polutona.ru

Мария Батова

quinta essentia

ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ВАРИАЦИЯ



Кате Державиной


улица в тридцать один дом
если живешь тут давно
привыкаешь
иногда по ней просвистываешь, 
когда бегом
иногда шагом
 - удивительно - 
говорят экскурсоводы, - 
все дома внутри и снаружи
выполнены архитектором
по одному плану,
а какие разные! 
каждый третий дом (третий, шестой, двенадцатый)
выше следующего на один этаж 
а в домах четвертом, седьмом и так далее - танцуют
а еще эта улица не прямая
а гнется подковой
все время куда-то поворачивает
оглянувшись, видишь всё, а вперед - ничего
стоишь у доме номер один -  
тридцать первого не видать
но старожилы знают
что первый и тридцать первый дома
мало того что идентичны
это вообще один и тот же дом
обратите внимание, на этом доме
скорбные кариатиды
а на этом - быстроногие кентавры
а этот - весь в плюще
а у этого - очень сложное крыльцо
а на этом - знаменитое Распятие
а вот тут, видите панно - 
кто-то провожает
возлюбленного старшего брата 
на страну далече
да, внутрь заходить тоже можно
тут давно никто не живёт
но тут живут всегда
и можно остаться 
на сколько захочешь
здесь жизнь с избытком
накормят напоят
спать уложат
о, да
многие сюда специально приезжают 
чтобы выспаться
и не забудьте посетить таверну 
в доме номер тридцать 
каждый дом 
внутри и снаружи
выглядит как родной
словно ты знал но забыл
не зря говорит испанская поговорка:
Compania de tres - compania es
("Трое и есть компания")
Тут всегда трое
Отец, Сын и Дух
архитектор, экскурсовод и турист
а главное - 
тайный советник со своей бессонницей, 
многодетный и многотрудный капельмейстер, 
юный клавесинист.



DEATH SPEAKS



смерть говорит: возьми меня женой
со мной - покой и теплый перегной

нет, говорит. ну разве что на час
ведь жизнь придёт и разлучит всех нас
 
смерть говорит: возьми меня с собой
тебе я буду ласковой сестрой

нет, говорит, уж больно ты востра.
меня качает жизнь моя сестра

смерть умоляет: милый, дорогой, 
возьми меня, и буду я чужой. 

так, говорит, изыди, сатана. 
чужая мне живому не нужна. 

отвергнутая смерть идёт-бредет
и нового рукой своей берет

и повторяет тот же уговор
как с давних-давних пор

когда же встретится мне - повторяет - тот, 
кто нежно скажет: "Komm, o süsse Tod!"



quinta essentia



в городе должна быть река
чтоб дышала издалека

в зной гуляет тихий ветерок
где Господь Илию подстерег

принимает всех в себя земля
о втором пришествии моля

а в душе у живой у меня
должен быть мускул огня

персть дыханье влага пламя весть
мирозданья ропщущая смесь



ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ


Где ты
Волшебный горшочек
Каменной каши
Для камнеедовых
С каменными лицами
Горшочек
Безумной всепроникающей
Плитки
Адское домино
Где тот мифический
Персонаж:
К чему ни прикоснется -
Превращается в плитку?
Плиткой покроются
Наши дома
Изнутри
Потолки стены полы
Плитка
На завтрак, обед, ужин,
А асфальт - на десерт
Московский десерт:
Слой асфальта
Слой плитки
Слой асфальта
Слой плитки
Сдирают с города кожу
Ампутируют легкие
Сужают артерии улиц
Ломают хрупкие стариковские лица благородных фасадов
Видавших и не такое
Выбивают челюсти крепких улиц
Завешивают срам грязной мишурой
Загромождают площади шифоньерами ларьков
Юрий Долгорукий - и тот в клетке
Справляются и с безоружными дворами
Не щадят и детских качелей
Вгрызаются в древнюю брусчатку
Мучают бессонницей
Долбят вглубь
Так, глядишь, и треснет
По линии перфорации
И провалится
Но, о, ненасытный благоустроитель!
Пока плитка
Не дошла
До самого горла,
Успей крикнуть:

Горшочек,
Не воруй!



САНДРУ РИГЕ



Знаешь этот набор звуков:
Шин шуршанье, мотор у подъезда,
Шаги на лестнице, звонок:
"Телеграмма!"
Знаешь.
И стоит на этот случай
Уже собранный чемоданчик.



Смерть приходит не так приметно
В чем застанет - в том забирает
Подкрадётся, взломает, разбросает,
Наведёт страх, разрушенье и хаос,
Заберёт и заветный чемоданчик.
Вскроет - пусто:
Все сокровища на небе.



Не отрёкся от Бога.
Друзей не предал.



Начерти же на песке одной чертою
Звезду-аусеклис в знак упованья.



БОРИСУ КАЦУ



Был день как текст
Со внутренними рифмами,
Со скрытыми пружинами и ритмами,
Огромный, восхитительно подробный
И синтаксису Маркеса подобный.



Назавтра был совсем, совсем другой,
Наивный, как парижская гармоника,
Такой простой, и тоненькая тоника
Неслась по морю щепочкой простой.



Но страшно быть у белого листа,
В глазах закрытых - мрак и вопрошанье,
"казнить нельзя помиловать" мерцанье,
to be or not to be - и трепетанье
в явленьи жаркого горящего куста