polutona.ru

Ефим Ярошевский

ИЗ ЗАПИСОЧЕК…

    … Из записок поэта Гриши (Гирша) Резникова , сделанных в Одессе 80-х, на службе - и найденных в чемодане у Мишеля еще тогда. Еще в Союзе, в Одессе, в Эдессе, в эдеме… Во время оно. До открытия Америки...

    …Прикрывая круглой, сгорбленной спиной листок бумаги, Гирш не рисовал уже никаких чертежей, не делал никаких вычислений (а следовало бы!), не писал, казалось, ничего путного, что-то лениво и нечто необязательное рисовал… Настоящей работы не было уже с месяц. Бюро бездействовало. Потом он стал ожесточенно писать...( Как-то он сказал мне: «Я уже давно ничего не делаю на работе! В смысле работы. Я только «давлю стул»… Зато я там пишу стихи. И за ЭТО мне платят. 160 рублей в месяц. Неплохо?»
(Гриша издевался – над собой и ,кажется, надо мной тоже).
Он писал и тщательно прикрывал листок от посторонних взглядов…. Ненавидя главного инженера и своего шефа, Гирш напряженно и мстительно что-то записывал - унизительно мелким почерком. И уже не мог остановиться. Сопел и невыносимо страдал при этом. И на бумаге получалось следующее:
    «….сроки выдачи информации…»
    Этот листок каким-то странным образом попал ко мне…из старого чемодана, где валялись еще со времен советской Новороссии (Совновороссии, в сованороловской новороссийской Украине?) - брошенные поэтом Гиршем Резниковым бумаги и рукописи (ибо брать их с собой в дальний вояж было опасно!… На листке было написано буквально следующее:
    «Сроки выдачи информации… сроки выдачи…сроки выдачи.
    (Это они любят - ВЫДАВАТЬ. Надо их остановить. Хотя… надо ли?) Пока же - идут записи в столбик:
    «Наименование документации в ознаменование операции. Операционные инструкции. Изучение конструкции. Получение индукции. Наименование обструкции… Излучение абстракции, приобретение редукции, разоблачение коррупции, а также извлечение… резекции, концепции, апперцепции…» и прочее.
    «Сроки проверки…Сроки проверки… Сроки кончены. Кончены сроки. Отбой» (По-моему, бред какой-то . Но абсурд и драматизм записей нарастают!!) Выплывают опасные смыслы… Опасные связи и все безумие этого рабочего дня.
    «Убой. Забой. Разбой. Новиков - Прибой… Борис Полевой. Парис Половой. Клянись головой!… Гуманизм, коммунизм, герметизм , аневризм. Внимание! Аневризм аорты… Как у Пушкина. Я знавал его в юности. Кого? Пушкина, разумеется. Кажется, даже говорил с ним по телефону. По параноинному телефону. … Мы не без удовольствия гуляли с ним по Дюковскому саду. «Ну что, брат Пушкин? Да так, брат. Так как-то все…» И со слов Гоголя, поговорили.

   Запишем, однако: «…Синкретизм жизни, отверстой, открытой всем ветрам, идущей под всеми парусами. Секуляризация жизни и принцип неопределенности (в смысле, дополнительности – принцип Бора ), центробежное стремление личности и центростремительное – государства. Застылые глаза… Мертвые глаза государства. Невозмутимые глаза моей страны (зачеркнуто!) Твердый взгляд моего уполномоченного народа…

   А как было бы хорошо, как было бы неплохо. Коли б можно было бы…(бы, бы, бы!) работать, работать ровно, в спокойном ритме и получать от работы тихое успокоение, тайное забвение… Да, тайное забвение! Такие слова исчезли из обихода.. НИКТО теперь не знает, что такое «забвение». Тем более, тайное. Зато - знают глубокое удовлетворение. И проникновение. А преткновение? … … Кругом - излишние скрежет и боль. Боль и скрежет. Приметы времени. Приматы времени. Боль и быль. Билль и боль.. Билль о правах…Билл Клинтон. Боль о правах! Все дальше во времени, все страшней…….»
   Потом запись продолжается.

   Творчество, жречество, старчество. (Вот что нужно!) Пиршество. Пир. И пар, выпущенный страной… Выпущенный из страны. Выпущенный на волю пар пиар… Пар Пуаре, пар Пуаро. Пар, выпущенный на свободу . «Над страной весенний ветер веет…» Нет, скорее «воет»! Наши войска вошли… Куда, интересно? Вошли - и всё. Важно, что они вошли. «Сердитий в1тер завива…» И все-таки, это пир! И меню этого пира: салат, две кружки пива, яичница с беконом… Меню Ильича в Швейцарии. (- Вот блядь , при чем тут Ильич?! - При том.…)…..Но как это понять? Как это освоить? Как освоить и принять это безумие мира за окном? Как творению – понятьТворца?
Записи продолжаются. «Святой дух. Демократия. Суфизм. Суд. Сад. Садизм. …Варна. Верно. Порно. Скверно. Бог знает, что я говорю. Зато над нами - Покров Богородицы… Вам не стыдно, господа? И все же, как это все понять…Как понять творителю – творенье? Я не знаю. Когда огонь… Когда огонь уносит … Когда огонь уносит это ввысь… Кажется, стихи.
   Наконец-то!
    «…Когда огонь уносит ввысь поленья,
   И дым земли уходит к праотцам,
   Как понимать творителю - творенье,
   Как узнавать творению – Творца?»
    Недурно, однако. Ай-да Гирш!... Ай-да сукин … Стоп! (Кто-то идет!)
   И тут мы сворачиваемся… Сворачиваемся, как кровь. Делаем вид, что здесь как бы не мы . Мы – не мы. Мы немы. «Вот как, вот как, серенький козлик …» Марья Иванна, Акрадий Петрович! Позовите главного инженера… позовите Зильбермана! ( Впрочем, мы как-нибудь сами. Всего доброго, господа! Спасибо за внимание. Сроки проверки, сроки проверки… Сроки кончены. Кончены сроки… Отбой!)
……………………..





    …Из письма художника: «СССР, Украина, Одесса.
   …Итак, я пишу вам третье письмо! Я устал безумно повторять вам! Слушайте меня внимательно! В России может быть здоровым, счастливым только борец за народное дело: Сахаров, Толстой, Ленин. Или парт-аппаратчик , или стяжатель, или спекулянт. Такая страна, такой народ: почитайте внимательно Гоголя, Бердяева, Соловьева, философов русских – они в ужасе от народа своего!!..... Я устал повторять: Россия страна рабов, славянин – раб. Я жил в рабстве 47 лет, 20 лет потратил на Союз (художников), - вместо того, чтобы жить, как свободный человек. Поэтому повторяю десять раз, сто раз : язык, язык и язык! Язык – все, без языка – ничего.( Жажда – все , имидж – ничто…) (Я зарапортовался . Я схожу с ума. )…. Оставьте питье, болтовню, девочек, депрессуху … Кроме таланта, - язык, язык и еще раз ЯЗЫК – вот что необходимо (и достаточно) для победы и свободы! И обязательно английский! НЕ туркменский………..
   Обнимаю. Пишите, сволочи! Всем приветы.
   Люсьен…
    (Нью-Йорк, Сохо, лето, кухня, Гудзон…)
______________
    (90-е годы...)