Дмитрий Дедюлин
НОВЫЕ ПАЛИМПСЕСТЫ
ДИХОТОМИЯ
1
как это ни печально и ни богохульно увы но я должен вам сказать что Дьявол
хочет Добра так же как и Зла – ведь в сущности Добро и Зло это одно и то же
– неисповедимы их пути и приводят часто к одному и тому же и только на
палитре разнообразия среди зигзагов и узоров следствия иногда различаются
что только подчёркивает общий Закон: восхоти Добро и Зло и ты получаешь
искомое – вялую рыбу псевдореальности которая бьёт тебя хвостом по
голове или чёрную копоть на дне плошки, чёрную перхоть осадка мыслей и
чувств которые остались после прошлой ночи но тоже сгорели как сгорает
всё в этом лунном мире напрасных величин и алых закатов – поэтому,
Господь, будь бесстрастен – не хоти Добра и Зла и мы тоже воздержимся ибо
мы простые смертные и нам не избежать судьбы но мы должны уравновесить
весы чтобы чаша не колебалась а груз был неподвижен – вокруг нас
иллюзии, зеркальные отражения наших страстей –помнишь чему учил Юлий
Гуголев Виталия Пуханова – нужно просто сказать: «я не при делах» и
Дьявол удалится гордой поступью из Ашрама Счастья, из Алькова Надежды
и Храма Тщеты – а ты – маленький лёгкий Будда из пагоды Индокитая – ты
ванька-встанька – встань передо мной и раскачивайся как раскачиваются
ветви на рассвете когда ветер дует и прошлогодние листья шумят встречая
поздний зимний свет своей сухой суетой – что касается нищих которым мы
подаем и помощи которую мы оказываем тем кто просит то это просто
гигиена души – мы сбрасываем бремя, случайные камни которые накатила
лавина и прошлогодний мусор застывший в водостоке ранней весной
2
от нашей помощи убогим
всё то же в мире – тот же грай
и девять вётел на дороге
нас просят: «солнышко отдай»
а мы с прозрачным – с ним играем
а мы расстаться не хотим
с этой весной, со странным маем
нас манит небо – улетим
воздушным шариком взовьёмся
под облака и жизни шёлк
как эта девушка смеётся
запрятав сердце между щёк
ПИСЬМО В БУТЫЛКЕ ЗАПЕЧАТАННОЙ СУРГУЧОМ
1
и самое главное – то о чём говорил Толстой – а он говорил о нашей телесной
общности, о семье, о прихотливых механизмах социума которые тоже
природа – киборг Модерна – он говорил о родах наших, о цепочках пращуров
и потомков – и да – «девки засмеют Христа» так же как любой социум –
тупая кукла инстинктов на ниточках пустоты отторгнет всё странное
неземное, всё лежащее вне плоскости трёх её измерений – всё что видится
перископу обыденного сознания в мутное зеркало глухого недовольства – но
там наедине – наедине с судьбой, с обстоятельствами, со страшным Роком –
каждый наедине сам с Христом и говорит с Ним или пытается говорить и об
этом весь Достоевский – Мистерия вечно совершается на Небесах и на Земле
и в этом угле нашего несознания мы ни за что не признаемся себе – мы
глубоко хороним его внутри себя, в себя, но именно там мы живы и поэтому
Толстому никогда не переспорить Достоевского как поверхности
не переспорить глубину, как материи не переспорить свою молекулу
2
перспектива Средневековья была условна и лубочна поскольку за ней была
глубина и бесконечность различных перспектив поскольку за ней был
Космос и поэтому мастера Средневековья подчёркивали условность своих
«пейзажей» – я говорю не только о живописи а вообще обо всём – они
хорошо понимали театральность реальности и понимали что реальность –
вертеп – пусть и священный и вот только когда этой реальности стали
придавать мнимую глубину, когда поверили в декорацию, эта «реальность»
стала тем чем она является сейчас но не поверхностью над Космосом а
поверхностью за которой ничего нет кроме такой же плоскости –
бесконечное тиражирование слайдов – кольцо фотоснимков – мнимое
углубление бутафории закупорило нас в этой прокуренной комнате и мы
вдыхаем дым, чад с открытой кухни и вполголоса ругаемся воображая себе
голубей в свете масляной лампы которую тут же кто-то опрокинул и «пожар
охватил здание» занявшееся огнём и сквозь чёрные дыры в нарисованных
холстах стала проглядывать настоящая темнота
КРОВЬ
1.
заколол поросёнка и пил его живую кровь смотря на яростном рассвете
в багряное солнце а ветер шевелил мои синие волосы – я простирал руки
к солнцу и кричал: «великое, ты ли озаряешь весь мир своим волшебным
светом или это Бог смотрит своим волшебным глазом на всё мироздание:
планеты, звёзды, Землю и сияет крутясь вращаясь в холодном космосе –
пронизывая его своей горячей чёрной любовью а потом падает как капля
дождя на честную кипящую сковородку и испаряется сизым глупым
облаком?» – вот она – летняя кухня одинокого писателя под навесом в саду
на даче в Циркунах или в Тишках возле глиняного Харькова лежащего
влажным облаком на пересечении путей железных и стальных в рокоте
усталого неба и в хлопьях белых голубей и неясытей летающих то там то сям
в сиреневом воздухе
2.
вы знаете, дорогие мои, что человек разговаривает с миром на своём языке –
на том языке который мир ему предложил – просунь свой язык в мою ушную
раковину – там – в далёком призрачном детстве у истоков великого водопада
и тогда человек – поэт, но потом всё это забывается – человека научат
говорить на общем волапюке – белькотать как бессмысленное животное или
вода в унитазе и он – человек, перестанет понимать мир – как случайная
хворостина в железных жерновах будет вертеться – он – человек, и будет
перемолот в муку потому что мир перестал понимать его – для мира он
просто мушка – пятно, точка на выпуклом стекле линзы и Верховное
Существо смотрит в бинокль и видит кружащийся снег – личинки из которых
вырастет зима и одинокого седого снеговика бредущего по пояс в сугробах
с веником и авоськой в заскорузлой руке
3.
да – только поэт говорит с миром – только они понимают друг друга – поэт
повелевает стихиями, стучится в окно с южным ветром, падает вместе с
дождём и течёт как ручей под мостом в заброшенном лесу изгибаясь ветвясь
– грязный мутный ручей но потому и прекрасный что в нём соринка соломы
– прошлогоднего стебля, перо птицы и шишка ели растущей на пригорке и
бросающей тень на эту благословенную цветущую землю
ДОСКА НАД ВЕЛИКИМ КАНЬОНОМ
1.
о как велик шаг между мыслящей единицей, гражданином, носителем прав и
обязанностей и пойманным животным, носителем вируса – пусть и
потенциальным который должен быть изолирован от себе подобных,
посажен в клетку, на крючок, на цепь и в идеале конечно же уничтожен –
человечество должно быть уничтожено! – а этот шаг скрывает бездну некоей
реальности – там клубятся облака, сверкают молнии и «косые дожди» сеют
свой частокол на бренную землю – ты идёшь над пропастью в которой течёт
Арагви, шумит-ревёт Терек и печаль моя светла потому что полна тобою – а
ты этого не знаешь – обречённый человек – ты по-прежнему грызёшь ручку
которой ты пишешь или карандаш, ты грызёшь дырку от бублика и ты
умираешь по частям – не здесь а там – в том мире где светлые облака и где
беспечальные ангелы дуют в свою трубу и гонят облака над горизонтом
2.
Белый Ангел возопил:
«мы ль с тобой не Боги?!»
я шугался этих вил
и пропал в итоге
вот бреду – поленья в ряд –
дорогие братцы
и сегодня говорят:
«надо улыбаться!»
растяну улыбкой рот
и шагну под цепи
этих каменных широт
там где белый пепел –
прах исчезнувших Помпей
Атлантида Рая
посмотри на мир скорей
первый как вторая
дорогая наша мать
полая София
время братцы умирать
а мы все бухие
но живём и хлеб жуём
смотрим на природу
и идём мы в Отчий Дом
тёмный как порода
этих буков и быков
мы их всех собрали
каждый вымолвил: «готов!»
и шагнул из Рая
3.
в синем облаке холодных пистолетов
я иду с тобою, мой герой
мир не ласков – он как тень скелетов
что лежат под каменной горой
в гору ту поднимемся однажды
и посмотрим в небо впопыхах
реет в небе парусник бумажный
весь сияя словно тёмный прах
посмотри как он с тобой ничтожен
глупую слезу утри, герой
и ложись под облако стреножен
словно Ангел созданный тобой
он не ангел – он – твоя застава
что в горах границы стережёт
и сияет ангельская слава
а стреноженное Слово ждёт
СКЛАДЕНЬ ЛЮДНЫЙ
1.
хочу поговорить о большинстве которое не в состоянии осознать целостность
мира, которое не состоянии сделать больше одного умозаключения – они
видят лишь плоскость, кособокую тень мира которая скользит в их бледном
сознании как то дерево с листвой в глазах собаки – говорят, животные видят
мир чёрно-белым и это так верно – именно чёрно-белое владеет нами –
дорогие хляби толп бьются о колени колоссов держащих мир но этот мир
скоро рассыплется как глиняная посуда в руках силача, как осколки фаянса
на маминой кухне когда ты выронил неловко лежащую в твоих руках тарелку
и смотришь как она разбивается, разбивается на десяток мелких частей
усеявших пол бледными лепестками
2.
однажды я хотел подняться на третий этаж чтобы встретиться с клиентом –
не спрашивайте где я работал – это не интересно, я нажал на кнопку лифта –
дверь открылась но лифт так никуда и не поехал – это был большой грузовой
грузный лифт – работал маленький, но он был наверху и пока не работавший
стоял на первом вызвать его отсюда не было никакой возможности – кто-то
должен был спустить лифт вниз – тогда я сам поднялся на третий этаж,
встретился с клиентом и вызвал работающий лифт и спустил (спустился)
на первый этаж и я подумал что это маленький символ жизни – что ты всё
должен сделать сам – признаться в любви, посадить дерево, зачать сына и
вырастить тот огромный яркий цветок в кадке который часто являлся мне
во снах и шелестел своими листьями, сиял своими лепестками и манил зевом
своего соцветия
ЧАШКА
я – неловкий – ударил свою новую фаянсовую чашку о выю кухонного крана
когда мыл её – получился скол на ручке – маленький, незаметный, и чашка
стала ещё прекрасней – вернее раньше её красота была стерильной
безжизненной – чашка была ужасна – она была неприкасаемой – каждый раз
я совершал насилие над ней когда пил из неё – а теперь – о чудо – она
оживилась – теперь у неё есть своя драма – история столкновения её ручки
с кухонным гусаком – теперь у неё есть характер, особое выражение, она
даже окрепла и из неё можно пить тяжёлый кисель и сметану – чашка вошла
в жизнь потому что совершенная красота в сущности потустороння – об этом
писал Мисима в «Золотом храме» – нам хочется ударить очень красивую
девушку, сжечь шедевр зодчества и архитектуры, отлить в цветы на клумбе
перед обкомом и стряхивать пепел в китайские вазы эпохи Тан или Мин
КАПИТАЛ!
давайте поговорим о нашем родном капитализме о котором нам
рассказывали дикие небылицы – например о том что свобода торговли –
торговля свободна, обеспечит невиданное качество товаров, конкуренция,
рабочие места, вольный рынок и священная корова – «экономика» про
которую никто не знает что это такое – я впрочем думаю что экономика – это
Дьявол – продолжим – итак: как «экономика» распоряжается
в благословенной Украине: были бабушки, торговали «с земли» у метро и на
рынке семечками – у них были отличные семечки – зажаренные сладкие
ядрёные и все как на подбор красивые – подсолнечные и тыквенные и вот
в один прекрасный день бабок «запретили», зато в диком количестве
появились семечки худосочные прелые, плохо зажаренные мусорные
в супермаркетах и бакалейных лавках и глупая молодёжь стала их брать – а
что же бабки? – о них забыли – они стали побираться или торговать
петрушкой и укропом – пока не запрещённый вид деятельности, или просто
умерли – и где же ваша свобода торговли? – где же ваше качество? – деньги
и власть подминают под себя мир, деньги и власть – это надутый пузырь
который давит нас своей тяжестью, происходит конвергенция, слияние
капитализма и социализма, скоро они заставят нас покупать свои товары,
попытаются застолбить каждый участок суши и моря, и обложат налогом
солнце и ветер
КАРЛ
1.
в сущности Карл Маркс боролся против родового человеческого проклятия,
против клейма грехопадения, против Божественных Алгоритмов, это был
бунт детали орнамента против огромного богатого ковра, стоит ли
удивляться тому что бунт закончился вылезшими нитками и небольшой
дырочкой – как будто кто-то пропалил ковёр сигаретой – это был бунт еврея
против Бога который изгнал его из Рая, попытка совлечь Рай на землю как
одеяло – они взрывали Райскую Стену динамитом, бурили её буром,
разводили костёр но сгорели сами – взрывной волной их отбросило от стены,
свёрла буров ломались и гнулись только ветер свистел в парусах – снасти
тоже срывало на воду и вставал этот Вал Безутешный и кидал их на Скалы
Свои
2.
Израиль – это Противник, это Вечный Богоборец и именно Израиль взорвал
Двадцатый Век – Израиль рассеянный по Земле – Израиль летящий под
всеми парусами навстречу смерти и немцы и русские – наиболее
укоренённые народы выпустили из своей земли чудовищные ростки
Пристрастия и Преступления – и всё же печальное солнце смотрит на них
сквозь аммонитовый туман, сквозь сухую росу изморози и улыбается верным
сынам Вотана и Сварога – игрушечным Богам нашей юности и нашей Земной
Любви
3.
преврати ты Землю в Рай
убери могилы
и с забвением играй
пей покуда силы
не оставят – ясным днём
жги свои запасы
и ходи своим конём
в стужу и пампасы
ВЕСЬ МИР ТЕАТР А ЛЮДИ В НЁМ АКТЁРЫ
всеобщее избирательное право хорошо характеризует «реальность» в
которой мы живём – и в самом деле выборы – это спектакль для миллионов
в котором они участвуют но участвуют как статисты не понимая замысла
режиссёра а зрители – их десятеро смотрят из пустого зала на свою пьесу –
получается что настоящий зритель – это режиссёр а зритель массовый это
актёр который сам не понимает своей вовлечённости впитывая токи
«Вечного Искусства» – хохочу во всё горло – результат между тем
предрешён – пьеса написана – с несколькими концовками но замысел
понятен – так и в литературе – престижная премия привлекает множество
лохов шлющих свои творения мастерам – но куда они их шлют? – в корзины
нескольких компьютеров где невидимые эксперты нажимают «очистить»
между тем нужные и свои люди занимают места в премиальном списке – так
устраивают вовлечённость, так создают публику ни сном ни духом не
ведающую что её используют «в тёмную», не забудем о тех, кто собирает
статистический материал и использует эти сведения для своих разработок
ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА
1
после долгих усилий цивилизации путём селекции удалось вывести из
человека робота – вот он робот 21 века – такой послушный, такой
рациональный – рацио для него синоним интеллекта, исполнительный,
радушный, стремительный и безопасный, обладающий всем набором качеств
которые современный социум предписал человеку – пардон – человек – это
хлам, старый хлам который лежит на дороге и жутко воняет и который
кто-нибудь уберёт пинком и он покатится в ебеня, в лопухи треща сучьями и
звеня осколками стекла попадающимися на пути – на пути во пластилиновый
Ад, в Тартар, в геенну огненную
2
однажды Бог вороне
послал постороннего
она его вертела
на палец надела
делала с ним что хотела
а посторонний крякал
не знал как быть
пить или не пить?
поэтому выпей немножко
для услады души
выброси кошку в окошко
и себя покажи
выйди, выйди
во малиновый сад
чтобы дятел тебя увидел
и унёс бы назад
во дупло лучистое
и стал бы дупло углублять
я не рождён коммунистом
но буду им – точно блять...
НОВЫЙ СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
и ещё пару-тройку слов о нынешнем состоянии умов – для писателей пьяных
стараюсь – очерчиваю очертания возможного будущего – простите мне мою
невольную тавтологию – дорогие мои, читателя не будет – наступило Новое
Средневековье и светоч знания будет храниться в новых монастырях –
формы изменяются – дух остаётся прежним – нынешний же плебс
заполонивший и галёрку и партер – все социальные этажи в пределах
сломанного лифта, вовсе разучится читать и писать – они будут сплошь и
рядом и перед Садом и Гадом слушать аудиокниги – «собрание глупых и
несмешных анекдотов», какую-нибудь похабель и усовершенствованный
робот Т9 будет печать то что они будут надиктовывать ему – так закончится
слава мира – после этого лишь ислам в симбиозе с левыми или новыми
консерваторами или какой-нибудь международной сектой последователей
нового менеджмента захватит власть над большей частью земного шара –
будет интегральный террор, дигитальная диктатура, от человека мало что
останется – остов в цепях и только немногие выживут как особи,
представители своего рода, будут «жить в лесах» – человек, таким каким он
должен быть, станет снежным – таким существом с иной планеты
прилетевшим с далёкого Сириуса или Альфы Центавра