polutona.ru

Рафаэль Левчин

ПЬЕСА

мистерия



    Умер великий Пан!




Пролог.
Я безнадёжность. От меня не деться.
Не убежать ни в творчество, ни в детство.
Попробуй интересную игру
(Рекомендую не без оснований):
Вскрой вены — аккуратно, в тёплой ванне.
Как только ты умрёшь — и я умру.

Песенка шута.
Во Вселенной вечер,
Во Вселенной дождь,
Во Вселенной ветер
Точит ржавый нож.
Во Вселенной грустно...
Где-то пьют вино,
Чокаются дружно...
Ну и ничего!
Косточки развалин,
Свежие, для всех.
Зверь на самосвале,
Точно смертный грех.

Возврати цепочку,
Возлюби себя.
Бесы-ангелочки —
Позади! — сидят.
Во Вселенной дует,
Во Вселенной льёт.
Во Вселенной дурень
Песенку поёт.

Диалог первых любовников.

Он.
Как в газировке, в венах бьётся жажда,
И как во сне — зелёный окоём.
Кто — в поцелуй неутолённый, жадный —
Скажи, кто первый промычит: «Умрём!»?

Она.
На лепестках травы смеются боги...


Он.
Опять они! Везде, во всём — они!
Вон, собственную голову футболя,
К нам движется Адонис-Дионис.

Мы — средоточье четырёх мистерий!
И обнажённый ветер будет прав,
Лиловой кровью омывая терний...

Она.
Смеются боги мёртвые из трав...

Король.
Это с каждым случается,
И наступит февраль,
Над водой закачается,
Как надзвёздный фонарь,

И потянутся линии
Через белую сыпь,
И, наверное, мини
Перестанут носить...

Королева (навеселе, поёт).
Дайте мне евонную головку!..

Король.
Мадам, кровожадность такая к чему бы?

Королева
Заткни хайло, Ирод! Чем хочу, тем и верчу! Лучше быть нимфоманкой, чем наркоманкой! И вообще — я жертва сексуальной революции!.. Эх, да-айте мне евонную голо-о-овку!..

Король
Предтеча, твоей головы она хочет...

Предтеча.
Дай ты ей, ради бога, чего она хочет, и побыстрей, а то хуже будет! Чего хочет женщина, того хочет бог! Высшая сила завсегда проводит свои идеи в жизнь через женщину! Через Еву — первородный грех, через Пандору — вообще неприятности!.. Не знал? Учись, пока я жив! Аналогичный случай был со мной в...

Королева (на высоких нотах).
А меня как-то не колышет, где чего с тобой было, фраерюга ты локшовый! Опять про полюбовниц своих трепаться начал!! Кончай базар! Голову долой — и все дела!

Король.
Предвижу: Каинова печать
Снова на нас обрушится,
Точно сургучная печаль
С гребня волны игрушечной...

Королева.
Ирод, не вякай! Предтеча, на два слова!..

Предтеча.
Начинается!..


Королева (совершенно меняясь).
Милый...


Предтеча.
Сгинь, Иезавель!

Королева (с кротостью, чтобы не сказать: с нежностью).
Ты опять меня с кем-то путаешь! Я — Иродиада! Зови меня просто Ада.

Предтеча.
Хрен редьки не слаще, шила в заду не утаишь.

Королева.
Предтеча, не буди во мне зверя. Голову отрубят — пожалеешь, да поздно будет.

Предтеча.
Чем-то всегда приходится жертвовать, чтобы остаться самим собой.

Королева (теряя самообладание).
О-о! Один поцелуй!..

Предтеча.
Поцелуй меня в задницу и катись!

Королева (после паузы, очень спокойно).
Ты умрёшь. Но почему тебе так хочется умереть?

Предтеча.
Ух, клянусь единорогом! Ада, ты же интеллигентная баба, неужели не можешь понять?! Мы — участники мистерии, которая повторяется из века в век. Роли расписаны и вызубрены. Я Предтеча, ты Иродиада. Так было, так будет. Не вникать, а выполнять. Сын Божий, Дионис, Пан Великий — ждёт!!. Так что давай закругляйся со своим лирическим отступлением. Не пытайся произвольно менять сюжет, не выйдет.


Королева.
А вот если я не казню тебя? А? Вот возьму и не казню! А?!

Предтеча.
Да? А куда ты, интересно, денешься? Ты ведь влюблена в меня до потери сознательностии не успокоишься, пока не получишь желаемое, живым или мёртвым!

Хор.
Живым или мёртвым!!

(Примечание I. Первые любовники — корифеи Хора: Он — первого полухория,
Она — второго. Слова Предтечи Хор может резонировать так: Он.
Живым...

Первое полухорие. Живым...
П.п. (тише). Живым...
И т.д.) Она (одновременно).
Или мёртвым!

Второе (одноврем.) Или мёртвым!!
В.п. (одн., тише). Или мёртвым!!!



Предтеча.
Ты прижмёшь мою голову к груди, зароешься лицом в мои волосы, зацелуешь место среза, обагряя губы уже начавшей свёртываться кровью!..

Королева.
Машина! Ты машина!!!

Предтеча.
Лучше быть машиной, которая осознаёт положенный ей предел, чем машиной, которая по своей безмозглости воображает, будто мыслит и чувствует.


Песенка шута.
Дождь — водяной
Начистоту,
А винный дождь не идёт.
При короле
Состоять шуту,
А не наоборот.
Аааа
Ааааа
А не наоборот.
Она его любит
За красоту,
А он на неё плюёт.
При короле
Состоять шуту,
А не наоборот.
Аааа
Ааааа и т.д.

(Примечание II. Песенка может продолжаться сколь угодно долго — например, пока переставляют декорации, которых, впрочем, и близко нет, или пока не лопнет терпение зрителей.)

Король.
Ночь вся — бунтующая плоть!
Колючий дождь забился в жёлобе.
Он хочет одного — удрать,
А может только плакать жалобно.


Королева.
Хватит мочалу жевать!!


Голос с галёрки.
Точно!

Королева.
Тронул — ходи! Карте — место! Семь раз отмерь — один...

Палач (худенький, робкий, озабоченный, в огромной безглазой красной маске).
Я намёки с полуслова понимаю. Рубить?

Королева.
А то нет!

Король.
Ну что ж, Предтеча, нам пора прощаться...

Предтеча (рассеянно).
Угу!

Жрец (весь в чёрном, говорит отсутствующим тоном, совершенно не вдумываясь в затверженный текст).
Люди приносят богам ежедневные жертвы, но что известно людям о богах? К кому обращены молитвы ваши? Дано ли человеку видеть? Вы ищете бога на небе, другие — в реках и горах, деревьях и статуях, громе и чуме, а есть такие, что считают богами себя самих... Но бог, истинно говорю вам, там, где вы его не ждёте и ждать не можете, бог ВНЕ и ВНУТРИ... Бог может быть даже в зубной щётке, старой и почти негодной. Утром вы чистите ею зубы, и волосок застревает у вас в горле. Вы и не догадываетесь о нём, вам кажется, что это простуда, и целый день слёзы катятся у вас из глаз, и голос ваш звучит не так, как обычно, и друзья подсмеиваются над вами,и вы чувствуете себя измочаленным и не идёте вечером на свидание, и ваша любимая девушка выходит замуж за вашего соперника, и трое детей, которые были бы у вас с ней и младший из которых был бы новым Моцартом, не рождаются на свет, а вечером вас останавливает у дома грабитель, и хотя вы шире в плечах и выше на голову, но волосок уже лишил вас воли к сопротивлению и вкуса к жизни, и вы отдаёте свой кошелёк вместе с пиджаком; правда, в кошельке всего-то и было, что лотерейный билет, но именно на него выпал выигрыш — моторная лодка, на которой вам предстояло пересечь океан и прославиться;и, войдя в квартиру, вы ломаете почти законченный вечный двигатель второго рода, который вы собирали в свободное от любимой работы время, и открываете газовый кран на кухне, а огня не зажигаете...

Палач.
Так чево, рубить будем или чево?

Предтеча.
А умеешь?

Палач (с сомнением).
Вроде бы... Попробовать надо... Я ваще токо распинать обучен...

Предтеча.
Узкий специалист, значит. Ну, валяй, пробуй. (Становится на колени.)

Она (задумчиво).
А ты бы принёс мне голову, если бы я тебя попросила?

Второе полухорие.
Если бы я тебя попросила?
...я тебя попросила?!
...тебя попросила?!!
...попросила?!!
...просила?!!
...сила?!!!


Он и Первое полухорие озадаченно молчат.
Палач долго и старательно, с xаканьем — Хор резонирует — рубит Предтече голову; примерно с пятнадцатой попытки добивается успеха.
Входят Три креста и многочисленные Добровольцы из публики. Под руководством Жреца и Палача, с возгласами: «Эх-ма, взяли!», оживлённо распинают Первых любовников спиной к спине на Центральном кресте. Остальные Два креста размножаются делением.
Добровольцы, разбившись на две группы, распинают оба полухория.
Под весёлый стук молотков звучит


Песенка крестов.
Зияет зла святая простота
В созвездьи неумелых ваших вкусов,
Бурлящих у подножия креста,
Сурового, как белокожий Брюсов.

Но только снизойдёт бедовый сон
На умопомрачительную челядь —
Займёт у Солнца жало Скорпион,
У Рыбы — перья, у Горгоны — челюсть...

Он (на кресте).
Закурить нет?

Доброволец.
На, пока пожарника нету! (Вынимает изо рта гвозди, раскуривает сигарету, суёт Ему в рот, берёт в рот гвозди, продолжает крепить Его руки к кресту.)

Он (невнятно, т.к. рот занят сигаретой, а вынуть нечем).
Фасифо!

Обезглавленный Предтеча ( стоя на коленях, держит в руках свою голову, как Гамлет — череп Йорика, задумчиво вертит). Надо же! Был человек — и нет человека!.. (Отбрасывает голову.) Женщина! Женщина, вечная река! Мужчина всего лишь стебелёк на ветру тысячелетий, пыль, сломанный телефон, забытая записная книжка, его нет вообще, его не существует! Есть только женщина, женщина,женщина, проклятие наше, проклятие! О, королева! Единый миг любви твоей превыше и вечности на пиршестве богов!.. Раздвоенные черви, изрыгаем... хулу... нас славословью не учил никто... О, королева, королева! От твоих безысходных щедрот, как готовящаяся змея, над эмалевой миской встаёт голова голубая моя!.. (Поскольку страстность монолога плохо вяжется с чревовещанием, занавес падает.)


На авансцене
Эпилог.
Просьба сохранять спокойствие! Деньги за билеты будут возвращены всем желающим!

(Примечание III. Королеву и Её может играть одна актриса. Становясь Королевой, надевает корону, становясь Ею — снимает. Впрочем, можно играть без костюмов, а при желании — и без одежды. Все действующие лица, произнося свои реплики, выходят из Хора; отсказав, возвращаются в строй. Так что в конце концов все оказываются распятыми, кроме Жреца, он же Пролог — и Палача, он же Эпилог.)

В о т, с о б с т в е н н о, и в с ё.

Киев, 1976 — Чикаго, 1998