polutona.ru

Варвара Петрова

летний Стокгольм

верёвка

I

изумительное 
нетронутое состояние 
до:
первые секунды трейлера 
к американской истории
где герой обгладывает кости
глядя на обшарпанную квартиру
и видя в стенах
то, что важнее стен.

потрясающая 
хватка:
закидываешь абордажный крюк
на небоскрёб 
и не вешаешься на веревке.

пат королю
тайм-аут у оппонента
после прогулки в восемь ходов
анафорические заметки 
мелкого перебега:
белое, чёрное,
буквы и цифры,
половина и половина

ночь 
ноша в шоппере
кость, корона, крюк
и звезда звезде говорит:
это судьба,
всем понятно, как всё собирается воедино.
быть тебе, девица,
оставайся, мальчик,
хочешь не хочешь, а будешь ты
мороком,
счастливейшая.

собственным ходом сквозь непролазный терн,
собственным именем из безвылазного шума.

пожирай вчерашнее мясо,
ночи быть чрезмерно тёмной — 
значит, что боль уснет и не разразится
в каждый твой миллиметр 
вертикально вверх.

значит, что шум уснёт,
и ничто тебе не прошепчет,
что дороги не существует.

что верёвка здесь не для хода
вертикально вверх.

многие малые птицы
голову обведут хвостами
и постучатся в череп —
выровняй шаг под биение клювов:
если ты решето, то время не перестанет,
ночь потускнеет,
и птица на крыше
почувствует вкус кости.

II

а кем они были,
не завязавшие узел,
затягивающийся от попытки
выпутаться?

когда Селигман смотрит в глаза
своему убийце,
Джо говорит:
это самое слабое из твоих отступлений.

щебень под пяткой отступает и
щебень у пропасти катится в пропасть 
щебень под пяткой катится в пропасть
пятка катится в пропасть
носок в пропасть и 
электрическая полость твоего тела 
аннулирует пропасть, движение и пространство
и усиливает разряд 

верёвка не для движений или падений
она держит как пузырёк с кислотой
тело сквозь время на высоте над уровнем моря
или под уровнем моря
как повезёт

я оставляю как крепость с пропитанными ядом стенами
через подземный ход
волосяные фолликулы и пигмент в радужке
и выползаю по винтовой лестнице ворса

ящерицей — на солнце.

разряд


*   *   *

вот теперь я вижу,
глядя ему в кольцо, 
в шляпу светодиодных ламп:
ни одного пути,
переполненного циклопами,
пришельцами или орками,
ведьмами, роботами,
людьми,
не обходилось без уличного фонаря.

разрываешь равномерную патоку желтой комнаты
(если забудешь солнце —
не ощутишь осады)
разбиваешь холод как йогуртовый десерт,
вот и всё, что отделяет тебя от бетонной тьмы,
от небесной тьмы:
стройный столб, метко прицеливающий свет.

разбиваешь соразмерную полю патоку,
разрываешь солнце, освобождая время, —
между твоими глазами и тем огнем, 
что каждый взгляд возвращает горьким,
лучник натягивает податливый непокой,
сеет пылинки в свете, очерчивает тебе топос.

кто не пугался большой воды, на круговой разметке
на языке чужом с асфальта прочтёт надпись: 

никогда не касавшиеся друг друга ветки
тёплыми тенями ложатся накрест.


летний Стокгольм

сколько я ни пытаюсь
в зиму с двенадцатого
на тринадцатый
я вспоминаю
в центре Стокгольма
аллею в цвету
(как называется
когда помнишь аллею
но не деревья?)
и гул моторов по сторонам 

урны везде бесцветны
с ними гораздо проще 
в зиму с двенадцатого
на отрочество
мне рассказали второе значение
урны
в солнечном свете
аллеи
широкой улицы 
в центре Стокгольма

я любила
а смерть в городском саду
в ста с лишним метрах от пляжа 
в старом замке
в хосписе и больнице
в двух последних домах деревни
перетянутых детским канатом
следовала из книг
так делают 
мне рассказали
на западе

значит, и их сожгли 

был грязный снег
мусорный бак
скамьи
каменный лев на площади
золотой нос собаки
рядом с натурмузеем
милое
равнодушное окружение
программа защиты свидетелей 
как я понимаю 
сейчас
дала им убежище 
в другой реальности

и когда я держала 
взгляд 
на одном из них
он как дым
возвращался в небо

я представляю саван
милое тело
равнодушное к свету
к парку и к морю
к золотому носу собаки
и на каждого

я собираю противоядие
я задерживаю дыхание

мой рюкзак тоже полон пепла
так говорят
делают
на западе
и когда на перроне 
крепчает ветер
я вспоминаю как к северу
курят трубку
и как в моё детство
с двенадцатого на тринадцатый
пустые глазницы
пластикового скелета
в шкафу вагона
на диком западе 
встречают меня
и я не бегу от них

чёрный дым
мой пепел раскидывается как крылья
бумажного рюкзака
но когда я жду что он упадёт на землю
он отталкивает
белый мрамор
в переходе играют джаз

вместо мотора машин из поезда
иду в пустоту
куда 
оборачиваются деревья

летний Стокгольм
стоило ждать

вытираю рукав
выдыхаю в мартовский одуванчик