polutona.ru

Звательный падеж

Татьяна Положий

Родилась в 1986 году в Харькове. Окончила филологический факультет Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина (тема дипломной работы - «Метатекстуальные параметры прозы Владимира Сорокина»). Публиковалась в альманахах «Левада» (2009, 2010), «ЖУК» (Живая украинская культура; 2010), журнале «Харьков. Что? Где? Когда?» (2010). Принимала участие в фестивалях «Текстура», «Авалгард», «Фокус».




***
Мы новые греки, заново открывающие космос.
Мы числимся в списках пропавших с острова Крита.
В те времена, когда солнце еще было богом,
а море не страдало хроническим конъюнктивитом,
мы шли от вершины к вершине, легко, красиво,
оставляя позади кипарисы, буки и бремя,
черт знает кем, когда и зачем прожитых жизней,
попивая кокур и закусывая инжиром время.
В кристаллических лицах озёр, родников, водопадов,
созерцая себя с чисто греческим упоеньем Нарцисса,
мы молились под ледяными струями Зевсу, Христу, Аллаху,
хотя они шли где-то рядом и не требовали им молиться.
Крымские дети бросали портфели, раздевались и прыгали в море:
хлебать соль веков интересней, чем грызть черствый хлеб науки…
А мы шли и шли: Демерджи, Бабуган, Ай-Петри,
Ай-Данил, Ай-Тодор – Эллады святой ай-внуки.
И когда стало холодно, и Борей пригрозил нам смертью,
а Караби-Яйла застелилась густым туманом,
последний Диоген впустил нас в свою уютную бочку,
накормил нас пловом и разбавил вино в стакане.


###

мельницы качели библиотеки

бабочки зеркала бомбы

кварки слоны иероглифы

простота которая хуже

а чего собственно она хуже

в детстве все предельно просто и плотно и плотско и ярко

в детстве много настоящего времени

это от того что время еще есть

его еще предостаточно

его не нужно ловить

заворачивать в фантики

рассматривать под микроскопом

распихивать по карманам

метить пальцем на грязном и потном окне

памяти мало

и та мешает

засыпать например

это потом будет отсутствие глаголов в будущем времени как показатель особого жизнелюбия

будем точнее страха безумия и безимения

просто это когда есть и все такой себе показатель наличия

сложно это когда ничегошеньки нет а ты пыжишься

так мол и так и вот так и не так уж а так уж не так

а никак … вот ведь

и никогда уж не сложится в так

потому как

а как

только и здесь же хрен будешь доволен

вспомнишь про яблоки обязательно вспомнишь

ведь опасаешься ты наступления этих глаголов в будущем времени

яблоки же утяжелят дыму добавят и сделают дело

после не грех призадаться вопросом что изначальнее

яблоко-плод

или имя плодовое

и о мичурине вспомнить

и милости взять и закопаться и замолчать и…

в детстве время шуршит тобою

это потом будет казаться что ты шуршишь им

а в детстве вы с ним тождественны дружески

оно тебя лепит и ты его лепишь

но никакого секса со временем у тебя еще не было

и ты твердо знаешь что ты есть

а не будешь или еще чего гаже был

ты это знаешь, а не думаешь

потому тебе просто ярко и цело и плотско

и мельница это мельница бабочка это бабочка

слон слон бомба бомба зеркало зеркало

а библиотека – это огромный шкаф с книгами, которые еще хочется прочитать

а качели это качели

и лучше еще обязательно будет

а что такое кварки ты просто не знаешь

и ты не один и не сейчас это понял

это общее место

в него все захаживают

чтобы слить

а простота это не плохо

это или начало или

конец



###

Я просил:
«Не смотри на меня, –
объяснял, –
я вспоминаю сразу одного щенка без левого глаза. Он таращился так же, мама шла быстро, я тогда понял, что значит слово ответственность. Это, когда некому выгуливать, а по ночам снится правый прожектор, как звезда Вифлеемская.
Не смотри на меня, –
говорил я. –
Ну, смотри хотя бы на потолок, потому что во мне просыпается чувство покинутой родины. Знаешь, когда понимаешь, что так будет лучше со всех четырех сторон и тут же, сразу, выпукло и навсегда уясняешь, что лучше уже никогда не будет.
Посмотри хотя бы в окно, что тебе трудно?! – вопрошал тебя, – а то я как-то сразу вспоминаю иконы. Чего ты смеешься? С них тоже так смотрят, как будто все про тебя знают, а ты тут еще зачем-то танцуешь.
Не смотри на меня,
слышишь,
а то чудится старая глупая песня, а это грустно, и чувствуешь себя полным дебилом, который садится в какой-то поезд, который так никуда и не едет.
Не смотри на меня, – убеждал тебя рьяно, – я кажусь себя патефоном: все ушли, а он, как дурак, играет.
Не смотри на меня.
Я не могу так.
Ты понимаешь?»
И она перестала смотреть что ей трудно когда ее так замечательно просят всего-то поменять градус поворота головы для этого нужно мало и тут вдруг я понял так остро как нож из набора Бора что в тот момент когда ты от меня отвернулась я как-то сразу сошел с орбиты и меня почему-то всего не стало


###

Как девочка с косой козу рисует и пририсовывает ей усы, и плачет, что та теперь совсем как кошка стала -
так девочка не будет больше плакать,
а подрастёт и сделается тётей, и будет кошек из пакета рыбой подкармливать.
Когда уж невтерпеж - тогда возьмет соседского мальчишку в какую-то никчемную субботу и поведет за маленькую руку кормить козу в центральный зоопарк.

Как мальчик, очарованный козою, хохочет от горячего дыханья животного, протягивая руку с капустным фиолетовым листом, так через пролетевшие по кругу его никчемные субботы он больше никогда не рассмеется, и руку для рукопожатья протягивать он будет очень лихо, лизать ему хоть будут, и не редко, да сплевывая, за вознагражденье. И не посмотрят на него козой.


###

маме

она знала, когда провожала,
не на спасенье, а на тебя же тебя отпускала.
не больше, но и не меньше.
каждый камень, стопою твоей пройденный, знала – он ей колол слева.
не больше, но и не меньше.
знала, как потом на коленях одна оттирала камень от красного.
знала
и рисовала в альбоме ослика рядышком с самолетом
и все просила, все умоляла - на небо, как на кладовую утвари, – ковшики, плошки…
чтоб ты подольше не знал.
а она знала.
и крепко ногами в утробу земную врастала и молча стояла, и знала,
как ощупью глаза выхватишь и узнаешь,
что знала и провожала, и отпускала, и оставалась,
чтоб было куда возвращаться тебе.
не больше, но и не меньше.


###

Как крепко мифологическое кольцо

Как держатся за него старики

Как презирают они пору цветения

Давят тиски, смыкаются над головой

Новый виток как уходящий поезд

И нет сил добежать и билет утерян

Отсюда склероз и нелюбовь к птичьему галдежу

Как занимают их пустяки

Как чутки они к смене направления ветра

Как трогательна их концентрация на дне недели

Фиксация малейшего колебания какого-то поля

Как хранят они тряпки-склянки -- залог завтрашнего дня авось пригодится

Как любят себя молодых и здоровых

Как берегут конфету для соседского ребенка

Как знают имена бродячих собак

Как ждут и считают шаги на лестничной клетке

Как смотрят в глазок пока ноги держат

Как громко дышат

Как ничего не знают


###


1.
лицо балконье смешно помято летней капелью лестью лепетом и бездельем

скрипучие ка-ру-се-ли
      уже завертели
         детство

«розово    зелено      сладко»
      раз – складка
      на лбу первая
      больше нервная
            далее по прописанному
                  кому - армия
                  кому - конфетка
                  кому - детка, а может, продолжим?

               - положим!
редко - голову вверх по известной модели - а там рожа балконья
и очень редко – небо синее в пушистых энималз – ча-ру-ю-ща-Я разметка
да ветка навзрыд плачет капелью

внизу – карусели


2.
благостно тщетен выдохнут воздух стремится сбиться периной
меньше нежели уместиться может
на языке шершавостям всем
чтобы
опасности опись
из-за
какими словами
выбить в стакане солнца
жмуриться - не журиться
сузить до было когда-то
чтобы
витально гладко
складка
еще одна складка
горько и даже кисло
а волноваться стоит
тщетность превозмогая
немощь свою лелея


***
Подпалили лягушечью кожу на старой кухне.
Вторая конфорка слева, по левую руку вторая.
Запахло гарью и сделалось горько очень.
Ищи меня через три дня и три года в кукольном царстве.
Я буду живой и здоровый, хоть ты меня не узнаешь:
предугадать, что может случиться за эти пять лет, непросто.
Я стану тебе улыбаться, если смогу догадаться, что ты меня ищешь,
хоть, впрочем, смогу – я ведь догадливый в целом.
Ищи меня долго, заглядывай в каждый словарь плешивый.
А если вдруг не захочешь, то будет вполне понятно:
достать хороший словарь не так уж и просто.
Я стану тебе улыбаться…
Да, вот еще – надо бороться, искать и никогда не сдаваться.

Подпалили лягушечью кожу на старой кухне, а она не сгорела, дура,
взялась пузырями, но не сгорела,
скукожилась, как столетняя мерзкая баба, но не сгорела.
Бросали в кастрюлю – кипела,
но все же вполне узнаваемой лягушечьей кожей осталась.
Ищи меня