СООБЩЕСТВО

СПИСОК АВТОРОВ

Борис Херсонский

ЛЮБИТЕ ЖИВОПИСЬ, ПОЭТЫ

09-11-2013





Дадаизм

обрывки, обломки, детский лепет да-да, коллаж,
отходы цивилизации составляют пейзаж,
отдаленные следствия перенесенной мировой
войны зарастают пеплом и луговой травой.

нет порядка в воспоминаниях - остаются клочки,
как в ателье у портного. Ножницы и очки
мел и булавки лежат на пестрых обрезках чужих
тканей, что до заказчиков - никто не вспомнит о них.

где-то ходят платья, костюмы, манто и пальто,
на телах, как на манекенах, мертвые, но зато
ладно скроенные, крепко сшитые, на заказ - и (в который раз)
мундир, стоящий по струнке, говорит "выполнял приказ!".

мы знаем не понаслышке, что такое коллаж -
четверо в кожанках поднимаются на этаж.
ордер на обыск. взламывают, потрошат письменный стол
бумаги, книги, одежда вповалку покрыли пол.

Коллаж по горизонтали, разрушенный быт семей.
Стой и тверди: да-да, а "нет" говорить не смей.
А вы говорите -искусство, Макс Эрнст или кто другой.
Офицер игрушку-лошадку от скуки пинает ногой.

Академизм

В двумерном пространстве всегда тепло, хоть
в трехмерном прохладно, от лета - ни слуху, ни духу,
погрузи в картину руку по локоть,
отломи от буханки краюху.

Серый пористый хлеб образца шестьдесят третьего года
лежит на газете. Будильник - подымет полк среди ночи.
Селедка нарезана. Рядом лежит колода
зачуханных карт, знаешь прикуп - живешь в Сочи..

Фоном служат обои - не хуже шелковой драпировки.
Репродукция из "Огонька" под стеклом - не хуже эстампа.
Полоска света на горлышке поллитровки.
Рядом стоит керосиновая из лучших времен лампа.

Предметы мертвые выглядят, как живые,
так могли рисовать виноград, лимон и фазана,
античный пейзаж, воротнички кружевные
на платьях красоток, янтарные ломтики пармезана.

В этих тонах рисовали музу, склонившуюся над поэтом,
который также склонен, но над листом бумаги.
Рисовали усадьбу, залитую лунным светом,
рисовали русалку, выплывающую из-под коряги.

Сюжеты менялись, но техника неизменна:
лессировка, строгий рисунок, идеальная перспектива.
Пивная кружка - над ней вздымается пена.
Трудовые двумерные будни рабочего коллектива.

Экспрессионизм

Бежит солдат, громко кричит "Ура!".
Вместо глаз - пробоины, вместо рта - дыра.
Вывернув ручки-ножки дева лежит нагая.
Это другой сюжет, и дыра - другая.

Человек остается один. Одинокий крик на мосту.
Видно издалека и слыхать за версту.
Искаженный лик смотрит с холста, натужась,
озабочен тем, как полнее выразить ужас.

Ужас существования с ужасом небытия
сталкиваются со скрежетом. Здесь - иные края,
тут нет рабочих, красноармейцев, доярок,
стоит-кричит на мосту случайный припарок.

Есть только возглас из пустоты - эй, кто-нибудь!
вывернись наизнанку, замри и больше не будь.
И дева нагая, вывернутая наизнанку,
раскинув руки-ноги ложится на оттоманку.



Кубизм

"Кубизм, родившийся в условиях кризиса буржуазной среды
эпохи империализма, знаменовал собой
разрыв с традициями изображенья" земли и воды
такими, как видит их глаз подслеповатый твой.
Ребенок строит из кубиков башню, покуда она
на распадется на кубики. Вот так и распалась страна.

Художник строит из кубиков лица, гитары, сад
геометрических форм - цилиндр и шар.
Так садовник стрижет кустарник - а тот и рад
принимать простые формы от человека в дар.
Регулярные парки цветут, и дворцы заключены в кольцо.
Распадаясь на кубики, дама поднимается на крыльцо.

Куда ни глянешь - всюду кубы, шары,
пирамиды, цилиндры, призмы ... ну что ж,
кризис капитализма - это вам не хухры-мухры:
это вам - война, революция, самокрутка с щепоткой махры:
бреешься перед зеркалом - и сам ты на куб похож.
Прямые углы, пересечение плоскостей,
все вокруг - как новое, а ты все ждешь новостей.

Простые формы - новый район, спальный квартал,
стандартная мебель: мир современный скуп
на изгибы и завитки. Бетон, стекло и металл
это - прямые линии, возведенные в куб,
это камень Кааба в кубе, его омывает поток
соучастников хаджа. Что же, восток есть восток.

Острый кризис капитализма. В воздухе пахнет грозой.
Танки-кубики движутся к треугольникам блиндажей.
Строй всеобщего равенства называется мезозой.
Смысл человека в окопе в том, что он кормит вшей.
Смысл пионера в том, что всегда и на все готов.
Разложение формы следует за разложеньем цветов.


Сюрреализм

Рекрут стоит на часах Сальвадора Дали.
Часы растекаются, время исчезает вдали.
Пространство изогнуто. Форма разрыхлена.
На штыке у рекрута полночно горит луна.

Это местный сюрреализм. Хата крыта огнем.
Надо бы потушить, да только мы не рискнем.
Вместо пылающего жирафа - тлеющий вол.
За столом комиссар пишет жалобу на произвол.

Мол пришли и все отобрали, и девок куда-то свезли,
разберись в ситуации, дорогой товарищ Дали,
пририсуй нам ваши подпорки и, желательно, костыли,
на кровать железную простынь слезную постели.

В школе поп объясняет про крест - две оси: ординат и абсцисс.
У протухшей речки сидит - не вянет Нарцисс.
Трактор ходит по синей пашне, за трактором птица грач.
При ревизии в сельской лавке недостает недостач.

Комиссар пишет жалобу ставит на лоб печать.
Папа- стукач учит сынка стучать.
И сын стучит на машинке - называется "Ундервудъ".
Сынок - призывного возраста. Скоро всех призовут.

Соцреализм

Доярка держит в руках сосцы коровьего вымени.
Шахтер сжимает в руках молоток отбойный.
Цветет-расцветает предприятие чьего-то имени.
Едет по полю танк - скорый, высокоубойный.

К ноге пограничника ласково жмется овчарка,
параллельно в ночную даль оскалив узкую морду.
Перед концом квартала - повсеместно запарка,
но симфония движется к заключительному аккорду.

Распластал дирижер над оркестром руки, как коршун - крылья.
Балерины - белые пачки стройные ножки.
За вечный мир на смертный бой летит эскадрилья.
Розовощекий младенец ест манную кашку с ложки.

Расти большой с дорогой душой, с кулацким обрезом,
с батрацкой ненавистью, с мужицкою хитрецою,
с закаленной сталью, с индустриальным железом,
с украинским салом и с еврейской мацою.

Расти большой и сильный как приснопамятный Голем.
Омывай глиняны ножки в тазу с китайским драконом.
Ходи по чистому полю грязным босым и голым,
и родная земля на каждый твой шаг отзовется стоном.
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah





πτ 18+
(ↄ) 1999–2024 Полутона

Поддержать проект
Юmoney