polutona.ru

Михаил Франк

Отсюда и без обеда

[аннотация редактора]

Михаил Франк, пропавший было на какое-то время, прислал новую подборку. Это Франк, уже другой Франк. Принято считать, что поэт выражает в тексте свой "опыт", происходящий из других сфер жизни - тем и будучи ценен; - поэтому "каникулы от литературы", при всей тривиальности такого определения, волей-неволей приводят к переосмыслению своих же базовых принципов. Здесь это характерно: киты поэтики Франка перевернулись и выстрелили струйками воды. Это тот же Франк, только его мир развернут на 180 градусов и переломлен в нескольких местах. Если раньше среди основных векторов помянали Львовского и Андрукович, а заодно - вводили термин "метафизический конструктивизм", то теперь это, пожалуй, Медведев. Медведев, обчитавшийся Достоевского и сумевший превратить отсутствие художественного приема не в стандартно декларируемый прием, а в абсолютно незаметный визуальный эффект (иными словами - внутренняя организация текста, имеющая первостепенное значение в верлибрах, которые есть и в этом цикле, становится визуально не различимой при нарезке на рифмованные строки). Все та же тема "лишнего человека" словно сама становится лишней, а ее обсуждение - неуместным; - двойной, тройной эффект отрицания, так неприятно-приятный человеческой психике. И - даже диалектически - уже нет нужды ставить себя на место лирического героя; напротив, лирический герой сам стремится поставить себя на место читателя и привычно-удивленно отмахивается: почему у меня не получается?... Такой карикатурно-трагический мир - быть проекцией самого себя. Быть может, именно это и есть то интересное, что окажется нужным нестандартному читателю ХХI века. Есть основания полагать.

Владислав Поляковский


"ОТСЮДА И БЕЗ ОБЕДА"


от рассвета до заката - у меня из носу кровь.
просто делаю работу - получаю геморрой.
ну чего ты будешь делать?
как конец с концом свести?
чтоб быть новым на рассвете,
надо вечер весь кутить!

от работы у меня - в глазах уже рябит.
а вокруг-то нет - никого - не ебет.
я сижу тут один - как гамлет, блядь,
размышляя об одном лишь - быть или не быть.
у меня в последнее время встает
только этот вопрос
только этот вопрос

от работы у меня - глаза лезут на лоб.
монитор передо мною - как всевидящий циклоп,
говорит мне: - "медитируй на меня, урод!
че ты вылупился/лыбишься, цыпленок, идиот?
не смотри ты в одну точку -
никто не придет
никто не придет

даже если придет - точно так же уйдет
окончательно бес(запрещен)поворот-
но какая ирония здесь сидит!"

-объявляю тебе голодовку, бойкот,
начинаю обратный отчет.
до добра это не доведет.

---
пятый день на работе - ни пить, ни есть;
промолчу я про свой жировой запас,
про домашний свой стол - полным полный яств,
про вечерний свой звон - где-то здесь не трезв,
про соленый свой утренник - (как) огурец,-
может быть', этот вечный секрет
унесу я с собою, как крест.

---
-по прошествии пяти дней
будут мне выходные / даны.

а чего я там натворил,
об этом не будем мы говорить,

потому что с этим покончено -
забыть хочется.

в грязное дело ввязались мы -
даже двух дней не хватит - мозги промыть...

---
говорят: чем на нас,
зубы стиснув, волком
глядеть - с тоской - в лес,-
лучше - был бы ягненком,-

тогда б мы с тебя
лишь купоны стригли,
(не лежал бы - убит -
в трудовой могиле),

мы б тебя кормили,
съели б только, как ушел.
а теперь тебя - на мыло,
кости - стерли в порошок.

***

"СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ"

" ты остановился
почему
не отвечаешь
ну ладно "
- Б.Виногродский.


я в мир пришел, но здесь меня... не ждали?
спросили: у тебя какие планы?
чего ты тут такое замышляешь?
чего сидишь/молчишь себе? ну ладно.
нам в общем-то не то чтоб было жалко
тебя - как будто нам и не хватало!
короче, будешь третьим лишним пятым,
хотя давно уже всё поделили,
и колесо не нужно - мы не едем,
мы стали тише, мы остепенились,
и постепенно мы со счета сбились.

***
бесконечный поезд
на моем пути
не превысит скорость,
встал - не обойти,
только и осталось
стрелки перевести...

с кем бы мне сверить часы?
кем мне приходится машинист?
какое мое счастливое число?
сим-сим-салабим,
мгновенье, остановись!
я хочу сесть, нет, сойти, нет, пролезть
сквозь колеса, а также другие части
света увидеть концы...

на вокзал я чуть позже пришел,
но мой поезд ушел.

***
ну, пришел ты,
а дальше чё?
ну, получишь пи.../
онерский значок.
и сиди тут...
нам-то что?
ешь, что дают,
пей свой чай,
пока горячо,
куй железо,
потом будет чем
(ложечкой)
кипяток
себе помешать

самый неблаго.../
дарный металл
охладит
твой пыл
устаканится
без осадка
сценарий
потеряет развязку
смирительная рубашка

незачем тут кричать!
горячо, горячо!
остынь!
видишь ли
студень...
-поди ты вон!
дуй отсюда
пока живой!
не волнует кого
ты хотел удивить

это мы только
делаем вид
будто вовсе
не больно нам не обидно
ни за какие деньги
не купишь теперь
ни за что
ни про что
сам отдашь
свои лучшие
заберут свое
года

за обещанное
держись
раз надежду/
слово давал

***
спрашивают, как всё
прошло?
отвечаю: что всё?
не может пройти
ощущенье того, что ты
стал по рельсам катить
параллельно / гладко
как будто надо так
без задоринки
в одностороннем порядке
не переводишь стрелки
на летнее время
на длинной горке
остался без снега
без смазки/энтузиазма
(а это заразно?)
вот значит как
проехали

***
хочется кого-нибудь
убить,
а тут,
как назло,
только мирные жители -
охуительно
скучно,
точно
в каком-нибудь детективе
"она написала убийство"
не как-нибудь
"по-английски"
пропало два человека,
улик никаких -
и только
орудия (пыток) труда
и предметы
домашнего обихода.