RSS / ВСЕ

|  Новая книга - Андрей Дмитриев. «НА ОБОРОТЕ БЛАНКА»
 

|  Новая книга - Ирина Машинская. Делавер.
|  Новая книга - Андрей Дмитриев. «СТЕРХ ЗВУКОВОЙ»
|  Фестиваль "Поэзия со знаком плюс"
|  Новый автор - Елена Зейферт
|  Новый автор - Евгений Матвеев
|  Новый автор - Андрей Дмитриев
|  Новый автор - Михаил Бордуновский
|  Новый автор - Юлия Горбунова
|  Новый автор - Кира Пешкова
РАБОЧИЙ СТОЛ
СПИСОК АВТОРОВ

Ян Кунтур

Эстергом

10-12-2015 : редактор - Женя Риц





Эстергом
(или Три силуэта)


1.
Он встречал меня
сюрреалистическими лоскутьями
буферных маковых лугов
словно складками алого походного палудаментума
вымокшего от росы
и брошенного подсушиться
на зелень солнцепека

Белела дорожная пыль
в которой можно было отыскать волоски справедливости
из честной бороды Марка Аврелия
и утерянные им на пути от древней янтарной переправы
значочки и буковки смыслов
Альфы Беты Ипсилоны и Омеги
которые не растопчут и не сотрут
ни подбитые калиги воинствующей данности
ни копыта коня декуриона забвения:

...Каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; всё же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью...*

Легионы автобусов
управители нашего мира мычат посреди города
на просторном асфальтовом лугу
нынешние хозяева сложенного вчетверо пространства
глиняных осколков
которые еще не так давно
было немыслимо склеить
не подвергнув кого-нибудь остракизму

Хотя
всё всегда упокоится в одном сфере округленном** (12.3)
в шаре всюду равном себе**
творящем прямолинейность солнца и застенчивую душу горы
тьму дубовой листвы парка над протокой
и облачную стену суровой часовни
Он выходит с огнем и возвращается в огонь

...Что от богов, полно промысла, что от случая — тоже не против природы...*

А желающие поживиться за чужой счет квады
снова угрожают границам моей автаркии
норовя прорваться хаосом из-за пограничного потока
к сердцу моему чтобы навсегда
выбить подпорки духа моего
равновесия
порядка

...Жизнь – это борьба и странствие по чужбине...*
...Поступай во всём, говори и думай, как человек готовый уйти из жизни...*


Но эти квады или маркоманы страстей
не так страшны как вечно голодная химера антониевой чумы уныния
тянущая колесницу полную бубновых тел
хотя и к ней надо бы
относиться с нежностью и пониманием

...Стань хорош покуда жив...*

И в смерти можно найти удачу и быть счастливым
приласкай и ее горемычную
ведь ей так этого не хватает
Только не выпускай стилоса
объединяющего тебя с чистым листом естества целого** (6.01)
покуда еще жив

...Умри не ропща, а кротко, подлинно и сердечно благодарный богам...*

И где бы ты не оказался
в какие бы болота и катакомбы не был погружен фатумом
стой всегда на своей вершине обозревая дали
и смотри как делает крутой изгиб великий пограничный поток
продолжения которого не видно
поэтому-то горы той стороны кажутся своими а свои чужими
нет в них различия

В каждый
из оставленных тебе болезнью дней
упорно
         убеждай
                  уговаривай
                           настраивай себя
что и это естественно и не противно природе
так же как рождение младенца
или появление зеленой колбочки инжира под балдахином листа
как переход поленьев в огонь
огня и зерна — в еду
которая в свою очередь должна стать построением
чьей-то жизни

Пусть каждый из оставшихся тебе дней
станет новой книгой-заклинанием против страха
подготовкой к твоему последнему превращению**

...Ты взошел на корабль, совершил плавание, достиг гавани: пора слезать...*

(Писано близ области квадов, напротив устья Грануи***)

Дорога от переправы у Сальвио Мансио
шаг за шагом уводит тебя
но не в Рим твоей славы а в Сирмий твоей мудрости
шаг за шагом к тому
о приходе чего ты точно знаешь
так будь же готов встретить это как подобает

Обладавший величием горы
ты обретешь еще большее величие
которое и не снилось твоим пурпуроносным предшественникам

В белой дорожной пыли
утерянные и найденные
Альфы Беты Ипсилоны и Омеги
которые не растопчут и не сотрут
ни подбитые калиги воинствующей данности
ни копыта коня декуриона забвения



2.
Округлый римский шлем
с облачным плюмажем и двумя предстоящими
высится
над униженными руинами орлиного залёта древних королей
твоего родного гнезда, Вайк*****
и над нынешними черепичными коллажами

Виден издалека с любой точки этого места

Что же более свято и истинно:
сохранить в чистоте
протирая с почтением бархоткой от пыли
веру предков
или
истово отдаться новой
выдвигаемой и продвигаемой как единственная правда?
(Как правда силы?)

Ответ скрыт за скорлупой причины первичности мотива:
или это матовая выгода
брачно-контрактная по сути и бурая по масти
или же искрящаяся жажда отыскать для птицы-души
восходящий поток который быстрее и органичнее забросил бы её
в синеву свободы

Так что же заставило тебя, Герой
встать тогда на колени?

На протяжении тысячелетия ты так и стоишь окаменев
над обрывом угловой башни
побелевший и коленопреклоненный
получивший апостольское достоинство
ставший брендом
фетишем
но так и не дошедший при жизни до просветления
которое соответствовало бы твоему статусу

Седая борода твоя разрастаясь все сильнее
превращается в плющ опутавший остатки твердыни
не ставшей твердью
а плющ этот превращается в струйки крови
текущей из скальных ушей и глаз
по щекам по шее по плечам по груди
распятой ослепленной и четвертованной истории

Что же заставляет имеющих полноту власти
«гордых сикамбров»
склонять голову перед
длиннополыми высокомерными пришельцами
самоуверенно внушающими истины от лица того
кто хоть и отдавал кесарю кесарево
но бежал без оглядки от любой власти в пустыню полной осознанности?

...Царство моё не от мира сего...******

Того аполитичного анархиста-хиппи —
вольного весеннего цветка среди хлама старого храма —
который признавал только беспредельную отцовскую любовь к сыну
и требовал лишь ответного чувства
Он был хладнокровно растоптан нагнавшей его
подбитой калигой власти
и превращен в ее гербарий

Ну так что же? Ответь, Герой
Желание обрести еще большую власть
через превращение в кусочек смальты на общей мозаике Власти
мерцающей в отраженном свете
канделябровых свечей?

Обладавший по праву рождения величием утеса
обрел ли ты еще большее величие или только искривленное зеркало
у его подножия?

Достиг ли ты счастья и покоя
Не зачахнут ли в душном латинском хлеву
твои серые длиннорогие стада
привыкшие к полынным ветрам пусты?

Все твои дети отданы в жертву на горе Мориа
ты один перед смертью
и за плечами твоими не крылья
но надвигающиеся хаос кровь и распри

Пойдем же со мной, Вайк,
оставь свой венок славы и покорности
собирать пыль за стеклом в центре купольного зала
для потехи зевак
сбежим от этой кубической помпезности
увенчанной римским шлемом и залпами фейерверков
скатимся кубарем в белой пыли по высохшему склону престола
протиснемся под розовопадами средневековой «Кошачьей щели»
к прибою осоки перетекающей
в волны Дуная

Белая пыль дороги
от Нитры на Секешфехервар
в которой утерянные и найденные
Альфы Беты Ипсилоны и Омеги
Их не растопчут и не сотрут
ни подбитые калиги воинствующей данности
ни копыта коня декуриона забвения



3.
Совершив мирный набег
на порубежные Нитранские владения
и удовлетворившись сладкой данью
местного штуровского мороженого
мы уже возвращались
по пограничному дунайскому мосту
отягощенные трофеями сравнений и аналогий
и подстегиваемые плеткой боязни
опоздать на последний автобус

когда нас нагнал
тяжеловооруженный конный отряд вечера
с могучим стариком во главе:

Вороненые латы сумерек
Гордо вскинутый имперский профиль
Седая борода заката с затаившимся в ней отсветом
прежнего огненно-рыжего колера
Из-под подков — искры ослепительных цветков цикория —
в белую придорожную пыль
словно бы осколки разбитого неба
хрупкую вазу которого
во имя его же самого
попытались неосторожно схватить
жадною рукой в кольчужной перчатке

Мы едва успели отскочить в сторону
иначе были бы затоптаны этими копытами-мгновениями

Сквозь черноту асфальта — всё та же
белая дорога
идущая через Буду-Белград-Сердец-Константинополь-Конью
на горький горемычный Иерусалим

Эпоха Крестовых походов
Складывающиеся и рассыпающиеся пазлы империй
Лакомые куски ландов
вырываемые друг у друга прямо изо рта
но все это далеко не для блага и спокойствия
живущих на них
но для более звонкого полого бряцания рыцарской доблестью
или только прикрываемой ею
голой жажде славы
Возвеличиться любой ценой и удержаться на этом возвышении
любыми средствами

Для чего тебе, огненнобородый******* (уже в прошлом) старик
имеющий всё что мыслимо, даже равенство с римским понтификом,
на седьмом десятке лет
Гроб Господень
чтобы самому забраться в него?

Или наоборот как раз на седьмом десятке
когда слава и власть достигли полноты и предела
а отчеканенные для их достижения пфенниги и дукаты грехов
переполняют кошели души
скрюченной под их тяжестью
как раз тогда и становится необходим
Гроб Господень?

Тем более теперь ты Первый
и весь негодующий от вести о захвате и осквернении святынь неверными
христианский улей
смотрит на тебя как на единственного заступника веры
ожидая с любопытством что предпримет в ответ этот старик
игра в справедливость и тщеславие которого
всегда опирались друг на друга

Но прокрустово ложе Гроба Господня
как ни помещай в него свою самость
все равно остается великовато
и придется мучительно растягивать себя как на дыбе
за волосы и пятки
до полного признания или отказа
но и этим не искупить крови и позора Второго Крестового
следы которого ты сейчас выискиваешь в окружающем и в памяти

Но не заслужил ты Иерусалима

Манипулирующий одним движением мизинца
городами и народами
ты не властен даже над скромной горной речкой в глухом уголке Киликии

Затопивший своей гремучей властью пол-Европы
ты тихонько захлебнешься
на глазах своего ошеломленного войска
опутанный по рукам и ногам голубыми меандрами Салефа

Считавший себя великим кукловодом
сам ты окажешься марионеткой сброшенной легким выдохом судьбы
с золотого седла в сердцевину холодной пены
которая моментально разорвет так тщательно собираемые тобой пазлы Власти
и упокоит не в родовой королевской усыпальнице
а в желтой враждебной земле Азии

Но пока еще есть время, огненнобородый,
Так насладись по полной
последними днями покоя и величия
в этом земном угорском раю устроенном для твоей армады
миролюбивым византиелюбом Белой III
а за тем будет прорыв через кишащий сепаратизмом муравейник Балкан
и никогда уже тебе не обрести в этой жизни
покоя и величия
только все более засасывающая трясина адского рва

Да ты добился своей цели
имя Барбаросса навсегда вычеканено на памяти
но и потеряешь всё с одним глотком воды
который уравняет тебя с последним нищим лепрозория
при этом героический меч твоего рыцарства
и все драгоценные имперские стилеты
превратятся в простые грубые гвозди настоящей справедливости и раскаяния
которыми ты сам прибьешь себя
к стенам фантастической пещеры горы Киффхойзер

Обладавший величием горы
ты стремился к еще большему величию не считаясь ни с кем
но получил лишь простую истину пресной воды и вечную жажду при этом

А твоя седая спящая борода будет
разрастаясь с каждым годом
кольцо за кольцом опутывать гранитный стол
кольцо за кольцом все больше лишать тебя свободы и превращать в камень

В белой дорожной пыли
утерянные и найденные
Альфы Беты Ипсилоны и Омеги
которые не растопчут и не сотрут
ни подбитые калиги воинствующей данности
ни копыта коня декуриона забвения
но нет среди них ни одной опутанной рыжим волосом

Не тяжелый вороной рыцарский конь
с мохнатыми ногами
несет сейчас меня грызя удила сквозь темноту
но рейсовый автобус
один из легиона управителей нашего времени
один из нынешних хозяев сложенного вчетверо пространства

И жаждет он только быстрого захвата самоцветных электро-кладов
рассыпанных в ночи вдоль шоссейной трассы

Это Конец или Начало
твоего паломничества, пилигрим?
Где твоя Земля Обетованная?
Где находится Иерусалим твоей мечты?

Не все ли равно
Сирмий Секешфехервар Салеф?

...Что от богов — полно промысла, что от случая — тоже не против природы...*

Этот день и последний равны между собой
Один день длиною в жизнь



----------------------------------------

*Точные цитаты из трактата Марка Аврелия Антонина «К самому себе» (из 12 книг, в русском переводе «Размышления»
**Разные варианты терминов философии позднего стоицизма
***Перефразированная цитата, показывающая на место пребывания обоих авторов в момент написания
****Древне-римское название Эстергома
*****Имя данное при рождении Иштвану I Святому — первому признанному римским папой королем Венгрии, начавшем активную ее христианизацию и поэтому удостоенном равноапостольного достоинства как и Владимир Великий.
******Слова Иисуса Христа — евангельская цитата.
*******Перевод прозвища Барбаросса, данного итальянцами за цвет бороды Фридриху I Гогенштауфену — императору Священной Римской (Германской) империи.



\5.06-23.06.2015\
blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah blah