polutona.ru

Сергей Круглов

Домашние животные



              ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

На  зеленом  холме  уснул  я
И  проснулся,  плача  во сне:
Мне  привиделись  двое  добрых,
Двое  светлых  приснились  мне.

Мне  снилась  моя  далёкая  младость,
И  с  двоими  я  шёл  домой,
А  один  любил  утраченный  кров,
Хозяина  крова  –  другой.

Я   златые,  сполна,  им  нарёк  имена,
От  словесных   вин  опьянев,
И  пускай  тень  пса   –   это  волк,
Зато  свет  кота   –   это  лев!

На  зелёном  холме  уснул  я,
А  проснулся  –  на  голой  земле:
Нет  ни  пса,  ни  кота,  только  я,  сирота!
Да  дорога  в  осенней  мгле.


Да  и  может  ли  мудрая  тварь  живая
В  эту  даль  увязаться  за  мной?
Никого  со  мной  рядом,  и  ноябрь  мреет  хладом,
И  бреду  я, и  стыну,  не  домой   –   на чужбину.

К Л Ю Ч

Собрат и сослужитель, коего два года не видел,
Младший по хиротонии, вчера нагрянул
В гости из глухого своего районного прихода
И задал задачу: что делать, отче? –
Случай из похоронной
Практики, и нет прецедента
Ни в одной из редакций Типикона! –
Вот, покойника мы отпели,
Похороны прошли по высшему разряду,
Полированный гроб, шелк и все такое,
Вместо старомодных гвоздей – замок латунный,
И глухой засыпали землею,-
А ключ от замка  остался.
Родные покойного в панике, спать не могут:
Что делать с ключом?

Глубокомысленно хмыкнул в ответ: что же,
Никто и ничто на свете
Не исчезает бесследно!
Что бы мы ни похоронили –
Ключ всегда остается
По эту сторону. Однако,
Моралите сыт не будешь; прошу к столу, брате!..

И судили мы с ним, и  рядили,
Засиделись допоздна, думали так и этак
(Матушка давно детей уложила
И сама, осовев, удалилась,
А на ее место,
Втиснувшись потертым бархатным боком, ночь уселась),
Четвертый литр портвейна у нас на исходе,
И говорили, перебивая, вслух и молча,
Иногда западая неверными стопами
В боковые проходы лабиринта ночи,
И пели там со слезой песни, и  пересказали
Все приходские анекдоты,
И возвращались снова
К исходному месту встречи: ключ,
Ключ!


А под утро,
Когда подпушь совы, тронувшейся к месту спячки,
Мягко, серо укутала заоконье,
Кот мой Лукас на стол вспрыгнул.
Выгнулся, прокатил опаловую волну по передним-
Хребту-задним лапам,
Кот непростой, пожилой, облый,
Не раз обозначенный в текстах
Как кот-семиот, ре-баюн, хакер
Сырных кодов, замысловатых
Петель мышьих гиперссылок,
Коего, не будь он Лукас, достоило бы назвать «Умберто»,
Снисходительно осенил нас мерцаньем,
Тронул лапой
Ключ. И ключ сдвинулся с места.
И мы, дико
Глянув друг на друга воспаленными очами,
Не сговариваясь, перекрестились
(«Твое преподобие, елки-палки!..»)
И вздрогнули: нарратив жив.


* * * *
       Коту Лукасу

Детство; лёжа ниц на диване,
 Наскоками пясти дразнишь котенка.
Вся в паутинной рванине рука пубертата.
Смех до надсады.

Котёнок! Эти
Из орбит, каления белого, зенки зияющие!
Утлый хребет, остервенелым выгнут ершом!
Сплетенье, заплетенье на месте лапчонок,
Дрожащих струнами ярости!
Уши  в черепок вжаты, обмылок хвоста
Хлещет в бока! вот бросится.

Спокойся, тварный, престань! Солнце садится,
Вечереют тихие тени;
Прыганья, дранья свои отставь и смирися! ведь вот уже ныне
Будешь со мною в раю.


Встать бы с дивана  мне, жизнь, опомниться, -
Лень.
Длится, поемый обиходом поскору, труда ради бденного,
В составе вечеренки памяти
Лежален, глас  тойже.



На смерть кота, живущего в келье  митрополита Гурия
(из книги «С.Круглов «Натан» - Б.Херсонский «В духе и истине»)


Обет безбрачия отринувший монах
И в мартовских боях велеискусный,
Келейник верный мой в мохнатых галунах,
Митрополичий кот по кличке Суслов!


Уж по ночам тебе не согревать
 Венозных стоп моих, во сне урча и мрея,
 На креслице в приёмной не взирать
 С презрением на сельских иереев,


Уполномоченного, тряся, не встречать
 Спиной, хвостом, будёнными усами,
И брюк джерси его не украшать
Надседыми линялыми власами…


Ушёл ты тихо в смерти естество,
Забившись старчески под дальний угол койки,
И окормлять меня оставил одного
Епархиальные помойки.


Век маеты, довольства пять минут!...
Так пусть тебе, в твоём кошачьем рае,
 Эдемски реки млеком да текут,
Да блещут хеком и минтаем!


Вслед не замедлит — Боже, укрепи! —
Иподиаконом с косою увлечённый,
 Хозяин твой, ещё ходящий по цепи
У века-гицеля котом учёным.


КО ПСУ


Из дому изгнан вон, нескладный пёс кудлатый
Дождём укрыт и дремлет невпопад,
Как вековечный муж, забывший свадьбы дату,
Надсед и виноват.

Спи, мокни, пёс! смерди старением и тиной,
Невозвратимое  напоминая мне;
И где ж избыв, отрада где всей жизни кобелиной,
Как не во сне.

И  мнишь ты,  спя, что  ангел – кобель чорный
И добель белый, распрострев крыла,
Вернут твой век, и юный и проворный,
И всяк твой грех отмоют добела.

И что, как встарь, дела  не будут  плохи,
Что отворят тебе, и жолту кость дадут,
И шкура высохнет, и изумрудны блохи
Былую жизнь свою согласно поведут.




ДОМА
 
Вот интересно,
когда нас никого нет дома -
Ты на Голгофе, мы на Суде –
что они там делают, эти
невеликие наши домашние питомцы?
 
Спят, свернувшись,
вылизывают миску,
гоняют клубочек,
перепрятывают старую кость,
выкусывают  под хвостом?
 
Да ну, всё это –
лишь видимость. На самом деле
все они, как сказано, доныне
стенают
мучаются
ожидают откровения двери,
наконец-то скрипа, шума шагов
и усталого, счастливого, не верящего себе
голоса, такого родного:
«Эй, фью-фью! Кис-кис!
Где вы там?  Вот
Мы и дома!»      




ПАМЯТИ КОТА

Вот, эти
Наши ближние, которых мы возлюбили как самих себя,
Покидают нас, оставляя нам нас самих.
Возвращаются в вечное лоно.
Всё, всё своё  они забирают с собой:
Булатное отточенное   смиренье,
Бриллиантовую верность,
Золотую лень,
Пламенную настойчивость,
Червленое серебряное лукавство.

Память, шерстяная, потёртая,  серая,
Севшая от употребления, потерявшая форму и размер,
Рваная кое-где (заштопать, немного  поносить),
Но пока  ещё тёплая, - хоть это мы успели оставить себе.

Закутавшись до плеч, мы не спим,
Сидим и сидим  с тобой на крыльце,
Молчим,
Смотрим, задрав головы, им вслед,
В невероятную бездонную  ночь,
В которой  мерцают зеленоватой  надеждой
Линии их жизней на подушечках лап.


   

                                        Кот  МАО ФУ   (более известен синологам-специалистам по литературе династии Минь -  как Мао Шашнадцатый)

Из поэтического трактата «ЛУНА В МОЛОКЕ»
(перевёл  с китайского на общеупотребительный – кот Иоганн Себастьян Басё )

1

Духи почтеннейших предков! оставили наши пространства…
Взор в себя устремив, в келье сижу трепеща.
К горлу комок, -  как будто бы, бедный чиновник,
Долго трудился над слогом, но всё же экзамен не сдал…

Тихо, покинут, грущу; закрыт от меня холодильник;
Горестной квакшей  в тумане глухо урчит  унитаз.

2

Брезжит рассвет; подпушью серою цапли
Утро туманное глушит шаги на тропе…
Но в одиноком скитаньи – внезапное чудо! –
Мне утешенье: мисочку с мясом обрёл.

Видно, правление наше рожденьем цилинь киноварный
Снова почтил: довольство на тысячу лет!


***

Апокалипсисы, они такие:   то и дело
Сменяют друг друга.

То с грохотом проскакали четыре всадника Иоанна,
То саранча прогудела, застилая небо,
То рушится и созидается башня Ерма,
То кит на слона налезет, то море на гору,
То земля на небесную ось налетает,
То зомби толпами идут в ту и эту сторону,
То трясение земли, то огнь, то цунами ,
То Суд Страшный  –
Незыблемым посреди всей этой суматохи
Остается старое просиженное кресло,
А в нем, нимало не поводя вибриссой,
Спит кот, вековечно
Уткнувшись  носом в собственный хвост.

Нет, конечно, согнать его можно,
Задать возмущенный вопрос:  -Как смеешь ,
Несмысленная тварь, дрыхнуть,
Когда вокруг такое?!

Кот , если будет в настроении (еще бы:
Какое там настроение, когда пинком разбудили….) ответит:
-А в чем, собственно, дело?
Тебе  же когда еще  было сказано: в доме
Отца вашего – обителей много.
Ну и вот, я себе свое место давно  выбрал.
Это вы всё не можете свою жизнь выбрать,
 Дурацки мечетесь, как та обезьяна,
Что уронила горошину в известной басне…
Кстати, что там сейчас
Вокруг? Ах, радиоактивная метель?....сочувствую. Но все же
Раз уж разбудил, так будь добр – проложи мне сквозь эту метель  дорогу
К моей мисочке с «Китикэтом».


ДЕВЯТИНЫ

Девять дней как помер кот.
В жаре мреет  огород.

Вдруг   о полдне  – туча! Клубится,  катИт!
Ярятся  глазищи! Гром воркотит!


Кот  ушел по радуге – вернулся по граду!
Выбило викторию – ну, нет и не надо.

Помидоры льдинами пасынковало.
Ливнем кудрь морковную в грядку вжало.

Выхлестало стёкла хвостом в беседке.
Закогтило яблоню, обломало ветки.

Окоём  до прясла  взмочен, взрыт, помечен, -
Чужим дескать  котам тут делать нечего.

Боже ж Боже ж наш! Мы ж  Тебя просили,
Мы Тебя просили,  слёзно  молили:

Следи за дверью небесного балкона –
От греха подальше, он тать, он гулёна!

Боже ж наш : «О Аз!... С этими детьми!..
Кого    поставлю следить за дверьми?

Флор да Лавр - колхозники,  по кОням, по коровам,
Нет  у нас святого по делам котовым…»

Сидит, листает святцы, думает в очки.
Кот у ног свернулся, прижмурил зрачки,

Сквозь драное облако – солнышко в весь мир,
Да лазурь, промытая ливнем, мррррр.

ДЕНЬ КОТА


+++
Предутреннее.
За окном темнее, чем ночью.
Видя тьму, ежится человек, охватывает сиро
самого себя за плечи: он
приговорен к грядущему дню, его суете.
Неотвратимым затвором щелкает чайник.
Кот бесшумно возникает рядом,
расширенными глазами тоже уставляется на тьму,
как часовой - на знамя своей части.
Думает о неимоверном: кот
всегда о нем думает,
на что бы ни смотрел.

+++
Домашние животные реагируют на интонацию.
Кот - реагирует на смысл
слов ли, молчания.
Человек пьет свой чай, поглядывает на кота.
Кот, крепко смежив веки, поглядывает на человека.
Человек следит за своим базаром: мало ли.
Человек осторожен: кто его знает,
этот смысл, на который среагирует/
не среагирует кот.

+++
Человек читает утреннее правило,
взирая горЕ на полочку с иконками и свечкой.
Кот в это время
усаживается перед ним на табурете
и взирает горЕ на человека.
У каждого - свое правило и свой иконостас.

+++
В этом мире у кота есть дно:
это проплешина среди корма, основание миски.
В том мире у кота нет дна:
тоннель падения бесконечен.
Так и у человека: в мире, в котором есть дно,
всегда остается надежда.




*******

Вот думаю - за какой грех
кошкам было речено:
"И к человеку твоему влечение твое".
Какое совокупленье, битву
пространств сущего
пресекают они, вопя у дверей
в пять утра.
Габровцы советовали: кошке
надо обрубить хвост, чтобы,
проникая в дом,
быстрее входила и меньше тепла выпускала.
Думаю: наоборот.
Чем дольше кошка входит
в твой дом - тем милосерднее, вероятнее
твоя возможность, данная тебе свыше,
продумать ответ на Суде.
Воспользуйся ею.
Воспользуйся всей длиной
данной тебе Богом кошки.

***
Аххха....
Вот и тоннель, вот свет,
Вот разжал пальцы и лечу.
Но нет. Недолет.

Кот да кошка пришли тыгыдык
Под утро, в три с полтиной,
Говорят: а ну,
Куда!
Иди, говорят, на кухню,
Сравни свой экзистенс с нашим.
Всё видишь?
Свет в конце видишь?
А мы
Видим дно миски!

Так, говорю, я-то что же.
Тут жизнь, смерть, промысел Божий
И прочие авторитеты.
А они молчат, смотрят
С непередаваемым выраженьем,
Типа, твои авторитеты,
 Сам зарамсил, сам и разруливай, а мы при чем.

Думаю, выражение,
С которым под утро,
Никакой, с валидолом под языком, смотрю на них,
Вряд ли более передаваемо.      

                                         
НОЧЬЮ

Когда ты вся, душа, внутри кошмара
Или другого там какого  сна,
И смысл бессмысленный тебя разъял на нити,
И вся горишь, - то знай:
Вокруг тебя реально та же ночь.

В ней  жительствует жизнь:
Вот за окном ревущий рэп проехал
В девятке старой, бампером задел
Тюль тишины микрорайона
И с треском вдаль увлек, и там исчез,
А вслед ему, как молнии, летят
Чумного обывателя мечты
О мести и об автокатастрофе,
Вот чей-то чай вечерний, под зеленым
Уютным абажуром мирной скуки
Семейственно испитый, прожурчал
Канализационным сообщеньем
И в пасти унитаза разразился
Турецким маршем, грозным и бравурным,
А где-то пятна окон освещенных,
А полосы бегут по потолку,
А через улицу "Пятерочка" мигает  -
Жилухи и спасения маяк! -
Заблудшим, как и ты, душа, скитальцам,
А в кухне там утробный кот блюёт.

Одна из  таин  вечной памяти, душа -
Быть памятью в беспамятстве  твоем
Про эту ночь,
Про всё, что промыслительно и  дивно
Есть  не ты.
Про всё, что - есть.
Восстань, душа! Се, вон гряди, на кухню,
В кошачьей миске воду поменяй.



КНИГА ТОВИТА

Пожалеешь мёртвых – в очи воробьи нагадят.
Теофанит Небо , а праведник слеп.
Но ангел и юноша – в поход за рыбьей желчью,
И собака юноши побежала с ними.

Чёрное солнце всходит, Ниневия гибнет.
Пределы сгнили, мёртвые,  алчба их.
Происходит бегство ваше в субботу!
Но собака юноши побежала с вами.

 Ночевал , нечист, под стеной,  вне.
Встал - делать не могу, просить стыжусь.
Вслед за живыми, наг, непогребен,   -
О собака юноши, побеги со мною!


БАНДЕРЛОГИ 

Город – старый
Питон – умер.
Нижнюю выхрипел
В поле челюсть
Тяжким квадратом:
Рядами тесными
Тупого бетона,
В трещинах, порах, -
Корбюзье зубы.
Провода ржавы.
Погас огнь окон.

Закат; стерво
Потрескивает, остывает.
Не жив ныне!
Лесополосы сиротеют.
Тихие ветви.
Вздохи как тени
Очнулись, двинулись.

Это бандерлоги:
Тихо подходят.
Тихо переговариваются.
Печально касаются –
Нет в них мести.

Погребальны, наги,
Кили утлы.
Пух, стронций.
Тонкие фаланги,
Очей чаши
Всклень полны.
Стоят, небовидны.
В ржавые банки
Запобрякивали мерно,
Верхние, тонкие
Губы всунув
В тар пластик,
Дуют, выдувают
Мерные ноты,
Гладят, прощают,
Слезят, баюкают.


Легкомыслие – да:
Не месть, не тяжесть.
Создал так их
Тот, Кто любит
И Сам великую
Легкость, непрочность.





ЕДИНОРОГ

1.

Жизнь навалилась? – давай-давай, рогом упирайся! Ах, не можешь? рог обломался?  так у  тебя второй есть. Откуда? – да брось! Смирись да признайся  хоть сейчас-то, что какой уж ты там величавый  весьвбелом волшебный таинственный  геральдический   единорог – ты просто самая обыкновенная сидорова коза, бесстыжие глаза,  за шиш с маслом куплена, все бока луплены. Стыдно? -  ничего!   Со стыдобушкой-то оно – спасительнее будет.


2.


направо – агнцы
налево – козлищи
а  гордого единорога – вроде как некуда

так и стоит посреди
в нелицеприятном свете прожекторов Суда
от напряжения поджилки дрожат
но марку пока держит
губу закусил не плачет
на Судью чтоб слезами себя не выдать типа не смотрит
и Судья на него  не смотрит листает Книгу Жизни
молчит
и все остальные молчат

листает медленно
тщательно водя перстом
проглядывает страницы
тянет время  - жалко дурня
да только в Книге Жизни –
ну ни единой картинки
с  горделивыми  геральдическими единорогами

(других подходящих  впрочем тоже
нету картинок:
в эпоху чести и ристалищ
традиции изображать на гербах
нищих духом  животных
видимо как-то не сложилось)


и вот в тот самый миг
когда горючая
детская по сути
слеза таки не выдержала и  покатилась
оставляя некрасивый мокрый
след на холеной серебристой шерсти
Судья захлопнул книгу
улыбнулся  мудро и нежно
светло как первый дождик в апреле -
и принял решенье.


СЕКУНДНАЯ СТРЕЛКА

скорчился в позе эмбриона
весь-то с ладонь
тощая сизоватая   тушка сплошной лишай
кое-где пучки жосткой пепелесой короткой шерсти
как бы шевелятся: вши обложили их гнидами
(думаю - странно
чем там они питаются живой  крови
поди нет и двух граммов )
щелки глаз заросли гроздьями гноя
рыльце усы  в засыхающей слизи
смрадный язык
сквозь редкие гнилые  клычки сер

сипит дышит редко

этот маленький нечистый зверек –
мое сердце

валяется у самой ограды
в канаве в крапиве
мухи роем
стоят стонут
выгоревший безжалостный полдень
светило в зените (от зноя
в глазах будто ночь)

сижу возле него на корточках
притерпелся к смраду

тронуть его сейчас – боюсь: издохнет
не тронуть – никогда
не войдет со мною в Царство Небесное

что-то надо делать
а время время идет
сижу  невидяще
гляжу и гляжу на секундную стрелку
наручных часов: вот снова
дрогнула и с громом
передвинулась еще на одно деление

* * * * *

помянник «о живых» пройдя до середины
я слышу хруст страниц
въяве вижу
вас схрустываемых одного за другим
это цепная Божья смерть
выкусывая блох то и дело
выкусывает  плоть

погромыхивает чугунная цепь

мы ещё увидим её
в конуре возле райской проходной
шерсть свалялась дыханье вязко хрипло
бока ввалились
фосфорная седина вокруг преданных тусклых гноящихся глаз
вот  о смерть !  весь твой век

не бойся брате
 перешагни и входи: она
уже не укусит

мы снимем головные уборы
постоим молча проникнемся
светлой минутой
глядя
как Господь осторожно берет её  на руки
- пытается лизнуть и не может –
и медленно несёт к ветеринару

«спи дружок
отслуживший честно»

магния сульфат отплывает  в путь по венам
слабеет падает давленье крови
райские минуты блистательно шествуют

и смерть делает  рывок прыгает
в бездну жизни
вытянувшись и закостенев в прыжке



* * *


Хвалите Господа с небес,
Хвалите и с земли!
Хвали Его, сгоревший лес,
Чернеющий вдали,


Хвали и голубь, чьи крыла
Припаяны во мгле
Заботой, прочной, как смола,
К растресканной земле,


Хвали, паршивая овца,
Войдя по горло в грязь,
И ты, свинья, хвали Творца,
Под лезвием склонясь,


И ты хвали,  бетонный хор
Фабричных серых крыс,
И коршун, словно метеор
Вдруг падающий вниз,
 

И, с мордой вдавленно-тупой,
Мохнатый персиан,
И бесполезный мопс, и злой
Убийца доберман,


Комар, зудящий в зное дня,
Асфальтовых полей броня,
И ржавая вода –
Но не хвалите лишь меня,
Нигде и никогда.


Осанна ваша слез полна,
 А мне – допить ее,
За то, что дал вам имена,
Но позабыл свое.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБАК

1

Четвертый час ночи  (или утра?... )  –
Время вне часовых поясов.
В этом часу просыпаются,
Лежат, встают, ползут, хрипят,
Зовут пустоту на помощь, молчат, стиснув челюсти,
Умирают,  встречают инсульт, боль в поджелудочной, в грудине,
Держа  жалкую спросонья фанеру, принимают в себя
Мощные, точечные, профессиональные
Удары совести  («демон предутренний»,
Как называл это  Лествичник).


В голове, как правило, вертится какой-нибудь
Обрывчик мотивчика, сегодня это :
«Мне снятся собаки, мне снятся звери,
Мне снится, что твари, с глазами как лампы  »

- Или как мельничные колеса.

- Да.
Андерсен -  адск.

- И кто его придумал?  Кто повесил
Крючками огня на полотно сна
Всех этих собак? Я?

- Да нет…я, конечно.
Я отвечу, отвечу.
Как и за все эти слёзы на цветах зла,
Как и за Лермонтова Михаила,
И за Пушкина под Перекопом.

2

Собаки что! Все собаки – человек.
Взгляни в эти, как там написано в книжке Глуховского,
«Овчарочьи глаза ментов»,
В выпуклые сопливые очи чихуахуа,
В слепые зрачки нервной старой таксы, из которой
Поэт сделал миру кумир,
В акульи глазки бультерьера  - се, все сии суть
Глаза человеческие.
Глаза нововыведенной , ангелам не знакомой издревле, породы.

А дворняжье бесстыдство, беспринципность и  жертвенность?
А блохи прилогов и помыслов, гнездящиеся
В шарпеистых расщелинах кожаных риз сердца –
Чьи, человече?!
Ты уж и рассмеялся поневоле !..конечно,
Я прав.
Ну вот и неси ответственность.

Итак, за дело.
Я – Твой Спаситель.  На этот счёт
Даже не сомневайся. Ну, а уж  ты –
Будь добр, спаси всех этих собак.