| ПРЕМИЯ - 2004
| ПРЕМИЯ - 2005
| ПРЕМИЯ - 2006
| ПРЕМИЯ - 2007
| Главная страница

| АВТОРЫ

Леонид Костюков
Станислав Львовский
Ксения Щербино
Константин Кравцов
Алексей Кубрик
Мара Маланова
Андрей Хаданович
Сергей Жадан
Василий Бородин
Евгения Суслова
Юлия Тишковская
Андрей Моль
Евгения Риц
Федор Сваровский
Борис Херсонский
Андрей Поляков
Ника Скандиака
Леонид Костюков | Премия журнала «Рец»-2008
Номинация от журнала «РЕЦ» № 49, 2008.
Выпускающие редакторы Павел Настин, Евгения Суслова.


Автор: Леонид Костюков

Биография:
Поэт, прозаик, критик. Родился в 1959 году. Окончил механико- математический факультет МГУ и Литературный институт (семинар Анатолия Кима). Преподавал в школе литературу и математику. Публиковал статьи, эссе, стихи, прозу в периодике («Дружба народов», «Соло», «Авторник», «Арион», «Еженедельный журнал», «Независимая газета» и пр.). Изданы отдельно роман и сборник рассказов. Был куратором литературных вечеров в Ахматовском культурном центре, участвовал в качестве постоянного ведущего в работе Эссе-клуба. Победитель сетевого литературного конкурса «Улов» (весна 2000 г.). Шорт-лист Премии имени Юрия Казакова (2000). Библиография: Он приехал в наш город. Стихи, эссе, проза. — М.: АРГО-РИСК, 1998. — 40 с.; Великая страна. Роман. — М.: Иностранка; Пушкинская библиотека, 2002. — 268 с.; Просьба освободить вагоны; Повести и рассказы. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 404 с.



      На деревне у дедушки
      
      1.
      
      
Первые два раза он был на руках у своей матери и смотрел так, словно все понимал.
      Потом притопал ко мне своими ножками. Он мог сказать подряд столько же слов, сколько сделать шагов.
      – Дай, – заявил он и споткнулся.
      Я дал ему сухое печенье. Оно хорошо для маленьких.
      
      
      2.
      

      Он рос и взрослел.
      – Ты здесь живешь? – спросил он.
      Я невольно засмеялся.
      – Ну, не всегда. Но мы с тобой встречаться будем здесь.
      – Только здесь?
      – Конечно, не только.
      – А ты приедешь к нам в Москву?
      – Конечно. Если ты захочешь.
      – А что ты тут делаешь?
      – Я ращу огород.
      Я повел его и показал ему свой огород, но ему прискучило на пятой грядке.
      
      
      3.
      

      В то лето мое внимание привлек укроп. Кажется, раньше я его недооценивал. Мне понравился его аромат, его желтые венчики, узор его узких листьев.
      В то лето взошло много укропа.
      Я рыхлил землю и смачивал ее. Я наблюдал, как пухнет вблизи от поверхности редиска холодного сиреневого цвета. А за каждой редисочной каплей тянулся вниз длинный лохматый корень.
      Я любовался дырами на листьях салата.
      Разве что не полол – да я никогда не полол свой огород толком.
      
      
      4.
      

      Несколько лет я его не видел – и вот он уже школьник, и предъявил мне долгий реестр оценок. Я внимательно просмотрел его и уточнил, что и почему. Но его не больно-то интересовали успехи в учебе.
      – Скажи-ка, – спросил он, – а ты не умрешь?
      Я засмеялся.
      – Нет, не бойся. Один дядя много лет назад решил, что я умер. После таких ошибок долго живут, уж ты мне поверь.
      – Это суеверие, – заключил он грустно и как-то старчески.
      – И ты не умрешь, – я положил ему руку на голову – и он не отпрянул. – Ты будешь жить долго…
      – …и счастливо, – вставил он насмешливо.
      – и по-разному. Женишься, вырастишь детей, потом внуков, потом оглянешься назад, посмотришь, что успел, а что не успел…
      – И? – он смотрел на меня с азартом.
      – И не умрешь.
      Он закатил глаза, как будто я нес ахинею, и ушел по своим делам.
      
      
      5.
      

      Честное слово, я любил бы яблони, даже если бы они не приносили плоды. Мне нравятся их коренастые фигуры, их цветы.
      Это обычное дело – цветы мне нравятся больше плодов.
      А хрен – посмотрите, какая мощь! Огромные овалы листьев, а там, в земле, целая система. Попробуй выкопай – впрочем, это уже не мое дело. Мое дело – вырастить, а они пусть копают.
      Я смотрел, как светлеет крыжовник, вот уже солнце видно сквозь крупные ягоды, вот их уже надо осторожно брать, потому что они вот-вот лопнут и брызнут сладким соком, да, уже сладким, потому что всему свое время.
      
      
      6.
      

      Он приехал студентом – и его мысли были заняты малым.
      Я готов был вникнуть и в это малое, спрашивал его, желая помочь, но он морщился и отмахивался. Вот в чем беда – оно и для него было малым.
      Как ботинки не сами по себе малы, а на конкретную ногу.
      Тут уж ничем не поможешь.
      – Тебе пора влюбиться, – сказал я ему.
      – Можешь это устроить? – он вложил в извив интонации всю свою небольшую едкость.
      – Думаю, да, но лучше постарайся сам.
      – Ты понимаешь, что говоришь, дед?! Как можно постараться влюбиться? Ты еще скажи – постарайся, чтобы дождь пошел.
      Я пожал плечами и ушел в огород.
      К вечеру пошел дождь – очень вовремя, особенно для огурцов.
      
      
      7.
      

      Меня всегда забавляли крохотные иголки на мясистых огуречных листьях, на самих огурчиках. Как будто они хоть что-то уберегли. Этот колючий ворс, неужели нельзя было придумать что-то эффективнее?
      И ради чего?
      Может быть, я старею?
      На моем участке растут и деревья, например, береза, дуб и сосна.
      В детстве он делал кораблики из сосновой коры, обстругивал чешуйку перочинным ножом.
      Оранжевый срез, слезинка смолы, длинный гвоздь вместо мачты и дырявый лист вместо паруса.
      Он потерял один такой кораблик в лесу около дачи, я знаю где, за муравейником, и теперь он плывет, плывет…
      
      
      8.
      

      Потом он долго не приходил, но я знал о нем, как он умнел, лысел, старел. Ко мне приходили его маленькие дети, мальчик и девочка.
      Потом он навестил меня в городе, подошел и заглянул в глаза.
      – Ты не врал? – спросил он. – Я и впрямь не умру?
      – Я не умру – и ты не умрешь.
      – А если я устал? Если я не хочу жить вечно?
      – Ты отдохнешь.
      Он махнул рукой и ушел. Бедняга, уже за пятьдесят, а все еще неточно знает, как покупать свечу, как зажигать ее, как слегка оплавлять нижний конец, чтобы хорошо закрепить в этой чашечке…
      
      
      9.
      

      Все идет как должно, а почему-то печально.
      Я смотрю на розовую кромку заката, вдруг переходящую в темно-синее, на неровные черные силуэты, здесь образующие горизонт.
      Парадоксальным образом это похоже на компьютерную графику.
      Вот это действительно удалось.
      Слезы подступают к горлу.
      Скоро дождь.
      
      
      
      Человек из нового мира
      
      Он стоит у гаражей и сосредоточенно курит. Я прохожу мимо – он окликает меня невнятным междометием. В принципе, Кузьмикин знает, как меня зовут, но не хочет напрягаться.
      Я останавливаюсь.
      – Это… тебе сколько лет?
      Я говорю, сколько, – а что?
      – Да… это… у меня не стоит член.
      Кузьмикин не смущается; просто в его рту полно междометий и они выпадают оттуда. На слове «член» Кузьмикин ставит отчетливое ударение, как будто все остальное у него стоит.
      Он интересуется, стоит ли у меня член.
      – Как когда. Всякое бывает.
      – А у меня – нет, – выдав эту лаконичную фразу, Кузьмикин затягивается сурово и гордо.
      – Главное – стабильность, – говорю я.
      – Думаешь? – он смотрит на меня с недоверием.
      Чувство юмора у Кузьмикина отсутствует. Оно не предусмотрено конструкцией, как бензобак в мобильном телефоне. Анекдоты Кузьмикин запоминает и пересказывает целиком, вместе со смехом.
      Но, оказывается, и у него есть своя концепция жизни, и он с трудом, как на иностранном языке, мне ее излагает.
      
      Опуская междометия – не страшно, что не стоит член. От этого есть средство «Виагра». Оно, конечно, дорогое, но это значит – надо просто заработать денег.
      
Зубы Кузьмикина давно превратились в краткие коричневые штифты, но их можно заменить. Можно разгладить морщины денежным утюгом. Перебрать и обновить внутренние органы. Повысить IQ (у самого Кузьмикина ушло две долгих минуты, чтобы соорудить это понятие из междометий). Нарастить мышцы и пресловутый член.
      
      Не просто остановить мгновение.
      Не просто обратить время вспять. Потому что молодой Кузьмикин – хоть я его и не знал – был, конечно, всего лишь эмбрионом теперешнего. Будущий сверхчеловек еще не ступал по асфальту этого мира. Он выходит из-под кисти романтического, хотя и бездарного художника.
      Между этим чудовищем возле гаража и его мечтой не расположены овраги и горы. Не надо одолевать дракона или разгадывать смертельные загадки. Поймай Кузьмикин золотую рыбку, он не изобрел бы и второго желания.
      Нужен только чемодан, хорошо знакомый нам по зарубежному кино. Несколько миллиардов долларов. Несколько цифр, причем большинство из них нули.
      
      Кэмерон Диас грустно смывает косметику, собираясь принять дринк и отрубиться. Очередной бойфренд оказался сволочью и потаскуном. И тут входная дверь в апартаменты с грохотом падает внутрь. И против неверного света в легком струящемся дыму стоит идеальный силуэт. Это пропитанный «Виагрой» загадочный русский Kuz’mikin.
      Он проходит кометой между звезд. Ему открыты политическая, музыкальная и спортивная карьеры. Он предпочитает частную светскую жизнь.
      Кузьмикин твердо знает: джин с тоником, виски с содовой, а мартини – со льдом.
      
      Реальный Кузьмикин твердо знает два способа заработка денег – физический и мистический.
      Физический – дешево купить и дорого продать. Но продать Кузьмикину, как правило, не удается. И не потому что дорого, а потому что коричневые штифты в его рту неприятно пахнут.
      Мистическим Кузьмикин считает все, выходящее за рамки его разумения. Например, берешь тысячу рублей. Половину меняешь на доллары, половину – на евро. Потом полученные доллары на евро, а евро – на доллары. Потом обратно на рубли. Так как Кузьмикин не в состоянии предсказать результат, он верит в то, что может получиться больше тысячи.
      Отдельные неудачи не складываются в мозгу Кузьмикина в систему. Вероятно, для создания систем нужно чувство юмора.
      
      Если кто-то скажет ему, что меня можно продать на органы за миллион долларов, Кузьмикин расчленит меня, а уже потом разочаруется.
      Если кто-то мне сильно не понравится, я скажу Кузьмикину, что его можно продать на органы за миллион долларов.
      Если мне надоест жить, я скажу Кузьмикину, что мои органы стоят миллион долларов.
      (Может быть, и стоят, но Кузьмикину нипочем их не продать.)
      
      Я стою на пригорке и смотрю на струи автомобилей, которые стекаются внизу в середке огромной буквы «Y». Пригорок покрыт короткой травой неопределенного цвета, похожей на небритость. Вдалеке мерцает реклама чего-то, не нужного мне.
      То, что я вижу вокруг себя, образует новый мир.
      
      Люди нового мира боятся смерти.
      В связи с этим они боятся старости и немощи. Старость и немощь – как позорные заразные болезни. Больные должны выбирать между лечением и изоляцией.
      Новый мир набит людьми, которые не собираются стареть и умирать.
      
      Гараж, у которого стоял Кузьмикин, покорежен, словно по нему долго и ожесточенно били кувалдой. Он выкрашен гнусной краской с серебристым оттенком. На боку написано: «МОЧИ…» – кого именно, не разобрать.
      
      Вечером я шел по улице. Вокруг меня сновали продолговатые молодые люди обоего пола. Но отчего-то мелькнула мысль: а что, если это клонированные кузьмикины, обезображенные денежными вливаниями?
      Если бы я спал, я проснулся бы в холодном поту. А так мне пришлось в холодном поту с утомительными пересадками добираться до дому.
      
      Дома я лег в чем было на что было и отрубился, как Кэмерон Диас.
      
      
      
      ЦПКиО
      
      Сперва они пошли на круговые качели. Когда разогнались, качели летели почти горизонтально, и вращая головой, Вадим видел по бокам небо и землю. То есть небо – действительно небо, а землю – людей, кассу, траву. Когда сошел, колени оказались словно пластилиновые.
      – Ну как? – спросил отец.
      – Да…
      Потом поднимались на чертовом колесе – тут уж отец сел с Вадимом, чтобы не так страшно, и вообще. Кабинка поднималась на дикую высоту и с такой же дикой неспешностью. У Вадима захватило дух еще на полпути. Он реально боялся, что они заденут облака, но обошлось. С высоты город оказался неожиданно зеленым и очень геометрическим. Там и сям мелькала река, казалось, что ее кусочки не связаны друг с другом.
      Для разрядки зашли в комнату смеха. Да, смешно.
      Американские горки Вадим сам отложил на другой раз. Сегодня он намеревался набрать определенную порцию впечатлений.
      Вот автодром – это конечно. Вадим здорово накатался, пихая таких же автолюбителей в прорезиненные бока. От машины шла палка вверх, вверху шваркала искра. Что-то быстро кончилось.
      Потом ели настоящее мороженое в вазочках в небольшом стеклянном кафе с видом на то же чертово колесо. Мороженое чуть подтаяло. В нем таился овальчик клубничного варенья; Вадим только пощипывал его, оставляя на финальный аккорд, а в конце оказалось, что у овальчика есть немалая скрытая часть, как у айсберга, и не стоило его так уж беречь. Отец улыбнулся.
      Потом отец купил ему воздушный шарик. Вообще-то Вадим уже был большой, но отчего-то сегодня воздушный шарик ему понравился, тем более что был настоящий, надутый не красными щеками, а из специального крана. Шарик робко тянулся к небу. Ветра не было – и Вадим остановился, чтобы не тревожить шарик. Ниточка постепенно натянулась.
      Что-то быстро стемнело. Вадим с отцом не спеша шли по красивой аллее. Фонари светили сквозь листву.
      – А мы уже уходим? – спросил Вадим. Отец кивнул.
      – А может, еще покатаемся? – катанул Вадим пробный шар.
      Отец не ответил.
      – А может, еще мороженого?
      – Горлышко заболит.
      В общем, Вадим и сам понимал, что день кончился. Впереди маячила калитка.
      – Постой, мы не туда пришли. Там же были огромные ворота, кассы.
      – Там вход, а здесь выход.
      – Пошли через вход. Там же метро рядом.
      – Нет.
      Вадим вдруг вспомнил, что и впрямь никто не выходил через вход, и вообще в парке не было сутолоки, потому что все в основном двигались в одну сторону.
      – А мы еще приедем сюда? – спросил Вадим, чтобы дать возможность отцу хоть раз сказать «да».
      – Может быть, – ответил отец после паузы.
      Вадим попробовал заглянуть ему в глаза, но недостало света, да еще отец был в этих своих очках. На секунду Вадиму показалось, что это не отец, а какое-то чудовище, а вот сейчас прибежит настоящий отец, пыхтя и с галстуком набок. Но нет, это и был настоящий отец. Отец не сердился, а спокойно ждал.
      Вадиму стало страшно.
      – Ладно, пошли.
      – Иди.
      – А ты?
      – Я потом.
      Вадим сделал два шага к калитке. Она была теперь рядом и приоткрыта. За ней тянулась примерно такая же аллея, но без фонарей.
      Отец закурил.
      – Мне идти?
      – Да.
      – Но ты будешь там? Обещаешь?
      – Да.
      – Ты любишь меня?
      – Да.
      Вадим вздохнул и вошел в калитку. Последнее, что он услышал еще по эту сторону, – это знакомые шаги за спиной. Но приближались они или удалялись, не смог разобрать.