polutona.ru

Артем Верле

Из сборника «Переговоры диспетчеров»

***


воздух лёгок

поезда гудок доносится
с другого конца света

мокрым небом пахнет

лишь (говорят) святые

после смерти
деревья свежеспиленные

страха нет



***


как когда-то бумага
проливается на чернила

и земля закругляется
под молодыми деревьями

переговариваются ветви
посредством птиц

крыши неподвижно
обрушиваются на дома
а дымы несут свои трубы

(и если свобода дороже для нас
нас самих то
мы значит свободы дороже)



***


птицы без всякой вести

потеплело — и вода не ведает
ей вверх или вниз

и (невероятно) но сон
где бабушка (есть ли?)
или бабочка

выходит из кухонной раковины
чтобы её похоронили

и папиросы деда на столе —

и ужас от радости —



***


1

отсутствие не утверждает
отсутствия

и если ты помнишь
именно это произошло с той розой

(но ты не помнишь
поскольку ты - всего лишь фигура речи)

а роза пахнет
твоим увяданием
как своим

и больше ей нечем




2

перевёрнутое изображение
поля и дерева

вызывает приступ рвоты

вниз цветут жёлтые цветы

корни не корни
а растущие в своде трещинки

из которых всё льётся
мгновенно прелестная

струйка пустоты



ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ночью свет из дачного дома —
теряющаяся в чёрной зелени неяркая геометрия

(до сих пор чуждая миру
либо слишком скупому, либо слишком щедрому на свет

и не умеющему быть настолько расчётливым
настолько умеренным, настолько мгновенно исчезающим

и вдруг озаряющим вновь)

и встревоженные им растерянные насекомые
поколение за поколением, ночь от ночи об эту пору

накапливают инстинктивную убеждённость
в конце истории



ОСЕНЬ НАСИЛЬНИКА

1

одни глаза падали в слёзы
другие – в морщинистую рябь

поднимая их мы засыпали
а просыпались от холода

в полых глазницах

2

можно сказать: счастье

но это не будет точно
этого не будет

3

одна подушка пуста
другая — полна снами
о грязных делах красных

и как раз когда хочется
к ним присоединиться

убивают белые выстрелы

4

десяток яиц
светится

внутри птицы
птицы без имени
птицы без племени

стёршейся птицы

5

сваливались с моста
но недолетая до воды
возвращались назад

почти невредимые
почти невидимые

6

с каждым завтраком
крошки становились всё суше

крошки мои
теперь я вас ем

прощающимися губами

7

к деревням сходили лавины
в ярмарочные дни

сидели с трудными детьми
и невесомыми стариками

засиживались до конца света

8

пересчитывая пальцы
недосчитывался десяти

пересчитывая руки
недосчитывался двух

пересчитывая себя
недосчитался одного



***


собеседника тихая поступь
ничтожна

мы подступаем к деревьям
и говорим:

мы горожане, господа
но стоит ли напоминать
что в лучшие времена

времена говорящих названий

а они:
не сейчас, не сейчас

они заняты прозябанием
и мы верно почувствовали
что что-то не так

мы обмельчали
как ручей

а были мальчиками



***


когда холодно
вдруг зреет виноград
у сухой дороги

сворованные у земли
живые камни

и длится длится длится

разбитые бутоны
со всех сторон

у которых глаза вырезаны
и выданы нам

как прекрасно



***


выглядываю из тростниковой хижины
осторожно
чтобы не потревожить дождь

дождь это что-то с листьями
прихоть душ предков

слух выходит наружу
приятно прогуляться

приятно прогуляться!
почти до горы и обратно

о привет вам, крестьяне
бегущие под навес
придерживая свои айфоны



***


мой друг григорий
где ты мой друг григорий

ты на вершине строительного крана
ты на вершине
строительного крана в архангельске
григорий друг

нет ты не работаешь крановщиком
и ты не птица
и думать так было бы ошибкой
если я правильно тебя понял

ты хотел посмотреть где твой дом
а дом твой был очень далеко
дом твой был очень далеко
дом твой был домом дальнего небесного плавания

а кран не был достаточно высок
хотя и казалось что он достаточно высок
но оказалось он низок
низок как всё что есть

и даже ниже

он оказался ямой
где теперь ты играешь в землянку
у тебя там есть всё что надо
почти всё что надо

что может понадобиться
в один прекрасный момент

вот
положи ещё на земляную полочку
рядом с осколком зеркальца
и это стихотворение



***

а ведь собирали листья в саду
и сжигали до плотного дыма

в котором мы
словно полости
в музыкальных инструментах

а в парящем лесу
звук в уходящих стволах