polutona.ru

Юрий Соломко

Знания-наверняка

МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ

   Когда мне было 19,
   я чувствовал себя намного старше —
   где-то на 70.

   Между 19-ю и 20-ю
   кто-то включил или выключил во мне какой-то рубильник,
   и когда мне исполнилось 20 —
   я почувствовал себя соответственно.

   Когда мне будет 21, скорее всего, буду ощущать себя как в 15.
   Когда стукнет 22, думаю, буду как 10-летний мальчик.
   Когда исполнится 23, наверное, буду как 5-летний.
   Когда буду отмечать свои 24... —

   Видимо, будет решаться:
            окажусь на другой...
            или всё предстанет в новом...

   Но мне неприятно об этом говорить,
   поэтому пишу:
   Когда мне будет 24 — и ставлю прочерк.
   Когда мне будет 24 — «прочерк».

   А когда мне будет 25? —
   Какой я буду в 25?

   Мне кажется,
   если я хоть что-то понял об устройстве мира,
   хотя бы самые доступные, простые вещи;
   если я, например, могу сказать
   что-то определённое по кольцам
   внутри деревьев
    (хотя бы сколько им лет,
   и что-нибудь о тех людях,
   которые стояли или сидели возле них,
   кого-то или чего-то ожидая...);

   и если я, элементарно, умею считать
   и понимаю, какую сдачу должны дать,
   когда положите на прилавок 50 копеек,
   зная, что белый кирпичик ещё вчера стоил 20... —

   то в 25
   есть два варианта развития событий:
   — либо мои представления о мире в очередной раз кардинально изменятся,
   — либо родители отдадут меня в детский садик,
в старшую группу...
               (если там, конечно, будут детские садики)
   или, на худой конец, оставят дома
   под присмотром бабушки.

   Но это случится, только
   если за прожитые мной 20 лет
   я хоть что-то понял о самых доступных и простых вещах.
   А если всё же ничего не понял...
   и просто пудрил мозги,
   морочил голову,
   тратил ваше драгоценное время... —

   то мои предположения глубоко ошибочны

    (как мироощущение молодого старика

   с .... по .... не глядевшего в воду).

   1986 г.


ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ

1

*
   На заседании кафедры из вызванных из нашей группы пяти человек
   появились четверо. Пятый кандидат на отчисление — просто не знал.

   Предупредить могли. Но зачем? Так — один крайний считай есть.
   А наши надежды на продолжение счастливого детства, вернее,

   счастливой юности, то есть «благополучно добыть в ВУЗе на дневном» —
   автоматически повышаются. Своя, ведь знаете, рубашка (уже оправдываюсь)

   к телу ближе. Да и кто мне этот Сережа? Я его — одногруппником
не ощущал.
   Появлялся пару раз за семестр. Один из них в деканате. Там — и сдавал сессию.

*
   У нас четверых с пропусками — немногим лучше. Коля ходил
   на лабы, семинары и лекции «несговорчивых» преподавателей.

   Андрей, скорее, по настроению (и посещал, и прогуливал).
   Макс не пропускал воспитательный час и спецдисциплины.

   Я, как Коля, ходил на те пары, которые в итоге все равно отрабатывать,
   как Макс, старался не злить куратора, не пропуская воспитательный час,
   и, как Андрей, прогуливал по настроению, тем самым, себя же и опровергая.


2

*
   В первые посещения кафедра ассоциировалась у меня с бистро
   или летней кафешкой. Находилась она в тупиковой части коридора.

   В коридоре, по левую руку, стояли парты и стулья. По правую, тянулся
   узкий стол. На нем традиционно сидели первокурсники. Потому что —

   первокурсники. Стол соорудил — лично доцент Копытин.
   И им еще придется с этим считаться. Хотя бы — с доцентом.

*
   Ожидаем, когда нас вызовут. И сидим на узком столе.
   Переживаем, одним словом. Советуемся, что говорить.

   В результате, когда заходит наша четверка, на вопрос завкафедры
    (нашего куратора, между прочим): каковы причины прогулов?

   Коля: «Я работал». Андрей: «Я работал». Максим: «Я работал». «Я тоже
   работал», — говорю я и едва не делаю шаг вперед со словами: «Расчет окончен».


3

*
   Заседание проходило в лаборатории. Вдоль стен с учебными плакатами —
   парты с оборудованием. Возле парт — стулья с преподавателями на них.

   В центре помещения — один за другим — пять столов. За каждым —
   по преподавателю. За пятым — доцент Копытин. На этот раз его

   не слышно и даже особо не видно. Сидит за столом и мирно
   читает газету. Некоторые преподаватели копошатся в бумагах.

   Некоторые проверяют работы студентов. Кто-то проставляет оценки
   в журнале. А кто-то… Таких большинство: сидят, уперев взгляд в пол.

*
   Поднял глаза и посмотрел на нас, когда мы так лихо
   оправдывались, только один преподаватель. Хороший

   малый! Принял все всерьез (или сделал вид) и сказал пару слов
   в нашу защиту. (Заметив, что преподаватели на нас не смотрят,

   почувствовал себя подглядывающим в замочную скважину:
   на мгновение — показалось, что им стыдно в этом участвовать.)


4

*
   Копытин отводит взгляд от газеты: видит не нас, а своего
   школьного друга, двенадцатилетнего Гришу, стоящего

   перед одноклассниками. Гриша — плачет. Состоялся
   субботник — Гриша отсутствовал. (А внутри Копытина

   раздается: «Ты подвел свое звено, бросил тень на свой отряд —
   разве пионеры, так поступают?») Только и остается, что прятать

   взгляд. Или разрешать себе думать, что происходящее тебя
   не касается. И сейчас. И тогда: на пионерском собрании.



*
   Нас, в свою очередь, немного журят, и запускают
   в лабораторию следующих, выпуская в коридор нас,
   несколько измученных, но в целом — счастливых.


КАК Я СТАЛ АТЕИСТОМ

*
   Там я лет до шести верил в Деда Мороза.

   Там папа катал меня на ноге.

   Там я летом скользил по траве на лыжах.

    (Ну, может, и не скользил.
   Но это ведь было Там —
   так что пусть будет «скользил».)

   Там на елке на ниточках висели конфеты.

   Там я с братом под предводительством мамы
   вырезал снежинки из папиросной бумаги.

   Там бережно разглаживал удачные
    (чаще мамины) на оконных стеклах
   в «большой» комнате.

   Предварительно проклеивая каждую из них
   кусочком хозяйственного мыла,
   смоченным в воде.

*
   Там из одних только кубиков
   создавались миры.

   Там единственная смерть для солдатика —
   смерть в бою.

   Там для меня — неприемлем футбол
   по телевизору.

   Там подпрыгнув, я мог зависать в воздухе…

    (Иногда, и самому не слишком-то верится —
   но сомневаюсь недолго: «Это же было Там!
   А значит, было.»)

*
   Так что: кому-кому, а мне — грех жаловаться,
   если я могу сказать о себе почти не лукавя

    (только прошу: не упрекайте, не смейтесь,
   не говорите, что лгу): «У меня были крылья!» —
   ведь я про Там говорю.

   А ведь Там, честно-пречестно,
   лгал я значительно реже. Да и часто без цели —
   скорее, от чрезмерности.

*
    (Там — необозримая перспектива.

   Там — время неспешно.

   Там мои представления об устройстве мира —
знания-наверняка.)

*
   К примеру, Там я твердо уверен, что у Деда Мороза
   есть диковинный телевизор, который принимает
   всего один канал (тот, без которого не обойтись) —

   канал «Новогодний»: «Персональный телеканал
   специального назначения, созданный с целью
   контроля / поощрения». Вещание прерывается

   только на профилактику. В рабочем режиме
   показывает круглосуточно и без снега: (в том числе)
   как я и брат — плохо себя ведем и спим зубами к стенке.

*
   Там к концу осени я уже вовсю боялся, что именно на этот раз
   великодушие Дедушки Мороза иссякнет и что он возьмет

   да и отдаст мой подарок в нагрузку к другим подаркам
   какому-нибудь образцово-показательному ребенку.

*
   Там степень моего раскаянья в «недопустимом» поведении
   напрямую зависела от количества дней, остающихся до праздника.

   Так в первые дни зимы извинение, регулярно произносимое
    (начиная с ноября), шепотом, под одеялом к адресату Дед Мороз,
   еще имело под собой исключительно прагматическую основу

    (искренне надеялся, что при скрупулезном отношении
   к выполнению ритуала-извинения Красный Нос смягчится
   и долгожданный подарок — все-таки окажется в моих руках).

   Но что взять? — Ребенок. С каждым днем мучился все сильнее.
   И в предпраздничные дни выносил себе окончательный приговор:
    «Хуже подлеца!.. Ничтожество!.. Мальчиш-Плохиш!»

   О «своем» подарке — забывал и думать. А мои вчерашние кривляния
   приобретали вид просьбы: «Дедушка Мороз, пожалуйста, прости.

   Пожалуйста, никого не наказывай. Отдай, пожалуйста, подарки тех,
   кто в этом году не заслужили подарки, — тем, кто их не заслужили».

*
   Давно замечено, «суть произошедшего представляется ясно, увы —
   когда без особой надобности»: Страх не оправдать чьи-то чаянья
   и быть обманутым в своих, как и большинство других моих

   тогдашних опасений, не имел под собой значительных оснований.
   Ведь Там, как оказалось, Дед Мороз был чем-то вроде моего
   детского Бога-Отца, чем-то вроде книжного В. А. Сухомлинского.

   Ибо Там Красный Нос прощал мне все сумасбродства и шалости,
   а Его наказания за мои проделки были до нелепого гуманистичны.

   Ибо Там проводниками воли Красного Носа
   (архангелами по совместительству) были
   мои самые-самые: умные, сильные, красивые:

   в миру — раб божий Александр,
   в миру — раба божья Вера,
   а для меня — просто — Мама и Папа.


*
   Однажды Там, когда Дедушка Мороз, как всегда заполночь,
   спустился к нам в дом по дымоходу, в «большой» комнате
   у ствола сухонькой ели — уже стоял аккуратный мешочек.