| ПРЕМИЯ - 2004
| ПРЕМИЯ - 2005
| ПРЕМИЯ - 2007
| ПРЕМИЯ - 2008
| Главная страница

| АВТОРЫ

Тимофей Дунченко
Антон Очиров
Елена Круглова
Евгения Риц
Дмитрий Зернов
Мария Глушкова
Василий Бетаки
Григорий Злотин
Ксения Щербино
Марианна Гейде
Янина Вишневская
Вадим Калинин
Полина Филиппова
Денис Осокин [pdf]
О.Фролов
Валерий Нугатов
Светлана Бодрунова
Юлия Шадрина
Олег Панфил
Сергей Чернышев
Александра Зайцева
Федор Сваровский
Резо Схолия
Сергей Михайлов
Номинация от журнала «РЕЦ» № 37, 2006
Выпускающие редакторы Владислав Поляковский, Ксения Щербино

Автор: Марианна Гейде

Биография:

Поэт, прозаик, критик, философ. Переславль-Залесский – Москва. Книги «Время опыления вещей», «Слизни Гарроты». Премия «Дебют» (поэзия), молодежная премия «Триумф»..



ОРГАННЫЙ КОНЦЕРТ В ХРАМЕ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТЬЯ ДЕВЫ МАРИИ

стекла тяжелого, неполого,
до края полного собой,
на длинной шее чью-то голову
несу, ни мертвый, ни живой,
         ни пьяный, ни другой,
придерживая правою рукой,
                    то левою рукой.

а выроню –
        и небо разлетится на куски тогда.
вверх выкинув разжавшуюся пядь,
грачи, сосущие москитами
его голубизну, останутся лежать.
их коготки кого-то схватят
раза два, четыре или пять,
но это больше не покатит –

нет, нужно нежно, бережно
                и ниже на полтона,
как в храме, где труба дрожит перед трубой
и, обтекая голые колонны,
восходит звук под потолок скругленный
и также до краев исполненный собой,
своей упругой волокнистой тишиной.
он стружку тонкую снимает,
труба дрожит трубы,
сжимает узкий рот,
но воздух снизу в горло бьет,
она поет и прививает
свой голос к голосу другой,
а стружка загибается дугой –

и вот
он опустел до половины,
виток вспухает под витком,
и голый рассмеется свод
стеклянным голубком,
а царских врат голодный рот
его сглотнет одним глотком.
стекло, чужим вином тяжелое, летит
под гору кувырком.



* * *

ленивый валик. валиум не катит.
мне больше нету сил. сегодня хватит.
но ленточкой дырявой о крючки
лепечет речь свои слова, слова, слове-чеч-ки:

– Сегодня – завтра, встань, ты больше не жилец,
пришел другой и кофе варит,
и в десять лет тебя состарит,
и переспорит наконец –

– здесь, руки-в-боки, гнется речка-тезка,
полоска грязного песка
и меж деревьев, вырезанных плоско,
ропочет, топчется – уже совсем река –

– против теченья, своими двоими, нет – четырьмя,
руками-ногами-руками-ногами-помилуймя,
я память свою не хочу, не могу, не хочу, не могу,
                                                       немного хочу,
дырявой речкой о крючья течет моя речь
о брошенной дачке, хозяйской внучке, саже в горсти,
я память свою не могу, не хочу, не могу, продолжаю грести.
Истра впадает, стрелка, а мелко, тепло ступне,
против теченья, стопа за стопой, по колено мне,
сейчас бы, наверно, до голени стало – ступай,
коли нищ, ступай, и нечего делать в земле –
ступай, теперь это будет тебе твой рай.

...Уборы: многослойный храм,
полубарочен и лубочен,
в полтела кланяется трем прудам:
прямоугольному,
потом – не очень
прямоугольному – а после прямо
болото, а не пруд.
в нем рыбы странные живут?
нет, не живут,
хотя могли бы.
весь кремом каменным обмазан,
шурша крылами херувим,
он разом барка, и пирог, и черная проказа,
и мы над ним (в воде) стоим,
и мы под ним.
он гладко выбелен снутри,
смотри: лучи
              мечи скрестили:
архангел-ас и ангел-ученик,
и лишь один написан лик,
и тот почти неясен,
как будто маревая плесень
со стен сбежалась и застыла в нем...
Смотри. Смотри еще. Теперь пойдем.

...то белых яблок оземь полустук
полупросительный:
попробуй, надкуси – я выпаду из рук
и стану темным семенем расти,
и стону ломящихся тяжестью ветвей
опорой стану.
то белых яблок хруст,
то голова
пророка Иоанна
твой прежний бред расскажет наизусть,
как будто ты ему расспросчик и мучитель,
то шорох распускающихся петель
и звон упавших спиц за крошечным окном...
– Я продолжаю называть тебя не более чем сном.
– Я продолжаю возражать,
                           вращать твой ум
                        и возвращать
                           тебя в твой дом
                под жестяным коньком.
мультяшка мелкая,
в изысканных ландшафтах
я проще, чем любое ремесло.
автомобиль споткнулся о число,
одернулся – и наступило завтра.
я проще камушка из-под сапожной кожи,
соринки под глазной рогожей,
а глаз заплачет – и уйдешь,
и больше быть уже не будешь.
А этот сад – его не будет тоже?

Я под водой. Я не имел в виду
каких-нибудь живых, ниже умерших, я имел
в виду – в воде – ввиду того, что
в воде движения всегда гораздо туже,
и они же
и вовсе невозможны над водой,
или, как это говорят, на суше –
и я уже не сплю.
И я опять слепой.



* * *

Забыто начисто немецкое наречье,
А мы зато заговорим на птичьем,
Обычай у людей, известно дело –
Мучить и увечить,
И скоро нам наскучит.
Мы выучимся ничего не стоить
И, голову укутав в плечи,
Засыпать, неважно, сидя или стоя,
А если кто-нибудь захочет
Нам какого-нибудь зла –
То это все пустое.
В мире есть разные зеркала,
Во все смотреть не стоит,
Этот кофе скоро стынет,
Скоро станет ледяным,
Было у старика и старухи три сына,
Все трое стали дым,
Было у царя три сына,
Эти тоже стали дым,
Невыносимо, невыносимо, невыносимо,
А мы снова повторим:
Мы горим и говорим,
Погорим и догорим,
Договорим и догорим.



ТЕЛЕОБОЗРЕНИЕ

1.

двое пришли и украли крик.
в рабочей одежде, как будто бы так и надо, украли крик.
а он продолжал кричаться.
как такое могло случиться?
одноглазый и без век все видел, ничего не понял,
несут себе в пеленах что-то или кого-то,
просто два человека, должно быть, свою работу.
словно ангела в пеленах, диковинное животное в теплой попоне,
вынесли за окоем камеры и там исчезли.
как в кино, ей богу, за что им такое счастье?
ни продать, ни купить, ни подарить, ни завещать,
потому что он продолжает кричать.
а как ему не кричать?

2.

упал потолок
и много-много стеклянных глаз
смотрели через плечо,
много-много голых детей,
перекинув через плечо,
выносили за окоем
и исчезали там.
едва ли после там было что-то еще.

3.

ангелы близоруки и дальнозорки, а что-то между
тем перестало маячить, кто много знает.
большая рыба мечет свой чешский бисер впустую,
большая рыба после нереста издыхает
из жабр больных ненужный более воздух.
кто даст ей знать о своих небудущих детях,
кто даст им жить, когда готовы полопаться,
как радужные оболочки
из немножко мыла, немножко воздуха
из чьих-то легких, почти невесомых,
таких, что и вовсе нет (больно надо).
таких, что больно смотреть, но надо.
как самолет, или нет, самурай, или как надо,
над своим животом живет она в сторону смерти,
а там, внутри, наседая одна на другую,
плавают в тонких скорлупах стеклянные клетки,
вино, и мед, и мирра в них,
и горькая пустота,
скоро придет Небесный Жених,
скоро узрим мы Младенца Христа,
красные литеры проступают
с другой стороны листа.

4.

– мама, почему рыбы немы?

– раньше они говорили,
много чего говорили,
да все какие-то глупости,
все пустое и не по делу,
тогда господь их сделал немыми,
потому что надоело слушать.

– а мы почему не немые?
наверное, мы умнее.
да, мы точно умнее,
мы ведь люди, а не рыбы.

– да не то чтобы мы умнее,
просто он нас и не слушает,
потому что и так все знает.



* * *

рожденный камнем от камня
и Господу скажет не «господь мой»,
а – «Отче, отчего меня оставил?
Отчего и меня оставил,
как того, чьего имени не знаю?
Ничьего я имени не знаю.
Хожу, как ходят
голодные звери,
сплю как голодные звери.
Отчего не убил меня во чреве?
забери меня отсюда скорее».
а пожалуй, и этого не скажет.

рожденный камнем от камня
никому ничего и не скажет,
а пойдет, куда в голову залезет,
пожалуй, еще зарежет,
или сам зарежется.

–  а куда они там смотрят?
    на кого они смотрят?

–  на тебя там смотрят,
    с тебя и спросят,
    а с него ничего не спросят,

голову медом помажут
и скажут, как было имя,
а тебе ничего не скажут.