polutona.ru

София Полякова

восемь снов разных лет (два коротких и шесть длинных)

1

снилась Москва поэтическая и музыкальная
настолько разросшаяся что возникли целые ветки метро
со станциями «классический Вавилон» и в этом же духе
(метро шло через километры музеев и инсталляций
посвящённых искусству конца 90-ых – начала 10-ых годов)
я пыталась по этой ветке проехать вниз в сторону «Китайского лётчика»
а станции всё не кончались и не кончались

где-то в условной середине пути мне повстречался Собянин
катающийся по очередному делу рук своих пригласил на чашечку американо
и рассказывал какие тут будут кофейни теперь со встроенными в столы
кофенепроницаемыми планшетами с режимами «Срочные новости»
«Свежие мемы утра» «Подготовка к зачётам» (специальные цены
доступ к которым открывается при наличии карты студента)

при этом он вроде бы делал такие жесты руками и так подмигивал
и иногда задевал мой локоть что вроде бы клеился
а вроде бы просто предпенсионная неуклюжесть
в общем явно опытный хитрый жук дед-чертяка меня это даже не очень
задевало

после кофе-брейка с мэром я отправилась дальше вниз вниз вниз
я там с кем-то встречалась уже не помню с кем зачем и о чём
ещё примерно четверть пути – и в рамках пересадки я запуталась
в коридорах музеев посвящённых музыке с 2003 по 2005
(большие чёрно-белые портреты самовключающиеся сэмплы из радио-
и подземельных хитов) в итоге когда я совсем потеряла
ориентацию мне посоветовали воспользоваться маленьким автобусом
в который правда вселился голодный дух Егора Летова

и вот я на нём поехала ожидая когда же Летов
начнёт проявлять себя и вот уже случился какой-то первый
симптом – нечленораздельная интонация первые хрипы голоса
не то проба баса или электрухи тут я в очередной раз
проснулась

привидения которых мы заслужили но которые даже не успевают досниться
кварталы Москвы которых мы не заслужили но которых очень бы хотелось
и градоначальники которых мы не знаю что но которых тоже не знаю что

2

под самое пробуждение снилось странствие
двоих по пустынной местности

одинокий рейнджер Иван Грозный и его верный
слуга Степан охотятся на обитающих в заброшенных шахтах
и пересохших колодцах гигантских пауков под названием
фармакопея

охота происходит так: Иван раздевает Степана
и опускает голого его на верёвке в колодец
к Степану тут же быстро семеня конечностями
приближается фармакопея и замотав его в кокон
взваливает на блестящую спину чтобы нести
в укрывище

Степан намертво приклеивается к пауку и тут
Иван Грозный начинает его тянуть

в отрыве поверхности от всех восьми лапок
фармакопея беспомощно ей остаётся только
жалобно этими лапками перебирать воздух
играть на невидимых кислородных струнах

Иван закалывает её копьём и сдаёт тушку
государству получив хороший барыш

а Степан размотанный около пяти суток
приходит в себя: паучиные нити содержат
какие-то лютые галлюциногенные вещества
(их составу позавидовали бы все подпольные
лаборатории всех химических анархистов)
пока фармакопея жрёт человека он испытывает
невозможный кайф

(в общем вы представляете какой у Степана
сперва приход и какой потом его ждёт лютый
отходняк: каждый раз когда его отпускает он плачет
о том что паук не высосал его жизнь
и приходится возвращаться
в бесконечно серую жизнь)

окончательно отойдя
потрёпанный но лихой
и как всегда беззаветно преданный своему хозяину
он встаёт и ещё неровной походкой
ковыляет за ним по пустыне

доброго охотника долг –
истребить всех самолично

3

поскольку наверное дочитывала перед сном
«Поэтики Джойса» где очень много написано про
повлиявшую на него в иезуитском колледже схоластику

снилась студенческая вечеринка на грани чувственной оргии
где безостановочный флирт со сменой партнёрш и партнёров
состоящий из разговоров на разные темы сопровождался
обоюдным нежным тактильным террором

(ладони перелетающие с локтей на колени
пальцы соскальзывающие с поясницы в ложбинку
между ягодицами губы тонущие между лопаток
и всё вот это

только с выяснениями чья концепция
постбытийственной формы существования или нет
наших психик ближе теплее и интереснее)

как часто бывает в таких снах вечеринка плавно
и одновременно резко переросла в экзамен по истории
зарубежной философии очевидно двадцатого
века и предположительно второй его половины

экзамен с полуголыми партнёрами (разно- и однополыми
парами тройками и иногда большими коллективами)
сидящими за одним столом

мне достался билет где нужно автора определить
по цитате

«на руинах желания возникли контуры
страны с тремя призрачными границами»

проснулась и где-то четверть дня как дура
думала кто такое действительно мог написать

4

снился Узбекистан в котором на самом
деле снимался культовый «Сталкер»
смесь песков и оазисной зелени

а сейчас одно из зданий Зоны
такое же полуразрушенное полузаброшенное
превратили обратно в храм но не чинят не реставрируют
и намазов там не совершают

просто водят туристов
«а вот это мечеть Тарковского»

5

снился бесконечный летящий поезд
типа пелевинской «Жёлтой стрелы»

над каждым купе гремела своя особая музыка
обычная человечья но полная тайных смыслов
которые я толковала попутчикам

вот играет странная версия песни
«Владимирский централ»

вокал и слова явно Михаила Круга
а музыка – psychedelic-funk
типа Parliament там или Sly & the Family Stone

это было очевидное свидетельство обновления
русского коллективного бессознательного
подключения к нему африканского корневого эгрегора

ещё там был про сложные межнациональные отношения
и их метафизическую подоплёку
грустный жестокий романс

последний катрен я даже запомнила
и это был первый наверное силлабо-тонический стих
который мне удалось из области сна перетащить
в дневное время и место

звучит он так:

но друг другу не в убыток
и – мирись или борись –
наш Господь послал нам СВИТЕР
а французам – В-РОТ-ЕБИСЬ

6

снился двухчастный концептуальный сон
про пиратов

в первой части пираткой возможно была я сама
потому что мне следовало отсидеть небольшой
но обязательный срок в городской тюрьме
за какое-то смешное преступление
типа скачивания с торрентов и дальнейшей раздачи
да по-моему это было отягчающее обстоятельство
просто скачивание это административка
а я

в общем надо было в тюрьму прийти сдать бумажку
с вердиктом и приговором получить помещение
и смиренно прожить выключенное из частной жизни
время вместе с такими же незадачливыми людьми

по этому поводу мы с Алисой и квасили
нам предстояло не видеться
не переписываться
не смотреть фильмы
не выносить обоюдно мозг

и вот тут встала передо мной дилемма

я хотела подругу Алису попросить меня подвезти
на своей хонде которая у неё вместо мерина
который был вместо бумера (да Алиса
очень большой молодец в своей отрасли)

но если я её напою вусмерть то утром она будет
квёлая заторможенная короче совсем не водитель

(мне придётся идти
до тюрьмы пешком под палящим июльским
солнцем в натянутом зное в выхлопном пердеже
проносящихся мимо успешных людей
и без музыки? а если возьму айпод
то в тюрьме его обязательно спиздят
или просто возьмут послушать
и сотрут моих
Laibach
Coil
Joy Division
Aphex Twin
Boards of Canada
Plaid
Autechre
Massive Attack и Tricky
а также последние три альбома Земфиры
и два единственных – группы
Егор и Опизденевшие
а вместо них через тюремный iTunes
зальют Григория Лепса или скажем
Короля и Шута
и я буду как дура слушать весь срок песни
про рюмку неположенной арестантам
водки или про манипуляцию ближними
посредством прыжков со скалы)

а если я её не напою но нажрусь сама
за неё в два горла два пищевода две печени
то буду реветь весь вечер на груди у Алисы
вспоминая всю цепь людской несправедливости
по отношению ко мне – с детского царства
психологического насилия до вот этого
глупого срока

(а мне не хочется плакать у неё на груди
мне хочется на её груди заснуть
провести последнюю ночь на воле головой в мягком
может быть даже котом ещё сверху накрыться)

из этой так и не разрешённой дилеммы
я провалилась в диккенсовский девятнадцатый век

в длинное платье с оборками
в пафосный лондонский кабинет
(стол кресла диван для особо усталых
посетителей люстра шкафы с рядами
зеленоватых и золотистых корешков)

где лысоватый пузатый клерк в сюртуке
проводил со мной собеседование
на позицию ghost-writer
для запускаемого литературного бренда
под названием Роберт Луис Стивенсон

«сейчас нам нужна книга
которая поэтизировала бы имперские
окраины
чертоплешины и пиздоглушья

империя в опасности
после индийских восстаний
и англо-бурской войны молодёжь
не стремится ехать туда
вместе с семьями

а нам нужно
чтобы туда хотелось
чтобы дети теребили
своих отцов-инженеров:
пап давай в Индию
на Барбадос
ну давай а
папуля

только пусть это будет
что-нибудь такое нейтральное
типа Карибов
Ямайки

и враги пусть будут тоже нейтральные
вы знаете сейчас так быстро
меняется всё евразийство
хартланд большая игра поэтому
никаких русских там или немцев

пусть будут пираты
они уже неактуальны
их все не любят
и они романтичные

АРРРРР АРРРРРРР»

клерк явно хотел попутно
при обсуждении гонорара
трахнуть меня на диване

я старалась на него не смотреть
молчала потупившись и основные
тезисы быстро-быстро
записывала карандашиком
в потрёпанный молескин

7

приснилось что всё-таки отсидела
за какую-то пьесу
которая оскорбила чьи-то чувства

(интересно отметить
что либо режиссёр
художник
актёры
не отсидели
либо
что я настолько законченная эгоистка
что их судьбой не поинтересовалась)

откинулась очень злая
сразу написала и опубликовала
поэму целиком состоящую
из высказываний государственных лиц
разного ранга
очень тупых злобных и отмороженных

затем поехала отдыхать
почитала первые отзывы и официальные фидбеки
от непосредственных фигурантов и источников
моего творчества
почесала репу
и попросила политического убежища в Испании
(в Барселоне
по месту отдыха)

(Райнера Марию Рыльце
нащёчившегося от недоумённой ярости
раздутого в мохнатый ком от страха
которого он натерпелся в самолёте

мне прислали родные)

и вот с тех пор я живу в двухкомнатной квартире
которую мне выделила барселонская мэрия

каждый вечер посещаю любимый бар
где картинно выгнув голову щёлкаю клавишами
ноутбука иногда так же напоказ отпивая
глоток сухого красного

другие местные завсегдатаи
студенты и марокканские тусовщики
называют меня между собой este ruso
[эта русская]

знакомой барменше я уточняю

«да сеньора я поэтесса
ну примерно ориентируюсь на Борхеса
но меня почему-то хотят расстрелять
как Федерико Гарсию Лорку»

подаю на гражданство
думаю что учить каталанский
или испанский
и никак не могу выбрать

когда ко мне приезжает съёмочная группа
канала «Дождь» я поднимаюсь с ними
на фуникулёре и читаю стихи

(написанные в духе столь любимого
мной в детстве да и сейчас
московского романтического
концептуализма)

что-то вроде

«Барселона
гора Тибидабо
высшая точка
лучший вид на этот город
если на эту гору залезть

вот там вилла чиновника Иванова
чья зарплата 2 000 000 рублей
в год
стоимость виллы 150 000 евро
стоимость мраморного фонтана 20 000 евро
стоимость конной статуи пассии
чиновника Иванова
12 000 евро

вот там вилла депутата Петрова
чья зарплата 3 000 000 рублей
в год
стоимость виллы 170 000 евро
стоимость ручного гепарда 4 000 евро
стоимость скульптурной композиции
«Героическая победа тамбовских
над кутаисскими» включая материалы
среди которых есть например
осмиевые напыления и немножко платины
33,5 тысячи евро»

и так далее и так далее

в финале я уже дома
перед камерами одной с «Дождя»
другой с какого-то местного кабельного
изображаю лицо человека оторванного
от родной атмосферы но старающегося этого
не показывать только пара мимических мышц
выдаёт мои подлинные чувства пытливому
зрителю

когда телевизионщики сваливают я
переглядываюсь с Райнером моим Марией
тот понимает меня с полувзгляда
и щурится мне в ответ

«сиеста?»
(если бы кот говорил)

«сиеста»
(я с котом говорю)

мы на моём предоставленном Барселоной
балконе
я откинулась в мягком шезлонге
Рыльце растянулся на столе свесив хвост

солнышко

оранжад

заебись

8

снился фильм то ли повесть
что-то посередине между Трифоновым
(которого на момент просмотра сна я ещё
не читала) и перестроечным кинематографом

в начале сюжета я следила за главной его
героиней а там незаметно как-то в неё втекла
и ею стала

девочка была рядом с мальчиком
на коммунальной кухне в самую праздничную
ночь полную отменённого историческим материализмом
но ещё доступного в препубертатном мире
волшебства (пока взрослые
керогазили и ужеещё полу-шёпотом
обсуждали подарки деда Мороза принесённые
на прошлый год то ли в виде ареста Берии
то ли в виде первого спутника)

поцеловались как-то совсем непонятно
наполовину в скулу скорее но наполовину
всё-таки в губы как мама и папа и тётя и её
инженер всё время в командировках

потом очень быстро как и бывает
в книгах или на монтаже выросла
стала бухгалтером-плановиком хорошим
в своей профессии специалистом а мальчик
всегда как-то на периферии её жизни
присутствовал на два года старше
стал перспективным молодым учёным
не лириком но и не физиком-оборонщиком
кем-то вроде биолога

когда был студеном периодически приезжал
из общаги с целой шоблой слушали на пластинках
джаз танцевали пили и девочка периодически посещала
эти их самопальные parties спокойно за всем этим
сбоку присматривала к девкам мальчика не ревновала
не было там к чему ревновать костлявые тощие некоторые
страшноватые на лицо и к тому же она
всю дорогу ждала когда же в мальчике обнаружится
какой-нибудь такой изъян типа алкоголизма или
фарцовки и вот тут порок налицо но не страшный
простительный скорее похож на припиздь
чересчур образованного человека
низкопоклонство перед западной музыкой

а время всё шло и вот однажды он взял
и помер на даче в под сорокет а поскольку она уже
была главным бухгалтером на заводе опытным
вместе с директором что-то там расхищали но так
что ОБХСС не придерётся что-то пилилось откладывалось
воплощалось в весомые слитки жизненных благ
в общем была у неё дача неподалёку и утром
вызвали её понятой

кто-то ментам позвонил из таксофона
в центре Москвы сказал на даче профессора
Такового лежит мёртвый хозяин приезжайте
кто я такой не скажу и свидетелем не пойду
принципиально (конец звонка)

и вот заходят на дачу менты понятые включая
меня домработница а там у профессора всюду
резиновые хуи солдатские ремни с пряжкой
по всем стенам подпольный советский эротический
и прямо порнографический любительский фото-арт
с профессором в главной роли где он – с выражением
неподдельного несоветского неземного счастья
на породистом интеллектуальном с парой залысин
лице без всяких ещё следов сенильного вырождения
но уже чуть пожёванном временем – пердолит
подмосковных подснятых мальчиков в их
сракотаны

один из них явно и позвонил в милицию когда
профессор откинул копыта а заодно
«всю шкатулку денех вынес подлец»
по словам домработницы там было примерно
тонн восемь и я девочка которой я стала
в самом начале сна машинально повторяю

«восемь тонн
москвич купить можно

было»

и понимаю
что я ведь его всю жизнь ждала
чтобы правильно уже без половины
рта на скуле
а по серьёзному
как родители
взрослые
и чтобы мне в него вжаться

из-за этого так всё в итоге
и не сложилось

нет ну даже и есть что-то
с директором обычно после
удачной схемы
под коньяк «Ахтамар» или «Столичную»
пару раз даже в рабочее время

и ещё с соседом
по лестничной клетке из-за чего был даже
у меня мордобой с соседкой в присутствии
её дитёнков и вроде бы ещё свекрови

но ведь с ними это я балуюсь
а волшебство должно было быть
с профессором
как в тот самый новый год на кухне

тут я проснулась как будто меня резко выдернули
из воды которая всё глубже и глубже засасывает
и постепенно ты отключаешься (я тонула в детстве
на Чёрном море мне есть с чем сравнить)

и где-то полдня после этого сна приходила в себя
всем подряд его пересказывала
приручая его выпаривая изгоняя

знакомые оккультисты сказали что это
я видела свою прошлую жизнь

я их естественно как боевой агностик
послала на хуй с их мантрами-шмантрами
и астральными колокольчиками

но при этом как честный аналитик не смогла
не заметить себе что раз во сне был примерно
поздний Брежнев в самом преддверии
не то начала оказывания интернациональной
помощи многострадальным афганцам
(только вступивших в период многих страданий
который затянется – афганцы этого не подозревают –
на десятки лет) не то олимпиады

то три-четыре года чтобы спиться или повеситься
а потом родиться заново Поляковой
у героини моего сна
было