в мире не должно быть тени 
 
замри 
кровь богов 
предсказанное тобой непредсказуемо 
 
нет ничего тревожнее слов в гортани 
ничего опаснее мыслей в голове 
печальнее музыки в ушах 
 
промысел порождается помыслом 
алхимик время воронит свои золотые слитки чернотой железа 
лекала белого мрамора изламываются углами чёрных квадратов 
громоотвод бена франклина сводит на нет блиц молнии 
свет проваливается в чёрный как туз пик колодец 
пространства-времени бывшего 
небесной сферой 
 
 
свет свят 
в мире не должно быть света 
 
только вечность и ещё две минуты 


***
 
на территории национального парка 
обитал редкостный вид 
сволочи 
 
в один из этапов истории общество сочло обременительным 
содержать национальные парки которые попутно заметим 
были хороши для проживания лучших представителей 
общества 
 
обитателей парков в рамках оптимизации сняли с баланса 
редкостный вид сволочи потерял музейный статус 
и был вынужден стать рядовым видом в ряду сегментов 
общества 
 
он подарил нации щедрый выводок своего потомства   
исчез со страниц красной книги и 
прекрасно приспособился к новой среде обитания 
 
 
это не аллегория не история и не социология 
это природный экологический процесс 
в рамках оптимизации 
 
национальных парков 


СЮРРЕАЛИЗМ 
 
карл шестой безумный воображал себя стеклянным 
он никого к себе не подпускал чтобы не разбиться 
на миллион осколков 

 

сюрреал 
 
это безумие меры 
безумие мэтра 
немой ужас 
отсутствие в мире 
крик без крика 
боль без боли 
 
сюрреал 
 
это личина мира 
случайное столкновение атомов 
проекция другого неба на радикал мнимых единиц 
авансцена мира сделанного из мышьяка и серы 
адский штиль высохшего океана 
карта движения атмосферы без движения атмосферы 
бесконечное ре запиленной пластинки 
 
сюрреал 
 
это обморок неба 
спазм сосудов головного мозга 
вивисекция не нашедшая внутри себя ничего 
кроме абсурда 
неработающий копирайт вавилона абсурда 
смерть чёрного как туз пик квадрата 
 
сюрреал 
 
это тень в тени теней 
прошлое без прошения о прощении 
комната в которой не вызывается ничей дух 
последняя ловушка мира 
пустой негатив сна вытесняющего шум и плотность 
живого города 


*** 

Я верю в светлое будущее 
Я верю в светлое будущее 
 
будущее не настоящее 
оно для других 
не взаправдашнее 
 
верили глупые люди 
строили город 
видели будущие рассветы ловили счастье антеннами спидол 
в бутафорском небе своих снов 
гипсовые античные мальчики в парках 
счастье умышленного неведения и прекрасного сумасшествия 
 
и не было проблем на вдохе 
 
КАМЕРА МОТОР 
РАБОТАЕМ 
 
время 
мы его не поймали 
но и не смогли обойтись без 

время 
перепутало перепутья спутало пути 
не сдержало слова как не сдерживает слова метбюро 
мы увидели себя и наше ложное я 
светлое будущее упало со стуком скипетра оставив лишь 
проекцию травы на небе 
и пустые глазницы гипсовых мальчиков-богов 
 
МАМА 
ВЕДЬ ТЫ ЖЕ МЫЛА РАМУ 

___ 
 
но нас спасёт защитная функция организма 
боль 
 
и я снова 
и я снова верю в светлое 
 
будущее 


*** 

в районе города где жил циолковский 
теперь добывают лутц 
западная окраина когда-то была морем 
одна инопланетная цивилизация на его берегах 
культивировала неизвестный человечеству фрукт 
и это место было тогда в другом месте 
 
истина там была проста и сущее элементарно 
рыба сом в экваториальных водах 
прозрачностью своего плавника была сравнима 
с белым царством ушедшим под воду 
где непроницаемость нейтронной звезды граничила 
с бесплотной пустотой 
которой не касалось ни одно сознание 
 
не видел 
ни один 
глаз 


***
 
А вы знаете работу электрички 

 
движение тока в проводах приводов 
кипение смазки в буксах 
стук редуктора оси колёсной пары 
запах железнодорожного откоса 

 
пространство вагона в других координатах 
в них душа отказывается от гнева 
гаснущего в узлах сложенных на коленях рук 
в замедленности слов 
пунктире сознания 
  
изнутри красного механизма стоп-крана сочится 
песок времени 
 
на протяжении одного кванта времени вспыхивает 
квант мысли 
ни о чём 
и это время больше 
никогда 
 
на протяжении одного кванта расстояния поезд отбивает 
один рельсовый стык 
и это расстояние больше 
нигде 
 
моргнувший глаз уже не узнаёт убежавшую назад 
строку горизонта 
гул земного моря не отделим от гула машины 
ковчег большого водоизмещения 
проносится огнями своих окон мимо пригородных станций 
 
плотно-шафрановые лица людей 
глаза их видят внутрь 
 
они так и живут 
люди 
с печальной разочарованной улыбкой 
знают 
безвременье ограничено пунктом прибытия 
 
 
— Скажите! 
Кто-нибудь знает, как работает электричка? 
  
— Следующая девятичасовая 
Калуга-один 
От Апрелевки по всем пунктам! 


*** 

если долго смотреть на звезду то кажется 
что она мечется в неэвклидовой геометрии сетчатки 
если долго повторять слово 
оно теряет себя и становится чужим звуком 
если долго жить свою жизнь 
она забывает смысл шмеля в нектаре утреннего цветка 
 
пока многозначительность поднимает вверх палец 
время истончает его ноготь 
недолговечность 
вот высшая милость природы 
 
это всюду и нигде 
это никогда и всегда 
в форме существования белковых тел 
в бесконечно малой умирающей величине 
в моей реплике разговора с дождём 
 
броня австро-венгерского дредноута с именем 
святой иоанн 
не пережила аквилегию в венском городском парке 
 
старухе-процентщице было 
сорок два года 
она была женщиной бальзаковского возраста 
 
и только в фиолетовом рисунке 
отражённом в детских голубых глазах 
можно иногда видеть жизнь мнящую себя 
большой и счастливой 
не знающую что недолговечность 
это высшая милость 
природы 
 
 
а время 
радуга над песками пустынь 
оно возвращает себе своё 
 
не пропадать же добру 


***     

Я помню 
 
я помню свою прошлую жизнь 
 
она была в точности 
до мелочей 
такой же 
 
до последнего лучика света 
ряби волны прибоя 
до последней ноты в мембране динамика 
убегающего запаха твоих волос 
до твоего удивлённого грудного голоса 
 
я помню эти строки 
 
знаю 
что моя жизнь и есть 
моя прошлая 
 
жизнь 


***  

цвет молодой вишни нежно-розовый 
в голубизне призмы 
цвет жизни медно-бронзовый на тёмном бархате 
её снов 
 
люди спешат прожить свои жизни 
кормят ручных наяд сидя на берегах рек 
не видя как проплывают трупы их врагов 
имярек 
 
преданные своим кумирам 
преданные своими кумирами 
люди сливаются с линией горизонта 
как дерево упавшее просто так от ветра сына борея 
 
смысл жизни с запахом галантереи 
продаётся дисконтно take off 
пока карта мира 
с приоритетом водной поверхности планеты 
изменяет береговые линии материков 
 
что нового на плюке 

  
говорят 
генерал отелло задушил жену 
генеральшу 
дурак 
 
она не успела простить 
 
свет звёздного неба над нравственным законом 
внутри наших сердец 
старается быть светом светлячков наших сердец 
 
одинокий снайпер берёт круче 
выпускает из глаз лазерный лучик прицела 
стреляет из мелкашки в луну и идёт 
спать 




 
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney