polutona.ru

Андраник Антонян

ПЕРВОЕ ПИСЬМО МОСКВИЧАМ

ПЕРВОЕ ПИСЬМО МОСКВИЧАМ 
 
1 
 
1 В связи с тем, что большую часть составляют
2 тексты из цикла «Автоматического письма мотылька»,
3 то следует дать несколько штрихов к данной цепочке.
4 В основу этого цикла легло несколько пластов.
5 Пласт номер один:
6 пение о ласточках, как и ласточкин голосок создают зияющий разрыв,
7 в котором возникают пространства нежности,
8 преодолевающие дискурс тотальности, нагромождения или очищения.
9 Это попытка создания другого пространства, топика другомирия.
10 (Игры со словами, попытки смещений также служат топике другомирия,
11 высвечиванию Других – например, «других голосов»).
12 Пласт номер два: мышление на далекие дистанции.
13 Учитывая сложившиеся контексты,
14 в чрезвычайных условиях человеческое понимание становится более скромным,
15 смиренным, замыкается на паре минут. Дело не в «клиповом мышлении» постмодерна,
16 а в разодранности тела времени, тела мышления теперь.
17 Связь в разрывах как процессуальность мышления на далекие дистанции.
18 Мы во многом благодаря социокультурному контексту растратили способность
19 смотреть в глаза будущему.
20 Писать о будущем там, где прошлое стало религией –
21 было вторым пластом этого цикла. Как можно заметить –
22 высвечивается активный, действующий субъект,
23 хотя с первого взгляда может показаться его пассивная созерцательность.
24 Восприятие активно.
25 (Стоит заметить, что созерцание тоже практика смотрения, взгляда.
26 Взгляд как практика.
 
2 
 
1 У взгляда тоже, кстати, своя сюжетная линия в истории мировой поэзии).
2 Этот активный субъект, в отличие от нигилистического пассивного принятия момента,
3 или самоотчуждающегося сознания, становится третьей линией этих текстов.
4 В них мы сталкиваемся с действующим субъектом
5 («дотянуться бы до верхушех перцепций»).
6 Действующий субъект вводит нас в социальный, политический контекст.
7 Политическим контекстом становится и пение ласточек, и шуршание листвы,
8 и парк в котором идут прохожие.
9 Другая политика – политика Сообщества, со-существования 
10 (того «между нами», о котором писал Жак-Люк Нанси).
11 Сообщество, со-существование, разновекторная направленность
12 текста, воплощающая несводимость к одному, к единому всего
 
13 многообразия мировых явлений, феноменов –
14 даже в пределах одного парка, одного «земного сада»,
15 в котором человек ощущает себя человечным.
16 Многомерность мира поддерживает в человеке человеческое,
17 возвращает ему её «еще раз».
18 «Абсолютная единая плоскость», в которой преобладает
19 тотальность, единость, неустранимость, как бы нависает –
20 такая плоскость возведенная в абсолют
21 лишает отдельного человека его собственного
22 также, как и многих их другости.
 
3 
 
1 И еще один пласт: личный.
2 Весной 2022 года я часто гулял по парку около дома в Саратове
3 (там соловьи пели по ночам), и я любил
4 записывать их пение на диктофон.
5 Да и сейчас люблю.
6 И когда утром я уходил домой,
7 я смотрел на людей, на детей в колясках,
8 на бабушек у скамеек, и у меня родилась мысль о том, что
9 всё это невозможно уничтожить атомной бомбой.
10 Об этой невозможности поют соловьи
11 всего земного шара по ночам.
12 Спасибо за внимание.
13 То немногое, что хотелось бы сказать в этом «самокомментарии».
14 До встречи в другом времени.