polutona.ru

Юлия Закаблуковская

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ОДУВАН[ь]ЧИК

***

...11, 12, 13.
это вам не раз, два, три, 
но на венок не хватит.  
 
хорошо, что я не пошла лесом. 
и полем я тоже не пошла.
мама всегда говорила про спасение,
а папа молчал про свободу.
у нас был старый мотоцикл «Урал» —
как в фильмах про войну,
только без люльки. 
мы ездили на нем с дачи домой —
папа впереди за кривым рулем,
а мама позади на волнистом «стуле» —
я крепко обнимала папу, 
мама прижимала меня к себе.
наверное, это и было счастье,
хотя полукруглая разделительная ручка 
больно впивалась.
было темно. 
но я смотрела и смотрела на этот свет —
желтый, конусом, 
по наезженной уплывающей земле
между раем и раем.
 
меня два дня как нет.
я — четырнадцатый одуван[ь]чик.
но на венок все равно не хватает.
 

***

так и делаются стихи —
из гробов, грибов и снежинки.
 
везде — стихи, 
везде — гробы.
 
и дырки от глаз, там, 
где все это было —
 
это мои немые ночи
перемалываются.
 
а оса в небесах
повисла снежинкой над полем.
 
этой весной я не пойду, 
я не пойду за сморчками. 
мама.
 
 
***

«не умирай, не умирай, лети, играй»
какие вы милые люди
как смешно тянете наверх 
свои руки усталые 
каждому по мандаринке каждому
по марту положи в портфель
да по апрелю
и чтобы яблоня-конь под окном
чтоб за оврагом поле
а в поле небо
а в небе я
а если уж так не случилось 
с первого розового раза — 
вернись 
сядь на место
и мы снова споем тебе хором
«не умирай, не умирай, лети, давай»
...
стукнула стамеска
взвизгнула машинка
защемило сердце
больше ничего
на мосту солдатик
на траве солдатик
катится суббота
я хочу салат
 

***

когда я так смеюсь —
я исчезаю вся, совсем.
ничем я долетаю 
до ванкуверских детей 
десятой, стодвадцатой,                    
предпоследней —
я становлюсь той девочкой, 
ласкающей свинью 
у светофора в полдень
в четверг, зимой.
или самой заласканной свиньей, 
ее непереваренным зерном,
нулем.
когда я так смеюсь —
я заглушаю вой.
 
я так смеюсь?
я засмеюсь.
 
 
***

мне снились цыганские дети
и синяя лошадь.
нет-нет — не индиго, не пьяная,
а синяя, будто с мороза,
с морозной глубокой реки.
и лошадь была в ней 
не лошадью,
а белою рыбой —
огромной свободной 
смеющейся 
рыбиной-рыбой.
и грязные пяточки мальчиков
и черные локоны девочек
скользили по брюху блестящему
звенящего белого мира.
 
 
***

птица-синица
подвешенный медведь
 
накрыть тебя 
или накрыться 
землицей-небылицей
 
печень — твоя
печеные яблочки — мои
 
а дальний угол 
загажен 
словами-сливами
 
пионы-пионеры умерли
остались только эти двое
 
сладкий малыш, психопатка
овсянка на сливочном масле,
салфетка
тиковый стол и тиковый стул
 
Лида и Саша солЮт огурчики.
 
 
***

Дéбора говорит,
что не надо уже трагедий,
хватит.
в моде — гётевская радость.
хорошо, Дéбора, хорошо.
я решительно и радостно иду
по Авиационному переулку —
в метрах ста впереди меня
темный силуэт,
позади — никого.
и вот, допустим,
я сейчас внезапно умираю.
просто — бац и упала —
вот здесь, на этом белом     
притоптанном снегу
(на самом деле —
на черном льду, но это неважно).
почти полночь —
и, может быть,
никто уже больше не пройдет,
или пройдет, но все равно пройдет.
и я тут к утру возьмусь,
превращусь в скульптуру.
поднимут меня,
а я — скульптура —
забытый шедевр Родена,
Камиллы Клодель,
Микеланджело, Бранкузи,
Эрнста Неизвестного...
кого еще ты помнишь?
(об этом надо подумать —
это важно).
но как хорошо и радостно,
что сейчас не лето,
а то бы мухи, грязь
и никакой точной формы,
никакого искусства.
значит, для абсолютного счастья
важен навык красивого художественного падения.
вот! теперь у меня есть дело!
как это хорошо и радостно,                                 
                                            Дéбора.