polutona.ru

Вольфганг Бендер

Göthes besök


1.
Часословно кирпичным рефлексом Пряжки
Шириной аршинной, шагами утопшей барки,
Камер-юнкер с косицей, сюртук бумажный,
Мостовой лужи взгляд, под Готторпа шляпой,
Поднимает к мачтам верфи, на облак сверху
Расставляя ботфоты садится, смешной не пеший,
Дует в ус завитый, поднимается над этажами.

Подлетает к окну палаты, сквозь две решётки,
Подзывает барышень, скорбно платки узлами,
Завязавших в полдень, проборы, горошин чётки,
«Богородица Присна Дева, даж нам дугу трамвая,
Господина кондуктора, провожатым к императрице,
И цветочки-буквы на сером больничном ситце,
Авалера при пудреных буклях, верхом на сабле!»

2.
Сквозь дымоходы доходного дома пуговиц-вице
Адмиралы – «дарлинг, здесь дёшево, цвет обойный,
Схож со зверем – крокус рыжий, карманным шпицем
На прогулку выходит, воспитан голландской бонной,
Он уже однажды, у профессора, председателя Фрейна*,
Чаем баловался, гомункулом склянки аптечной Пеля*,
Притворялся, Шопенхамн* взрывая в китайский порох» .
Первозванный Андрей за Румянцевский сад с колонной,
Парой с бантом, бабочкой-лентной на бескозырке якорь,
Оловянный гвардеец в правой, в левой - газетной лодки
Снасти, парус абзацем – «...арап, причудливый карлик,
Встречен корреспондентом за Кадетской, у Катринкирхе*,
Представлялся ибн Тойфелем, Саудии принцем,
Превращающим Ид и Эго в двойное Альтер...»

3.
Приподняв котелки, скрестив шпажно – зонты и трости,
Передёрнув створы губ, вымолвить протяжно – «здраасте,
Стаатс-советник! Пожалуйте к нам, на Василевый остров,
Ваам не жарко милый? Не по моде – пальто с подкладкой,
Клеткой шарф, перчатки к локтю, калоши, в полосы гетры,
Для июля – не по погоде, странно видеть – по меньшей мере,
Впрочем, сам я, видите, нынче – в чалме и восточном платье.

Не пройтись ли нам парой по каналам-линиям Гирвисаари*,
Посмотреть на Галерный ковш, Голодай, портовые краны?
Возвратиться к Шуберту*, в кабинет, наклонясь над картой,
Подписать договор, обмакнув перо в чернильницу пальца –
Обязуетесь Вы – рассказать правдиво об Ангеле Люцифере,
Я – что душа желает! Этот город-призрак – из всех феерий,
Лучший – чтобы чувствовать вечность в границах часа!»

4.
Видение фройляйн незабудок Смоленки, на часовне
Ксений нищенок – «спи мой кукл остроносый в корзине,
Ты важатый-вагона, полицмейстер, архитектор, дворник,
Ять и бабочк каретки, секретарь, стучащий на Зингер,
Сочиняя челобитные о вызволении неровной строчки,
Из путанной нити, на вагах, рукава ночного сорочки,
Обнажая колени, бёдра и выше – с девичьим визгом!

О тебе, Валентине, швейцарских крестов санитарном
Страже на облучке кофейника с илистых мелководий,
У Николы Морского купол зюйд-веста звенит туманом,
Благовещенский мост – струны чугун и гранит мелодий,
Закипают, паря слепым Лютером на фонарей трезубцах,
Акробатом делают сальто, кульбит, встав на опоры-руки,
Вопрошают – «хочешь, зонт и сапожки из самых модных?»»

5.
на велосипеде по карнизу и башне витражам Лидваля*,
перегонки - Иоганн без руля смеётся, из рамы Лизхен
убегает вперёд к кровле Бруни*, на дымоход Валгаллы,
и лемурий кот на цепи сквозь лорнета копчёные линзы
подмигнул, грозя лапой - пустив коготь труб водостока,
курит трубку-кларнет, выгибает фугой спину фокстрота -
"как смешны колёса и привод педальный полётом снизу!"

годы разделив на девять, кудряв молодильным дилем,
папа Каспер*, опоре на трость, бубнит наизусть считалку,
"адвокат сочиняет параграф, алхимик уснул над тиглем,
вор крадётся в окно, щёголь зеркалу - коленцами танца,
признаётся в любви - себе милому, увы, не красоткам...
кто из них нынче прав? - тот чихнёт, поперхнётся икотой,
чёрту душу продаст, выйдет вон - молодым или старым?"

6.
Над прошпектами шаркая лопастями паровое судно,
Ботанический сад на палубе, в трюме кишит зверинец –
Сфинксов, корюшки, Христофоры за шпиль Михаила
Крепко держатся, жёлтых раковин львиная Пудождь
Открывает створки, зевает, глотая полушки, копейки,
Перевоза плату – от Тучки*, в гимназии Шаффе недра –
Букварём, где буквы – отжившая в кухнях утварь...

Шкипер – прохожих, сажает унтер-птицами на деревья,
Раздаёт голоса – щебеты, тиньканье, звонки и скрипы,
Не спеша, шаг по мостику, поклон, глубину под килем
Измеряет, из облака щиплет сырость и дождевые перья –
Певунов нарядив в серебро, но тускнеет, патиной серой,
Истекает на слёзы... пароходик гудит и плывёт на север,
Разрезая листвяный воздух на ростре крылатой девой...

7.
флирт мизинцем с полу-лекарем анонимно,
нимб Суламиты на седые волосы обручально,
"Тервисте таларка, годы ждал пантомимы
юталайн-дурочки, дагерротип отпечатком!

покажи позу лебедя, в кресле Леду наседку,
высиди первенца, заводной на гусиных лапах,
а на ужин тебе - винегрет, кефир и селёдка,
и - перед сном - бромной микстуры капли!

скажи московито - целован Базили блажного,
кто он? цезарь? Сакс-Веймарский курефюрстер?
Вертер-образ? силуэт из-под острых ножниц?
или Ильмарийнен? чтоб ему пусто в кузне!"

смотрит в ноготь, на босу ногу, качает тапок,
пьёт диагноз - "...височная доля. канцер..."

8.
Во все парадные – Язоном блуждая – Харибды, Сцилы,
Купидоны, кельнерами спешат со штофами шнапса,
Квёлый счёт на булавки, помаду, румяна, шпильки,
Клок руна на перилах, звонки, старуху под шалью –
Шамкая, свисла с нижней губы огоньком папиросы –
«Сапоги исходишь, не найдёшь – круглый остров,
А она на другом берегу – омывает рыдая Мью*!»

Разномастно, те козыри, эти здрав-цветы на пижаме,
Шуллер – лисья шерсть, покидает Литовский замок*,
Жмётся, выигрыш – колыбель скорлупкой орешка,
Не доплыть, мост Жёлтый*, разводит пролёт неспешно,
Матис-мельник* смеётся, охранной мукою грамот,
Верстовой ставит столб, в тополиного пуха бреши,
Чёрт кидает парик и бредёт с непокрытой плешью...

ПРИМЕЧАНИЯ

председателя Фрейна* - общество "Фрейн", обьединяло немецких врачей Петербурга

склянки аптечной Пеля* - как известно, первым запаянные ампулы с лекарствами, стал употреблять именно Пель. Его аптека, сохранилась на Васильевском острове, на 7-ой линии

Шопенхамн* - здесь ссылка на историю уничтожения Копенгагена адмиралом Нельсоном

за Кадетской, у Катринкирхе* - старое название Сьездовской линии

Гирвисаари* - финское название Васильевского острова

Возвратиться к Шуберту* - известный картограф, жил на Васильевском острове, на 1-ой линии

по карнизу и башне витражам Лидваля*... убегает вперёд к кровле Бруни* - здесь дома архитекторов Бруни и Ладваля - опять таки 1-ая линия

папа Каспер* - адвокат Каспер Гёте

от Тучки* - первый совместный адрес Гумилёва и Ахматовой, недалеко от Тучкова моста

гимназии Шаффе* - одна из известных гимназий Васильевского острова

Мью* - русифицированное финское название Мойки

Литовский замок* - бывшая следственная тюрьма, по легенде, в ней жил городской палач, встреча с которым, сулила удачу в карточной игре

мост Жёлтый* - мост через Мойку в Коломне

Матис-мельник* - хозяин мельницы на Матисовом острове в конце XVII-начале XVIII века