polutona.ru

Пётр Разумов

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ ОБ АКМЭ И АВАНГАРДЕ

Акмэ – смысл. Авангард – форма. Это предел.
Акмэ манифестирует точность, авангард пестует ошибку и небрежность.
Акмэ монументален, он на страже Истории и Правды. Авангард келеен, это детская комната, где развал игрушек, он ни с кем не солидарен.
Акмэ протяжен и скреплен ассоциацией. Авангард предельно короток, он может вмещаться в морфему, букву и их отсутствие, он разрушает Целое и перпендикулярен ассоциации. Если акмэ – строй, то авангард – разруха, смещение смысла и звука.
Акмэ – парадигма, авангард – синтагма.
Оба претендуют на Космос и Порядок, но акмэ – социальное служение и лирика, авангард – изобретение и холодный рассудок.
Акмэ переживает и страдает, находя прелесть в разнообразии. Авангард отказывается от хандры и впадает в маниакальное состояние, в котором может быть только одна главная эмоция, подчиняющая себе все оттенки чувств, и эмоция эта, как правило, – либо истошная радость, либо глубокий ужас.
Акмэ – эпитет, авангард – метафора. Это, казалось бы, противоречит вышесказанному о синтагме и парадигме, но дело вот в чём: эпитет есть точное определение, находящее объекту место в системе Целого. Метафора – разъятие мира на куски соположений, которые произвольны, сшибаемы в кучу Хаоса, нового Мира с изъяном.
Акмэ – камень, авангард – сломанная игрушка, дырявый глобус, которым играют в футбол.
Акмэ погружается вглубь и суть, он метафизичен, авангард скользит по поверхности, внутри которой – Ничто.
Акмэ всегда проигрывает, он на стороне болящих, он – христианин; авангард на стороне сильных, он либо буддист, либо диктатор.
Оба требуют своего отражения в Будущем, но акмэ видит его как продолжение большого Времени истории, пускай трагичной. Авангард взрывает связи и находит Будущее в немыслимом.
Акмэ рационален, авангард безумен. Боль акмэ – Рок и средство мысли, боль авангарда – лишний элемент в конструкции, паразит Бытия.
Акмэ эгоистичен и никогда не теряет связь с Лицом, он биографичен и мифичен. Миф смертельно опасен. Авангард альтруистичен и безличен, творит стихия Языка. Миф – порождение не детали, но произвола фантазии, миф – головная конструкция. Миф безвреден, как сказка на ночь.
Акмэ – маска. Он строит не текст, а ряд сюжетов, относящихся к носителю Слова, где слово – жест тела, тела как целокупности своих качеств, неизменно присутствующих и не утрачиваемых. Авангард строит текст как Материю, это производство означающих, лишённое очевидной мотивации в теле, где тело – биологическая матрица, а слово – его искусственный орган, Протез.
Акмэ – пророк, авангард – плохой ученик. Оба – наследники романтизма с центростремительной системой категорий. Акмэ этим гордится и требует подчинения. Авангард стесняется и хочет быть ведомым.
Акмэ – Господин с маленькой миссией, авангард – раб с большими амбициями.
Оба, к несчастью, покрыты музейной пылью.