Пётр Ликин
Воспоминание
1
Многие значительные внутренние и внешние мотивы побуждают меня говорить о Георгии Недгаре. Собственно, эта статья не первая моя попытка разговора о нём. В декабре 2014 года я делал доклад об этом поэте на семинаре “точка.доступа”. Последовавшее тогда обсуждение серьёзно на меня повлияло. Особенно ценными были замечания Юрия Орлицкого, присутствовавшего на семинаре.
Я много думаю о Недгаре и часто обращаюсь к его стихам. Субъективно для меня Недгар - самый важный автор неподцензурной поэзии. Я чувствую огромное духовное родство с Недгаром; есть знаки, связующие нас. Есть идеи и положения о Недгаре, которые я считаю необходимым высказать.
2
Коротко очерчу жизненный и поэтический путь Недгара. Георгий Недгар (наст. имя Юрий Виленский) родился в 25 мая 1944 в Москве. Писать стихи начал в 15 лет, тетради с юношескими стихами были позднее уничтожены автором. Недгар рано получил признание со стороны мэтров модернизма: его стихи были высоко оценены Ахматовой и прочитаны Георгием Ивановым на эмигрантском вечере поэзии. К началу шестидесятых относятся первые литературные знакомства (С. Красовицкий, В. Хромов) и публикации в самиздате и за границей.
Поэтическое развитие Недгара проходило в изоляции, он был ярко выраженным поэтом-одиночкой. Важную роль в творческой судьбе Недгара сыграл известный деятель подпольной культуры Слава Лён. Лён высоко его ценил, включал в свои антологии, в 90-е организовывал посмертное издание книг.
После двенадцатилетнего молчания (72-84) поэт создаёт своё вершинное произведение - тетралогию “Марцефаль”, где нашли своё выражение эзотерические поиски и наркотический опыт Недгара. 4 мая 1989 года Недгар погиб после попытки суицида.
3
Теперь о стихах, точнее о том, чем эти стихи дороги и важны для меня. Во-первых, это эстетизм, то есть присутствовавшая и реализованная установка на утончённость. Недгар великолепно выдерживает стиль:
“Чужую розу не сорву
И птиц кармических не трону,
Не выпаду в чужую зону
И не забудусь в мрачном рву.
И пусть свистящая Лилит
Мне руку плоскую протянет –
Я вижу: ночь блестит и вянет,
И сердце тонкое лежит
На дне конического ада…
И вот уж – утро и прохлада,
И солнце новое бежит
Присесть на край ночного сада”
Ни одного провала, и подобных безупречных вещей у Недгара много.
Во-вторых, иррациональность поэзии Недгара - смещение конвенциональной логики речи. В сочетании с классичностью формы этот фактор даёт поразительные эффекты:
“Твой гроб стоит на старте у крючка,
В приливе и отливе воскресенья.
Ни радуги, ни свертка, ни сверчка –
Ни даже человеческого пенья”.
Картина мира деформирована творческим воображением.
Недгар - поэт модернистский и одновременно в хорошем смысле классичный . Излюбленная форма Недгара - четырёхстопный ямб; большое значение имеет любимый им Пушкин.
Недгар являет собой редкий в неподцензурной поэзии пример последовательного развития поэтики символизма. И символистское модернистское понятие жизнетворчества остаётся для него актуальным, это видно по стихам.
Стихи Недгара содержат различные аллюзии: и библейские, и из классической литературы (Гоголь, Достоевский, Набоков). Я не филолог и не критик, и у меня нет задачи проводить стиховедческий и культурологический анализ поэзии Недгара, но я очень хочу, чтобы эту работу выполнили другие, потому что поэт такого масштаба должен быть изучен. Пока же о Недгаре написано прискорбно мало, из известных мне работ могу выделить рецензию Заны Плавинской “Дно конического ада”
4
И в заключение хочу ещё раз сказать – отсутствие Недгара в контексте современного поэтического процесса представляется мне крайне несправедливым. Был рассказ о Недгаре в радиопрограмме Светланы Буниной “Частная коллекция”; была публикация прозы поэта в одном из номеров “Волги’, подготовленная Владимиром Орловым, но всего этого катастрофически недостаточно. Недгар должен быть введён в ряд классиков неподцензурной поэзии, качественно издан и исследован. Художественные достижения всегда должны получать адекватное признание.
2018